Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понимание роли религии в жизни общества в философии аль-фараби.




Исходя из идеи о синтезе двух видов божественной истины — «интеллектуальной» и «религиозной», аль-Фараби выдвигает оригинальную «теорию пророчества», согласно которой в одном человеке, а именно в Первоглаве, совмещены обе «познающие» ипостаси. Имея единый источник знания – Деятельный разум, обе они являются истинными и не противоречат друг другу. Но поскольку восходят к разным частям души и используют разные методы познания, различны. Когда Деятельный разум воздействует на теоретическую часть души, «человек становится мудрецом-философом… а благодаря эманирующемуся на воображающую способность — пророком-предвещателем (наби мунзир), возвещающим о божественных [вещах] и уведомляющим о грядущих частных [событиях]. Аль-Фараби принимает, хотя и опосредованно, рациональность того, что говорит и делает пророк, поскольку все это происходит под влиянием высшего интеллекта. Через пророчество, религию масса приобщается к истине, правда к истине «в образах», что ниже понятийного знания, которым оперирует философия. Разработанная аль-Фараби эта новаторская эпистемологическая идея получит дальнейшее развитие в последующей перипатетической традиции. Впоследствии, вероятно через «Путеводитель колеблющихся» Маймонида, она найдет свое место в «Теолого-политическом трактате» у Спинозы.

В контексте имманентного для перипатетиков спора с богословами-традиционалистами о соотношении философского и религиозного видов знания фигура фарабийского Первоглавы обретает, по сравнению с платоновским идеальным государем, новое измерение. Фарабийский верховный правитель — не только мудрец-философ, как об этом учил Платон, но и духовный, религиозный предводитель (имам).Если в конструировании своего политического идеала Платон ориентировался на ограниченное рамками города античное полисное устройство, то аль-Фараби вдохновлялся универсалистским идеалом современного ему Арабского халифата. Однако об этом автор «Совершенного града» упоминает лишь вскользь[27] и больше к данной мысли не возвращается. Видимо, его смущала перспектива возможного ее развития в сторону конфессиональной глобализации, и тогда весь мир должен был бы стать мусульманским. Наоборот, во многом позиция аль-Фараби достаточно толерантна. К примеру, он не допускает по отношению к Первоглаве применения никаких этнических или расовых ограничений, и даже в список необходимых качеств Первоглавы не вводит требование быть мусульманином.

Билет № 12.

Социокультурные предпосылки возникновения буддизма. Основное содержание вероучения

В Северной Индии в VI-IV вв. к н.е. происходили сложные исторические процессы. В производственной практике начали применять железо, были изобретены средства улучшения его качества добавлением углерода. Это, в свою, очередь привело к подъему земледелия и ремесел. Усиливаются торговые связи между общинами и племенами, между мелкими городами-государствами, появляется монетный оборот. В середине VI века. к н.е. в Северной Индии существовало 16 махаджанад ("больших стран"). Кроме них, было немало и мелких. Исследователи называют их число 175. Шел процесс их объединения. Центром этого процесса было государство Магадха; в ее истории особую роль сыграла династия Маурья. В истории древней Индии этот период получил название Магадахсько-Маурійського, он охватывает вторую половину i тыс. к н. е. Это время было периодом возникновения первой действительно мировой религии буддизма.Середина i тыс. к н.е. в Индии была временем окончательного распада сельской общины. Брахманизм, что освящал родоплеменные, но уже и рабовладельческие отношения, свое отжил. В обществе начались усиленные мировоззренческие поиски, которые исходили из того запаса идей, которыми оперировал брахманизм.Носителями этих поисков были многочисленные проповедники-путешественники, скитальцы (парівраджали, шаманы). Шаманы в определенной мере подготовили буддизм: они отрицали авторитет Вед и тех социальных и нравственных норм, выходили из них, усиленно разрабатывали проблемы этики.

Привлекает внимание религиозно-философское течение санкхья ("и, что перечисляет истине принципы"), первые упоминания о которой уже есть в Упанишаде IX-VTII века. к н.е. Санкхья исходит из того, что основу мира составляет материя, которая проходит ряд материальных и психологических стадий. Наряду с практирі существует отдельное и независимое духовное начало пурушу. Оно функционирует в этической сфере, в душе человека и вместе с этой душой участвует в длительном процессе существования — сансаре, где испытывает страданий. Столкновения пуршу с практіті вызывает у нее стремление выйти из сансары, набрать состояния абсолютной свободы мокши. Следовательно, высшая цель человека, в которой существует душа, выйти из сансары. Как этого достичь. Брахманизм спасает душу человека перед Богом жертвами. Но как мы знаем, к жертвам в ведическом обществе допущены далеко не все. Известный историк Индии K. M. Паниккар отмечает, что древняя ведическая религия, которая основывалась на жертвоприношениях, теряла свой авторитет и уже не удовлетворяла духовных потребностей народа. Более того, даже в лучшем перевоплощении, попав в тело какого-то бога, души не гарантированное отключение от сансары, ведь боги тоже соревнуются, действуют, побеждают и проигрывают, тоже страдают. И даже гибель всего мира, которая периодически должна происходить, не спасает от страданий, ибо из разрушенного мира возрождается новый и снова появится новая сансара.Санкхья провозглашает новый путь спасения, а именно полный отказ от чувственного мира и погружения души в истину путем созерцания. Пусть чувственный мир продолжает свою круговерть, душа, погруженная сама в себя, выйдет из нее и спасется. Причем это спасение возможно для всех людей, все люди равны в страдании и спасении. Раб становится равным свободному, варны теряют свое значение, замена рабовладения феодальными отношениями - уже не конец света, а его улучшение.Эти идеи встречаются и в буддизме, но в другой интерпретации. А сама санкхья продолжала существовать как оригинальное философское течение вплоть до XV века; в ней сосуществуют материалистические и идеалистические тенденции. Некоторые исследователи подчеркивают даже преобладание первой. Впоследствии санкхья сливается с веданта в ее философской части.Санкхья рассматривают как важного идейно-философского предшественника буддизма. Пожалуй, это учение повлияло на буддизм в плане его акцентирование на философских проблемах, о чем речь пойдет ниже.

Исламизация казахов: причины, ход, трансформация образа жизни










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 415.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...