Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Упражнения, методы, рекомендации к выполнению изображений различных пород деревьев.




Надо знать особенности изображения деревьев, чтобы передать (правильно) в рисунке те или иные древесные породы, их пропорции, строение. При этом знание конструктивной основы — взаимосвязь ствола и ветвей, особен­ности расположения листьев, пло­дов — поможет создать художествен­ный образ, портретную характери­стику дерева. Ель, сосна, береза, осина, дуб, рябина и другие деревья отличаются друг от друга. Даже каж­дое дерево одной породы имеет свой характер. Очень важно помнить, что дерево — это живой организм, по­этому в своей жизни дерево пере­живает молодость, зрелость и ста­рость.

Удивительные рисунки деревьев создал замечательный русский ху­дожник И.Шишкин. Могучие дубы, стройные сосны и тонкие березки прорисованы с особой тщательнос­тью, при этом каждый набросок пронизан огромной любовью к при­роде.

Пластические взаимоотношения деревьев, разнообразных по фор­ме, во многом определяют харак­тер пейзажного мотива. Рисуя кро­ну деревьев лиственных пород, необходимо передать ее объемность, характер формы. В зависимости от различных условий освещения восприятие очертаний деревьев будет зна­чительным образом меняться. При освещении сбоку одна половина дерева выглядит гораздо светлее другой, объемность его четко выделена. При контр­ажурном освещении объемность пропадает, зато четко выявляется силуэт. Длина тени, падающей от дерева, ее расположение также зависят от вре­мени дня, положения над горизон­том солнца.

Очень выразительны силуэты де­ревьев. Силуэт дерева значительным образом может измениться от силь­ного порыва ветра. Полезно выпол­нить не только линейные, тоновые, но и силуэтные изображения дере­вьев и кустарников. Кружево ветвей создает неповторимые узоры на фоне светлого неба. Структура сучьев луч­ше выявляется у деревьев с облетев­шей листвой. Ветви располагаются вокруг ствола, поэтому в рисунке необходимо учитывать их перспек­тивные сокращения. Сложный узор листвы можно нарисовать обобщен­но, без деталей, несколькими штрихами. Значительным образом облегчит восприятие очертаний дерева легкий прищур глаз.

Последовательность рисования дере­вьев соответствует обычному порядку: от простого переходят к сложному, от об­щего к частному и затем опять к общему.

Рекомендуется выполнять как кратко­срочные наброски, так и длительные ри­сунки деревьев различных пород и от­дельных ветвей, стволов, корней. Для этого можно использовать карандаш, фломастер, перо или кисть, тушь, соус, сангину, уголь, гелиевую ручку, а также сочетание этих материалов. Рисовать луч­ше на бумаге разнообразных цветовых от­тенков, фактур, размеров и форматов.

Подходы к изображению деревьев также могут быть различными: реалис­тичным с точной передачей пропорций и светотени, конструктивным, выявля­ющим структуру взаимосвязи корней, ствола и ветвей, или абстрактным, по­зволяющим обобщить сложную форму кроны дерева до геометрических форм и беспредметных пятен.

Совершенно иной, опоэтизирован­ный подход к изображению деревьев можно увидеть на рисунках японских и китайских художников.

Высказывания древних восточных ма­стеров помогают постигнуть некоторые секреты изображения деревьев.

 

{ В. С. Кузин, «Рисунок наброски зарисовки». -М- 2004 стр.25-37}

 

Упражнения в выполнении различных растений.

В качестве модели для зарисовки растений с натуры можно взять ветви тополя, вишни, яблони, сирени, клена, дуба, винограда, платана и др. Рекомендуется рисовать ветви не только с листьями, но и с цветками и плода­ми. Например, ветку ели с шишками, дуба с желудями, яблони и вишни с плодами, гроздья рябины и т.д. Лучше брать ветви с небольшим количеством плодов.

Натуру можно рисовать в естественных условиях, на природе, а также в помещении. Готовясь к рисованию, модель (траву, цветы, ветви) размещают на спокойном фоне или ставят в вазу. Зарисовки и наброски растений выпол­няют разнообразными художественными материалами: карандашом, пером и тушью, кистью, акварелью и др.

Ветви, листья и цветы лучше рисовать в натуральную величину или не­сколько больше, чтобы разобраться в их строении. Вначале внимательно рас­смотрите натуру, выясните особенности ее формы и отличие в строении этого растения от других. Изучая строение цветка, выделите чашечку, вен­чик, лепестки и другие детали.

Рисунок начинайте с определения общего движения ветвей, стеблей, аб­риса цветов и листьев, их композиционного размещения. Рисуя стебель или ветку, рассмотрите, как прикрепляется лист, как изменяется направление его жилок.

