Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Художественно-творческие особенности пейзажа в графике.




 

Человек изображал пейзаж с давних времен. В процессе исторического развития пейзаж выде­лился как самостоятельный жанр изобразитель­ного искусства.

Замечательные образцы набросков пейзажа встречаем мы у Леонардо да Винчи, Дюрера, Рем­брандта, П.П.Рубенса, Коро, И.И.Шишкина, А. Н. Саврасова, Ф. А. Васильева, И. И. Левитана, В.А.Серова.

Изображают пейзаж и русские художники бо­лее позднего периода А. А. Рылов, К.Ф. Юон, В.В.Мешков, С.В.Герасимов и многие другие.

Зарисовки пейзажа, т.е. изучение бесконечно разнообразных форм природы в их сочетании, дело сложное. Перед художником простирается раздо­лье лесов, полей, рек, селений. И не так-то про­сто сконцентрировать свой взгляд на чем-то од­ном, наиболее интересном.

Поэтому большое значение имеет выбор мотива темы, точки зрения. Удачная композиция пейзажа является сама по себе одним из вырази­тельных средств, способствующих передаче мощи дремучих лесов, просторов полей, зеркальной по­верхности рек и озер и т. п. В каждом конкретном случае сам пейзаж в натуре подсказывает компо­зиционное решение на бумаге. Надо обязательно мысленно представить себе изображаемый пей­заж на чистом листе бумаги! Если внимательно присмотреться к пейзажам Шишкина, Левитана, Коровина, то, несмотря на огромное количество их работ, среди них нет повторяющихся по композиции.

Компонуя набросок пейзажа, необходимо учи­тывать светотеневые отношения. Особенно это важно, когда пейзаж освещается ярким солнеч­ным светом и когда четкие тени, дающие боль­шие темные пятна на земле, могут мешать выяв­лению планов, не дают возможности выделить главное. Надо так выбирать мотив, чтобы распре­деление светлых и темных пятен способствовало раскрытию содержания пейзажа, чтобы оно слу­жило выразительным средством.

Это, в свою очередь, обусловливает необходи­мость изучения особенностей освещения пейза­жа. Освещение может быть самым разнообразным. В пасмурный, серый день поверхность земли со всеми находящимися на ней объектами, как пра­вило, темнее неба. При солнечном освещении многие предметы кажутся светлее неба, хотя, в общем-то, вся земля с деревьями и кустами темнее неба. По-разному освещаются предметы утром, в полдень, вечером, в лунную ночь.

Нередко неумение передать глубину и про­странство в набросках объясняется несоблюдени­ем законов линейной и особенно воздушной перс­пективы. При изображении пейзажа это надо иметь в виду. Любой предмет с удалением от ме­ста наблюдения теряет свои четкие очертания, как бы тает в пространстве. Набросок, выполненный с учетом этих особенностей, сможет передать впечатление глубины, пространства, воздуха, водной стихии и отражения в ней.

Прежде чем приступить к зарисовкам пейзажа с несколькими глубинными планами, следует сде­лать ряд набросков отдельных элементов пейза­жа — кустов, деревьев, облаков, построек и т.д. Многие из них затем органически включаются в содержание картин. Выше мы уже рассматривали зарисовки листьев и веток деревьев, цветов и дру­гих растительных форм, и это было как бы пер­вым знакомством с растительным миром.

Для правильного изображения деревьев важно знать особенности внешнего очертания деревьев различных пород, нужно знать пропорции дере­вьев — отношение высоты дерева к ширине, срав­нительную толщину ствола, нужно чувствовать характер расположения сучьев.

Сравнивая различные деревья, убеждаемся, что у дуба мощный узловатый ствол с изгибающими­ся сучьями.

Сосна отличается тем, что у нее сучья распо­ложены вверху, в виде своеобразных этажей. Час­то общее очертание дерева представляет собой ко­нусообразную форму. Но в любом случае надо проследить за индивидуальным характером очер­таний этих «этажей».

Несмотря на индивидуальные различия дере­вьев одного вида, у каждого из них имеется нечто общее, характерное только для данного вида. На­пример, у отдельно растущих сосен ствол толстый, неровный, сучья обязательно будут изгибаться, наиболее старые из них опускаются вниз.

Для березы характерны свисающие вниз ветки с листьями. Обычно тонкие прутики веток гнутся под собственной тяжестью и тяжестью листьев и раскачиваются всей своей массой на ветру. Ста­рые ветки, как правило, больше отвисают, чем молодые.

