Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Атеизм и свободомыслие как социокультурное явление.




Свободомыслие по отношению к религии — это признание права на свободу, свободное исследование окружающего мира. В рамках свободомыслия может быть и бескомпромиссно-отрицательное отношение к религии, каким является атеизм (с греч. а — частица отрицания, tеоs — бог, т.е. безбожие), и осторожное сомнение в существовании сверхъестественного мира. В полной мере понятие «свободомыслие» может быть отнесено лишь к «атеизму» — как системе взглядов, основанных на материализме. Вся история человеческого общества и современная жизнь свидетельствуют, что свободомыслие не случайное явление, что его возникновение, развитие происходило параллельно с прогрессом человечества. Оно было вызвано к жизни реальными потребностями людей в верном отражении мира с целью его преобразования. Социальные функции свободомыслия очень многообразны: так, например, оно стимулирует производственно-трудовую активность и научно-познавательную деятельность людей, является своеобразным условием развития общественного прогресса, выступая постоянным союзником прогрессивных классов общества. Развитие свободомыслия связано с трудовой и познавательной деятельностью человека, который в процессе своего труда преобразует окружающую природу и самого себя, обогащает свой духовный мир, расширяет кругозор, познает истинные причины и содержание происходящих явлений. Обосновывая свои положения, свободомыслие опирается на развитие естественных и общественных наук, искусства и литературы. Развитие свободомыслия связано с развитием материалистической философии, являющейся его теоретической основой, идейной базой.. Таким образом, свободомыслие есть порождение и вместе с тем выражение общественного прогресса. Развитие свободомыслия составляет один из многих элементов этого прогресса и одновременно является одним из мощных факторов, способствующих развитию человечества. В этом — его главная социальная функция

АТЕИЗМ (франц. athéisme от греч. ?θεος—αез бога, безбожие)—отрицание Бога (богов). Поскольку с отрицанием обязательным образом не связано никакое утверждение, понятие “атеизм” содержательно может быть определено только конкретно-исторически. В разных контекстах атеизм может обозначать разнородные феномены: религиозное свободомыслие (вольнодумство); сомнение, что Бог может быть познан (религиозный агностицизм), категорическое отрицание бытия Бога (радикальный атеизм). Как всякое отрицание, атеизм зависит от предмета отрицания, т. е. теизма, который также выступает в различных видах: политеизм, генотеизм, монотеизм, пантеизм и деизм. Атеизм сам по себе уже поэтому не существует.

В сознании, для которого отрицание Бога утрачивает сколько-нибудь серьезное значение, атеизм уступает место а-теизму, т. е. религиозному индифферентизму, безрелигиозности. Сознание этого типа формируется в тех областях деятельности, которые становятся автономными по отношению к религии; напр., наука объясняет изучаемые ею явления так, как если бы Бога не было, оставляя вопрос о Боге за пределами своей компетенции, т. е. не превращая методологический атеизм в мировоззрение. В таком сознании обнаруживается, что вместе с теизмом утрачивает смысл и атеизм в собственном смысле слова, как отрицание Бога. Оказывается, что вырабатываемые культурой механизмы, способы удовлетворения человеческих потребностей, выработки ценностей, регуляции поведения и т. д. далеко выходят за рамки, обозначенные оппозицией “теизм — атеизм”, а сами эти понятия постепенно “растворяются” в понятии культуры.

2. Социокультурные предпосылки формирования ислама на основе арабомусульманской культуры.

Арабо-мусульманская культура как единство многообразия обладает своими потенциями и изъянами, составляет культурное своеобразие, занимая соответствующее место в общемировой цивилизации. Арабо-мусульманская культура – культура, определившаяся в своих характерных чертах в VII – XIII вв. и получившая свое первоначальное развитие на Ближнем Востоке на обширной, населенной разными народами Арабского халифата и объединенная теократической государственностью, мусульманской религией и арабским языком, основным языком науки, философии и литературы.

 Таким образом, социально-экономической предпосылкой возникновения ислама явился процесс разложения патриархально-общинного строя и образования рабовладельческого уклада в Хиджазе. В Мекке ко времени появления ислама существовал рабовладельческий уклад. Состоятельные купцы имели много рабов, занятых не только в доме в качестве слуг, но и в производстве, они пасли стада своих господ и обрабатывали их поля и сады, расположенные в оазисах. Рабы в основном были чужестранцы, преимущественно эфиопы и негры, обращение господ с ними нередко было жестоким. 

До того как в Аравии появились первые мусульмане, там уже были приверженцы монотеистических религий. Наиболее ранней из них был иудаизм, который исповедовали еврейские эмигранты из Римской империи, населявшие города Йемена, оазисы Хиджаса. В Йемене в начале VI в. он даже был объявлен государственной религией, но, как и христианство, распространившееся в Аравии несколько позже, иудаизм не был принят арабами в качестве господствующей религий. И все же в Аравии были стихийные монотеисты, схожие с древними пророками Палестины, ханифы. Они не принимали полностью ни иудаизма, ни христианства, хотя и испытали на себе их влияние. В их проповедях звучали призывы к аскетизму, к отказу от идолопоклонства, к признанию единого Бога, с которым иногда отождествлялся доисламский Аллах, пророчества о конце света и страшном суде. Ханифы были близки к идеям мусульманства, но они неясно сознавали, в какой мере их идеи согласуются с древними обычаями. Вопрос о новизне религии имеет принципиальное значение только для исповедующих ее, а для ученого-исследователя данный вопрос может быть решен лишь в связи с тем влиянием, которое она оказывает на народы.

 

Билет № 8










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 303.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...