Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Упражнения, методы, рекомендации к выполнению изображений различных пород деревьев.
Надо знать особенности изображения деревьев, чтобы передать (правильно) в рисунке те или иные древесные породы, их пропорции, строение. При этом знание конструктивной основы — взаимосвязь ствола и ветвей, особенности расположения листьев, плодов — поможет создать художественный образ, портретную характеристику дерева. Ель, сосна, береза, осина, дуб, рябина и другие деревья отличаются друг от друга. Даже каждое дерево одной породы имеет свой характер. Очень важно помнить, что дерево — это живой организм, поэтому в своей жизни дерево переживает молодость, зрелость и старость. Удивительные рисунки деревьев создал замечательный русский художник И.Шишкин. Могучие дубы, стройные сосны и тонкие березки прорисованы с особой тщательностью, при этом каждый набросок пронизан огромной любовью к природе. Пластические взаимоотношения деревьев, разнообразных по форме, во многом определяют характер пейзажного мотива. Рисуя крону деревьев лиственных пород, необходимо передать ее объемность, характер формы. В зависимости от различных условий освещения восприятие очертаний деревьев будет значительным образом меняться. При освещении сбоку одна половина дерева выглядит гораздо светлее другой, объемность его четко выделена. При контражурном освещении объемность пропадает, зато четко выявляется силуэт. Длина тени, падающей от дерева, ее расположение также зависят от времени дня, положения над горизонтом солнца. Очень выразительны силуэты деревьев. Силуэт дерева значительным образом может измениться от сильного порыва ветра. Полезно выполнить не только линейные, тоновые, но и силуэтные изображения деревьев и кустарников. Кружево ветвей создает неповторимые узоры на фоне светлого неба. Структура сучьев лучше выявляется у деревьев с облетевшей листвой. Ветви располагаются вокруг ствола, поэтому в рисунке необходимо учитывать их перспективные сокращения. Сложный узор листвы можно нарисовать обобщенно, без деталей, несколькими штрихами. Значительным образом облегчит восприятие очертаний дерева легкий прищур глаз. Последовательность рисования деревьев соответствует обычному порядку: от простого переходят к сложному, от общего к частному и затем опять к общему. Рекомендуется выполнять как краткосрочные наброски, так и длительные рисунки деревьев различных пород и отдельных ветвей, стволов, корней. Для этого можно использовать карандаш, фломастер, перо или кисть, тушь, соус, сангину, уголь, гелиевую ручку, а также сочетание этих материалов. Рисовать лучше на бумаге разнообразных цветовых оттенков, фактур, размеров и форматов. Подходы к изображению деревьев также могут быть различными: реалистичным с точной передачей пропорций и светотени, конструктивным, выявляющим структуру взаимосвязи корней, ствола и ветвей, или абстрактным, позволяющим обобщить сложную форму кроны дерева до геометрических форм и беспредметных пятен. Совершенно иной, опоэтизированный подход к изображению деревьев можно увидеть на рисунках японских и китайских художников. Высказывания древних восточных мастеров помогают постигнуть некоторые секреты изображения деревьев.