Своеобразны очертания кроны пирамидального тополя. У него сучья с листьями растут почти вер­тикально и на близком расстоянии от ствола. То­поль напоминает удлиненную пирамиду.

Самый распространенный способ выполнения на­бросков деревьев состоит в том, что рисунок начинают с легкой наметки общего силуэта (кроны, ствола) дере­ва. Первые же штрихи отмечают крайние точки по вер­тикали — верх и низ дерева. Затем намечают ширину кроны. Вся масса листвы расчленяется на отдельные части, которые нужно сравнить между собой по про­порциям и пространственному положению. Одновре­менно уточняют направление и характер сучьев, от рас­положения которых зависит и внешнее очертание каж­дой группы зелени. Заканчивается набросок более де­тальной прорисовкой сучьев и групп листьев, тоновой обработкой выявляется объемная форма кроны и ствола.

Нередко набросок с дерева, правильно переда­вая пропорциональные отношения, индивидуаль­ные особенности ствола, сучков, кроны, дает нам выразительный образ дерева. Ярким примером мо­жет служить известный набросок дуба В. А. Серова. В наброске нас поражает вниматель­ное наблюдение натуры. Художник показывает каждый изгиб ствола, сучьев, веток, не теряя вме­сте с тем цельности. Этот набросок свидетельствует о том, что максимально выраженная индивиду­альность изображаемого объекта тесно связана с наиболее полной передачей общего, типичного для категории данных объектов.

Примером аналитического изучения дерева является рисунок Ф.А.Васильева. На­бросок с исключительной выразительностью дает характеристику сучковатых деревьев. Несмотря на прорисованные ветки, рисунок не производит впе­чатления механического воспроизведения како­го-то их количества. Наоборот, от восприятия на­броска остается впечатление цельности, единства живого организма.

Значительно сложнее изображать целые груп­пы деревьев или отдельные уголки леса. В наброс­ках И.И.Шишкина и В.М.Васнецова детально изучаются стволы деревьев, ветки. Чувствуется, чтохудожники сравнивали пространственное распо­ложение каждого ствола, каждого сучка по отно­шению к другим, в результате хорошо передается впечатление чащи леса.

Очень интересен набросок пейзажа «Деревья на острове» кистью, выполненный Рембрандтом. Ри­сунок изображает группу деревьев со свисающими вниз ветвями. Деревья стоят на маленьком остро­ве и отражаются в воде. Набросок выполнен кон­трастными тональными отношениями (свет, тень). Менее активно участвуют полутона (имеющиеся в рисунке полутона получаются размывкой штри­хов и участков тени). Контур освещенных участ­ков кроны едва намечен, тогда, как тени четко очерчены. В наброске хорошо переданы простран­ственные планы. Интересно отметить, что мастер взял низкую точку зрения, что дает возможность выразить величие огромных, пышных деревьев.

В ином ключе решает Рембрандт другой рису­нок — «Пейзаж». Этот набросок выполнен более быстро. Художник ставит задачу наметить общую композицию изображаемого уголка природы, для этого он лишь намечает концом кисти очертания крон деревьев, их стволы, постройки, плоскость земли. Рисунок поражает своей легкостью, воздуш­ностью, притягивает артистичностью исполнения.

Приступая к выполнению набросков пейзажа, следует уяснить, что в пейзаже очень важно четко передавать разноплановость.

Интересны наброски «Облака» и «Камни» И.Н.Крамского. Рисунки решены очень скупыми графическими средствами, в них нет детальной проработки предметов, но незави­симо от этого они предельно убедительны, содер­жательны, пространственны.

Ярко раскрывается своеобразие техники пера в рисунке И.И.Левитана «Гумно. Сумерки». Ху­дожник изображает несколько деревенских сара­ев, луг, стог сена, луну. Мотив, выбранный для изображения, казалось бы, очень прост. Но ху­дожник настолько глубоко прочувствовал состоя­ние природы в летний вечер, что этот обыкно­венный, сотни, раз виденный мотив превращается в значительное лирическое произведение. Изоб­разительные средства этого рисунка, как и боль­шинство набросков И.И.Левитана, очень про­сты — это штрихи. Разным направлением штри­хов художник показывает различное направление форм. Штрихи имеют различную толщину и дли­ну, различную густоту, и это создает впечатление тоновой разработки, строит пространственные планы. Карандашом выполнен и рисунок И. И.Ле­витана «Избы».