Полезно на одном листе выполнить несколько зарисовок одного растения в разных поворотах. Кроме этого, хорошо было бы изобразить не только целиком ветвь с листьями и цветками, но и отдельно укрупненный лист или цветок этого растения. Важно почувствовать их красоту и очарование, чтобы не только правильно передать форму и конструкцию, но и создать неповто­римый запоминающийся образ.

Особый поэтический мир в рисунках растений создали художники Восто­ка. Многие из них овладевали секретами мастерства в Китае, Японии и Ко­рее, изучая подлинную энциклопедию классической живописи «Цзецзы юань хуачжуань» («Слово о живописи из Сада с горчичное зерно»), созданную в Китае на рубеже XVII—XVIII вв. Приведем несколько отрывков из этой кни­ги в переводе Е.В.Завадской.

Как писать стебель

Вообще говоря, в живописи цветущих растений — как тонким, деликат­ным штрихом, так и в свободной манере — к тому моменту, когда опускаешь кисть, вся картина должна быть уже готова в голове: словно при игре в шахматы.

Живое, одухотворенное движение должно оживить всю картину. Только так можно будет избежать жесткости и безжизненности.

Когда рисуешь растение, начинать нужно со стебля, учитывая разницу между древесными растениями и теми, что относятся к травам. Древесные растения подобны старцам, травянистые же — все тонкие и грациозные.

Так как в живописи трав воспроизводится их нежная грация, их структу­ра может быть передана в трех позициях: движение вверх, ниспадание вниз и горизонтальное положение. В каждой из этих трех позиций могут дополни­тельно разветвляться стебли, могут пересекаться, выдаваться, склоняться, могут быть и сломанные, но их всего три разновидности. Из ответвляющихся стеблей одни идут вверх, другие — вниз, одни расположены в фас, другие — с обратной стороны.

При пересечении стеблей нужно, чтобы ясно чувствовалось, какие из них впереди, какие сзади, какие толстые, какие тонкие.

Существуют три вещи, которых нужно избегать: когда стебли устремлены вверх, они должны передавать чувства, а не быть вытянутыми; когда стебли наклонены, они полны живого движения и не выглядят так, будто они ис­томлены; когда стебли стелются горизонтально, они должны пересекать друг друга, но при этом пусть не кажется, что они подпирают один другой. Таков, собственно, способ изображения стеблей. Стебель по отношению к цвет­кам — то же, что конечности чело­века по отношению к его лицу. Лицо может быть прекрасным, но без ко­нечностей разве можно представить законченным облик человека?!

Как писать цветы.

Есть разные цветы — большие и маленькие, в полном цвету и раскры­тые наполовину, расположенные высоко или низко, повернутые ли­цевой или обратной стороной. И ког­да они растут вместе, нет абсолютно сходных цветов. Не поднимай их го­ловки, если не можешь дать почув­ствовать их грациозность и прелесть. Не склоняй их, если не можешь сде­лать парящими. Не располагай их по­парно, если не можешь передать раз­ницу между ними; они не должны соединяться как попало — компози­ция их должна быть строго продума­на; они должны поднимать или скло­нять головки естественно, и, если они повернуты друг к другу, их вза­имоотношения должны быть переда­ны в их пристальном взгляде. Все раз­нообразие их поз должно быть интересным.

Что касается самого цвета, то тем­ное и светлое должны ясно ощущать­ся не только в группе цветов, в каж­дом цветке, но даже в отдельном лепестке. Краски и оттенки туши должны быть темными в сердцевине и светлыми по краям. Так цветы бу­дут изображены в соответствии с за­кономерностями их существа. У цве­тов, которые еще не распустились, лепестки у центра более темного тона, у совсем раскрывшихся — светлого. Цвет стеблей в пору увя­дания — блеклый, во время полно­го цветения — свежий, а до начала цветения — темный. Цветы не долж­ны быть одного темного тона, он должен чередоваться со светлыми тонами, темные тона должны акцен­тироваться более светлыми. Это вы­деляет темные тона и создает карти­ну, приятную для глаз.

Секрет изображения цветов.

Цветы растут из чашечек, расположен­ных на ветвях, и господствуют над ними. Если часть цветов написана неудовлетво­рительно, ветви и цветки, изображенные правильно, не исправят дело. Прежде всего, в цветах должна быть передана грациоз­ность, потом уже ветвями и листьями до­полнишь очарование. Окраска цветов дол­жна быть легкой и нежной, выявляющей. Их естественная красота должна казаться живой — вот-вот цветы заговорят. Так бу­дут взволнованы сердца людей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 522.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...