Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Логика становления научного изучения религии.




Религиоведение как наука о закономерностях возникновения, истории, развитии, социальной и культурной роли религии сформировалось во второй половине XIX в.

Предпосылки становления религиоведения как самостоятельной области знаний

1) В ходе развития европейской теоретической мысли оформился специализированный раздел философского знания, получивший название философия религии. Проблематика природы и причин возникновения религии получила развитие в античных учениях таких мыслителей, как Гераклит, Платон, Аристотель, софисты, Евгемер, Цицерон, Лукреций, Сенека, Марк Аврелий и других. В средневековой теологической мысли большее значение уделялось проблемам богопознания, герменевтике откровения, вопросам соотношения веры и знания. В философских системах Нового времени философия религии оформляется как самостоятельная область теоретического знания. Многие крупнейшие философы Нового времени (Б. Спиноза, И. Кант, Д. Юм, Ф. Шлейермахер, Г. Ф. В. Гегель, JI. Фейербах, К. Маркс, С. Кьеркегор) обращались к проблематике источников знания и веры, религиозного опыта, социальной роли религии и церкви, типологии и исторического развития религий. Философия религии развивается на пограничье между религиоведением и философией, рассматривает вопросы знания и религиозной веры, философской критики или обоснования религиозных идей, логического анализа религиозного языка, аргументации существования Бога и Его атрибутов, религиозной антропологии, свободы воли, природы зла, влияния религии на мораль и другие сферы культуры.

2) Одной из важных предпосылок становления религиоведения стало развитие методов социально-гуманитарного познания в европейской науке второй половины XIX в. На становление религиоведения повлияли достижения в области психологии, сравнительной лингвистики, социологии и других областях знания.

3) Становление многих школ сравнительно-исторического изучения религии происходило под влиянием теологии. Многие центры исследования религий были открыты в духовных учебных заведениях Голландии, Германии, Швеции и других стран.

Становление и методология религиоведения

В истории религиоведения можно выделить различные этапы и направления. На всем протяжении развития религиоведения как самостоятельной отрасли знания учеными использовались многообразные исследовательские подходы, применялись различные научные концепты и программы. На формирование основных концепций религиоведения XX века оказали влияние различные направления философско-гуманитарной мысли (культурная антропология, аналитическая философия, феноменология, герменевтика, структурализм, психоанализ и постструктурализм).

Одним из ранних направлений религиоведения стала школа антропологического изучения архаичных религий (Э. Тайлор, Дж. Дж. Фрезер, Э. Маретт, Э. Лэнг, Л. Леви-Брюль). Важное значение имело развитие типологических и феноменологических исследований религии в трудах К. Тиле, Н. Зедерблома, Р. Отто, Г. ван дер Леу, Ф. Хайлера. Классическая социология религии получила свое развитие в трудах Э. Дюркгейма, М. Вебера, Б. Малиновского, А. Р. Радкпифф-Брауна. Становление психологии религии связано с работами У. Джемса, З. Фрейда, К. Г. Юнга, Э. Фромма, Э. Эриксона.

Многообразие форм религиозной жизни тюркских народов.

Фундаментом древнетюркской религии было поклонение Земле (Земле-Воде, Йер-Суб) и Небу (Тенгри). В этой паре божественных сил основным было Небо. Каганы, правившие именно по воле Неба, именовались «на Небе рожденными и Небоподобными»:

Небо, которое, чтобы не пропало имя и слава тюркского народа, возвысило моего отца-кагана и мою мать-катун, Небо, дарующее (каганам) государства, посадило меня самого, надо думать, каганом, чтобы не пропало имя и слава тюркского народа

пишет Бильге-каган о своем восшествии на престол. По воле Неба тюрки одерживали победы или терпели поражения. Небо и Земля-вода спасали тюркский народ в лихую годину. Тюркские ханы в своих надписях постоянно призывают Небо быть благосклонным к ним. Следующее по значению было женское божество Умай — покровительница домашнего очага и детей. Культ Умай еще сохранялся у некоторых тюркоязычных народностей Алтая в конце XIX в.

Буддизм наиболее рано из всех «великих религий» стал пользоваться популярностью в аристократической среде первого Тюркского каганата. Как сообщает Бугутская надпись (VI в.), уже Таспар-каган попытался внедрить буддизм в качестве государственной религии. Он призвал в страну индийского проповедника Чинагупту, построил храм и учредил буддийскую общину. При его дворе жили и согдийцы-буддисты. Сама Бугутская надпись написана на согдийском языке письмом, характерным для буддийских сутр. В буддизме, приемлемом как для среднеазиатской, так и для дальневосточной сферы их влияния, правители каганата видели ту универсальную форму религии, которая могла помочь созданию некоей идеолога ческой общности в очень разнородной по своему составу державе.

Другой религией, получившей распространение в тюркской среде было манихейство, основанное в Иране «учителем Света» Мани (216-277 гг.). Это эклектическое учение о мировой борьбе Света и Тьмы, о пути спасения в ином мире, об освобождении частиц света в людских душах через религиозные ритуалы и молитвы. Манихейство почти все свои принципы заимствовало из зороастризма, буддизма, христианства и некоторых философских учений, но сумело объединить их в логически непротиворечивую систему. Иерархически организованная манихейская церковь вела активную миссионерскую работу и получила широкое распространение в мире, особенно на востоке — Средней и Центральной Азии, в Китае.

Манихейские и христианские (несторианские и яковитские) общины существовали в VI-IX вв. в Таразе. Если от христианской общины VII в. сохранилась лишь краткая надпись на сирийском языке, то манихейская община, несомненно, более мощная, имела в Таразе свои монастыри. В манихейском сочинении «Священная книга двух основ» (VIII в.), написанном «чтобы пробудить веру в стране десяти стрел», т.е. в Западнотюркском каганате, упомянут «золотой город Аргу-Талас» (т.е. Тараз) и еще четыре семиреченских города, где имелись манихейские обители. Часть согдийского населения Тараза сохраняла зороастрийскую религию, о чем свидетельствует зороастрийское кладбище в Таразе, исследованное казахстанскими археологами. Религиозный синкретизм, т.е. многообразие, был характерной чертой ранних средневековых городов Семиречья.

 

Билет № 4










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 263.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...