{ В. С. Кузин, «Рисунок наброски зарисовки». -М- 2004 стр.25-37}
Упражнения в выполнении различных растений. В качестве модели для зарисовки растений с натуры можно взять ветви тополя, вишни, яблони, сирени, клена, дуба, винограда, платана и др. Рекомендуется рисовать ветви не только с листьями, но и с цветками и плодами. Например, ветку ели с шишками, дуба с желудями, яблони и вишни с плодами, гроздья рябины и т.д. Лучше брать ветви с небольшим количеством плодов. Натуру можно рисовать в естественных условиях, на природе, а также в помещении. Готовясь к рисованию, модель (траву, цветы, ветви) размещают на спокойном фоне или ставят в вазу. Зарисовки и наброски растений выполняют разнообразными художественными материалами: карандашом, пером и тушью, кистью, акварелью и др. Ветви, листья и цветы лучше рисовать в натуральную величину или несколько больше, чтобы разобраться в их строении. Вначале внимательно рассмотрите натуру, выясните особенности ее формы и отличие в строении этого растения от других. Изучая строение цветка, выделите чашечку, венчик, лепестки и другие детали. Рисунок начинайте с определения общего движения ветвей, стеблей, абриса цветов и листьев, их композиционного размещения. Рисуя стебель или ветку, рассмотрите, как прикрепляется лист, как изменяется направление его жилок. Полезно на одном листе выполнить несколько зарисовок одного растения в разных поворотах. Кроме этого, хорошо было бы изобразить не только целиком ветвь с листьями и цветками, но и отдельно укрупненный лист или цветок этого растения. Важно почувствовать их красоту и очарование, чтобы не только правильно передать форму и конструкцию, но и создать неповторимый запоминающийся образ. Особый поэтический мир в рисунках растений создали художники Востока. Многие из них овладевали секретами мастерства в Китае, Японии и Корее, изучая подлинную энциклопедию классической живописи «Цзецзы юань хуачжуань» («Слово о живописи из Сада с горчичное зерно»), созданную в Китае на рубеже XVII—XVIII вв. Приведем несколько отрывков из этой книги в переводе Е.В.Завадской. Как писать стебель Вообще говоря, в живописи цветущих растений — как тонким, деликатным штрихом, так и в свободной манере — к тому моменту, когда опускаешь кисть, вся картина должна быть уже готова в голове: словно при игре в шахматы. Живое, одухотворенное движение должно оживить всю картину. Только так можно будет избежать жесткости и безжизненности. Когда рисуешь растение, начинать нужно со стебля, учитывая разницу между древесными растениями и теми, что относятся к травам. Древесные растения подобны старцам, травянистые же — все тонкие и грациозные. Так как в живописи трав воспроизводится их нежная грация, их структура может быть передана в трех позициях: движение вверх, ниспадание вниз и горизонтальное положение. В каждой из этих трех позиций могут дополнительно разветвляться стебли, могут пересекаться, выдаваться, склоняться, могут быть и сломанные, но их всего три разновидности. Из ответвляющихся стеблей одни идут вверх, другие — вниз, одни расположены в фас, другие — с обратной стороны. При пересечении стеблей нужно, чтобы ясно чувствовалось, какие из них впереди, какие сзади, какие толстые, какие тонкие. Существуют три вещи, которых нужно избегать: когда стебли устремлены вверх, они должны передавать чувства, а не быть вытянутыми; когда стебли наклонены, они полны живого движения и не выглядят так, будто они истомлены; когда стебли стелются горизонтально, они должны пересекать друг друга, но при этом пусть не кажется, что они подпирают один другой. Таков, собственно, способ изображения стеблей. Стебель по отношению к цветкам — то же, что конечности человека по отношению к его лицу. Лицо может быть прекрасным, но без конечностей разве можно представить законченным облик человека?! Как писать цветы. Есть разные цветы — большие и маленькие, в полном цвету и раскрытые наполовину, расположенные высоко или низко, повернутые лицевой или обратной стороной. И когда они растут вместе, нет абсолютно сходных цветов. Не поднимай их головки, если не можешь дать почувствовать их грациозность и прелесть. Не склоняй их, если не можешь сделать парящими. Не располагай их попарно, если не можешь передать разницу между ними; они не должны соединяться как попало — композиция их должна быть строго продумана; они должны поднимать или склонять головки естественно, и, если они повернуты друг к другу, их взаимоотношения должны быть переданы в их пристальном взгляде. Все разнообразие их поз должно быть интересным. Что касается самого цвета, то темное и светлое должны ясно ощущаться не только в группе цветов, в каждом цветке, но даже в отдельном лепестке. Краски и оттенки туши должны быть темными в сердцевине и светлыми по краям. Так цветы будут изображены в соответствии с закономерностями их существа. У цветов, которые еще не распустились, лепестки у центра более темного тона, у совсем раскрывшихся — светлого. Цвет стеблей в пору увядания — блеклый, во время полного цветения — свежий, а до начала цветения — темный. Цветы не должны быть одного темного тона, он должен чередоваться со светлыми тонами, темные тона должны акцентироваться более светлыми. Это выделяет темные тона и создает картину, приятную для глаз. Секрет изображения цветов. Цветы растут из чашечек, расположенных на ветвях, и господствуют над ними. Если часть цветов написана неудовлетворительно, ветви и цветки, изображенные правильно, не исправят дело. Прежде всего, в цветах должна быть передана грациозность, потом уже ветвями и листьями дополнишь очарование. Окраска цветов должна быть легкой и нежной, выявляющей. Их естественная красота должна казаться живой — вот-вот цветы заговорят. Так будут взволнованы сердца людей. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 522. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |