Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Зороастризм: социокультурные предпосылки формирования, основные идеи.




Билет №1.

Религия как предмет научного исследования. Теологический, философский, научный подходы к осмыслению религии.

К концу XIX века возникает научный религиоведческий подход к изучению религии на основе фактов и научных методов их анализа. Предметом религиоведения становится религия, как составная часть культуры в самом широком ее понимании. Предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры.

Богословский(теологический) подход ориентирует на понимание религиозного сознания "изнутри", т.е. исходя из собственного религиозного опыта, из позиций самой религии. Истинность вероучения несомненна, поэтому такой подход также называют апологетическим, предполагающим самозащиту религиозных догм от обвинений и критики посредством рационалистической аргументации. Конечная цель богословского подхода к изучению религиозного сознания - защита и оправдание религиозного вероучения, доказательство непреходящей ценности религии для каждого человека..

Философия, в отличие от богословия, не принимает на веру религиозные положения, а ставит их истинность под сомнение. В процессе философских рассуждений не выдержавшие проверку на истинность положения исключаются, а в фундаменте остаются те положения, чья истинность доказана и обоснована. Философский подход включает множество школ, течений, взглядов и направлений. Поэтому часто в нем выделяют как минимум две точки зрения, отражающие крайние взгляды на поставленную проблему - атеистический и религиозно-философский. В рамках атеизма происходит последовательное отрицание религии и критическое отношение к религиозному сознанию. Религиозная философия достаточно близка позиции богословия. Отличие заключается в том, что богословы рассматривают свои положения как данность и не подвергают их сомнениям, а традиция религиозной философии представляет свои положения как результат критического анализа; как вывод, вытекающий из предшествовавших ему рассуждений, основанных на философской методологии.

2. Тенгрианство как социокультурный феномен.

До принятия мировых религий — ислама, христианства и буддизма, тюрки имели древнюю религию – тенгрианство. Тенгрианство — религия, основанная на вере в Создателя, предположительно возникла в конце II — начале I тыс. до н.э., но не позднее V-III вв. до н.э. Культ Тенгри — это культ Голубого неба — небесного Духа-хозяина, Вечного неба, местом постоянного обитания которого было видимое небо.

Этический компонент тенгрианской модели мира развивается в истории тюркской культуры на протяжении многовековой истории и, в конце концов, становится абсолютизированным концептом нравственного долга. Тенгри, устанавливающий свою власть и повелевающий людям исполнение долга и обязанностей, вводил не просто иерархию «лестницы долга», а систему этических ценностей воздаяния по нравственным поступкам. Эта идея в тенгрианстве наиболее привлекательна своей близостью и к исламской моральной парадигме, в которой онтологична идея воздаяния по добродетельным и недобродетельным поступкам. В научных работах по тенгрианству, определяется такой компонент тенгрианского мировоззрения как синкретизм. С нашей точки зрения можно добавить, что определяющим в мировоззрении тенгрианства является и другой компонент – синергетизм, который выявляется как феномен открытости бытию.

 

 

Билет № 2

Религиоведение как сфера междисциплинарных научных исследований и научная дисциплина.

Религиоведение как относительно самостоятельная наука складывалось начиная с XIX в., хотя религиоведческие знания – философские, теологические, исторические, психологические и др. – накапливались в течение столетий. Оно вычленялось на стыке онтологии, теории познания, социальной философии, философии истории, культурологии, истории философии, этики, эстетики, социологии, психологии, лингвистики, политологии, всеобщей истории, этнологии, археологии и других наук. Объектом исследования религиоведения является религия. Религия (лат. religio – совестливое отношение, совестливость, благочестие, набожность, страх Божий, святость, почитание) – тип мировоззрения и мироощущения, одна из сфер духовной жизни, способ практически-духовного освоения мира обществом, группой, индивидом и личностью.

Предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры. Оно изучает религию на уровне общества, групп и личности. Главное в религиоведении – философское содержание, что обусловлено по крайне мере двумя обстоятельствами. Во-первых, центральным в нем является разработка наиболее универсальным понятий и теорий объекта. Эти понятия и теории оказывают помощь конкретным наукам - литературоведению, фольклористике, языкознанию, правоведению, этнографии, искусствоведению и другим, когда они обращаются к анализу религии со своей частной точки зрения. Во-вторых, исследование религии неизбежно обращается к философско-мировоззренческим вопросам о человеке, мире, обществе. При рассмотрении этих вопросов религиоведение опирается на наследие философской мысли, на историю естественных и общественных наук, особенно на достижения современной научно-технической революции, на научное объяснение религии. Успехи антропологии, медицины, психологии, педагогики, биологии, космологии, экологии и других наук служат основой решения мировоззренческих проблем. Предпосылкой развития науки о религии стало убеждение в том, что религию можно и нужно изучать как некоторую человеческую реальность, доступную эмпирическому исследованию и теоретическому анализу. В религиоведении имеется ряд разделов, основными являются: философия, социология, психология, феноменология, история религии. Таким образом, религия – явление сложное, многообразное. Поэтому религиоведение характеризует не только разнообразие подходов, методов, точек зрения, но и многодисциплинарность. Развитие религиоведения в XIX в. шло путем разработки целой совокупности дисциплин, каждая из которых рассматривает религию в одном из ее аспектов.

Зороастризм: социокультурные предпосылки формирования, основные идеи.

Зороастризм возникает на территории Древнего Ирана (Персии) в 7—6-м вв. до н.э. Основателем считается пророк Заратуштра (древнегреческое — Зороастр, среднеиранское — Зардушт). Священной книгой является Аве та, или Зенд-Авеста (букв. — текст с комментариями). Основная идея религии — зависимость миропорядка от борьбы добра и зла, света и тьмы, смерти и жизни. Олицетворением положительного начала является Ахурамазда, отрицательного начала — Анхра-Майнью. Человек в этой борьбе обладает свободой выбора, он может повлиять на торжество мирового порядка. Зороастризм обещает посмертное блаженство сторонникам Ахурамазды. Его противники будут осуждены на мучения. Зороастризм почитает 4 элемента Вселенной — воды, огня, земли, воздуха. Специфичен сохранившийся до наших дней погребальный обряд: трупы размещаются на нескольких яруса: «башни молчания» — дакмы, где их поедают птицы. В храмах зороастризма горит вечный огонь. В настоящее время зороастризм существует в виде парсизма. В основном последователи парсизма живут в Индии.

Наиболее известным пророком в Иране был Заратуштра или Зороастр. Жил он не позднее VII в. до н.э. Он был реальной исторической личностью и принадлежал к сословию жрецов. По некоторым сведениям, Заратуштра был скифом. Когда ему исполнилось 42 года, его проповедь новой религии, зороастризма, получила всеобщее признание. Позднее личность Заратуштры была мифологизирована и наделена сверхчеловеческими

 

Билет № 3










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 269.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...