Набросок «На целине» выполнен в перовой техни­ке. Рисунок вытянут по горизонтали, что помогает по­казать необъятные просторы целинных земель. На переднем плане — поле и широкая' дорога, изрытая гусе­ницами тракторов и колесами машин. Последователь­ность выполнения наброска следующая: вначале лег­ким касанием пера бумаги намечают вагончики и трак­торы, линию горизонта. Прежде всего, рисующий сле­дит за размерами намечаемых объектов — в данном случае эти размеры незначительны по отношению ко всему размеру плоскости листа. Далее такими же лег­кими линиями прорисовывается предмет. И только пос­ле уточнения построения и пропорций начинается уве­ренная проработка наброска.

Рассмотренные нами перовые зарисовки пейзажа начинались с наметки расположения всего изобража­емого. Но можно начинать наброски пером с изобра­жения одного какого-либо предмета, а затем другого, третьего и т.д. Такой способ значительно сложнее, так как если рисующий допустит ошибки в компози­ции объектов, то потом это невозможно будет испра­вить. Поэтому такой способ, т. е. когда зарисовка на­чинается не с предварительного композиционного рас­пределения изображаемого, а с детальной прорисов­ки одного из объектов, рекомендуется лишь после того, как рисующий уже приобрел опыт рисования пейзажа.

Для лучшего изучения пейзажа следует постоянно зарисовывать отдельные мотивы природы: тропинку или дорогу, опушку леса, дерево, лодку, лежащие брев­на, скалы, камни.

Очень поучителен в этом смысле набросок Ф. А. Васильева «Волга. Камни на берегу. Сушка сетей у берега».

Мы видим, как мастер русского пейзажа изу­чает буквально каждый сантиметр огромных кам­ней, анализирует многочисленные углубления, вы­ступы, повороты форм. Вместе с тем нисколько не теряется цельность: камни смотрятся отдель­ными, самостоятельными глыбами. Дальний план намечен слегка. Камни, расположенные на вто­ром плане, прорабатываются более обобщенно, чем передние, но и в них четко выявлены индиви­дуальные черты — своеобразные пропорции, из­гибы форм и т. п. Художник настолько метко под­мечает в них характерное и настолько глубоко рас­крывает суть передаваемых объектов, что изобра­женные карандашом камни как бы оживают, пре­вращаясь в своего рода портрет данных камней. И.Е.Репин вспоминал: «Васильев не ложится. Он взял альбом побольше и зарисовывает свои впечатления Царевщины. Прелестно у него вы­ходили на этюде с натуры эти лопушки на песке в русле Воложки. Как он чувствует пластику всяко­го листка, стебля! Так они у него разворачивают­ся, поворачиваются в разные стороны и прямо ракурсом на зрителя. Какая богатейшая память у Васильева на все эти даже мельчайшие детали! И как он все это острым карандашом чеканит, че­канит, как гравер по медной доске!».

Высокое мастерство Ф. А. Васильева, отточенность его штриха, использование различных при­емов работы, а главное, его горячее стремление детальнейшим образом изучить действительность, передать поэзию, красоту великой русской реки Волги демонстрируют и многие другие его на­броски.

Примером вдумчивого изучения самого обыч­ного мотива родной природы, поиска в ней оду­хотворенности являются наброски М.А.Врубеля, В.М.Васнецова, Ф.А.Васильева, А.А.Пластова, В. А. Серова, некоторые из них представлены в этой книге. Выполненные в разной ма­нере, рисунки объединяются одним — в них ярко выражено чувство восхищения русской природой, трепетностью и неповторимостью ее жизни.

Необходимо отметить, что многие наброски пейзажа, даже при внешне скупых изобразительных средствах и быстроте исполнения, могут пе­редавать впечатления цельности, композицион­ной законченности. Таких набросков много у И.И.Левитана и Ф.А.Васильева. Как правило, они являются началом создания впоследствии больших композиционных работ.

Особенно повышается роль наброска в пере­даче тревожных, быстроизменяющихся состояний, стихий природы. Порыв ветра, надвигающуюся грозу, блеск молнии, радугу можно передавать, в сущности, только быстрым рисунком. И здесь он действительно незаменим. Причем в зависимос­ти от характера изображаемого пейзажа даже один и тот же художник использует, обычно различные штрихи, различный нажим карандаша и т. п.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1030.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...