Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Потребности. Религия в контексте деятельного освоения человеком мира.




Религиозная потребность - потребности в иллюзорном восполнении практического бессилия людей. Формирование религиозных потребностей происходит на основе и в процессе участия индивида в религиозных культовых действиях. Многократное повторение культовых действий вырабатывает у верующего потребность в них. Эта потребность является не только потребностью в особых способах иллюзорного воздействия на сверхъестественные объекты веры, но и мистифицированной формой удовлетворения ряда здоровых человеческих потребностей, например, потребности в общении, в эмоциональной разрядке, в познании, в эстетическом переживании и т.п. Религиозные потребности сохраняются у части населения под влиянием традиций, неполного удовлетворения ряда духовных потребностей людей (познавательных, нравственных, эстетических и т.п.), а также узости и ограниченности социальных связей. Потребности не одинаковы у представителей разных религий и в разные эпохи. Их конкретное идеологическое и эмоционально-психологическое содержание определяется теми верованиями, представлениями и нормами, которые специфичны для определенной конфессии и навязываются рядовым верующим религиозными организациями и институтами. Религиозные потребности концентрируют внимание и интересы человека на иллюзорных, мнимых объектах (бог, потусторонний мир и т.п.) и тем самым отвлекают его от реальных проблем его жизни.

Крупнейшие мыслители XX века рассматривали религию в качестве необходимого элемента культуры. Для О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина распространение религиозных взглядов в обществе было важным признаком социального здоровья. Для М. Вебера религия была фактором развития экономики. Т. Парсонс рассматривал религию как важный элемент социальной организации. С точки зрения социолога и философа Э. Дюркгейма, религия — это «социальный факт». Религия в современной западной мысли рассматривается как фактор интеграции, стабилизации общества, социальной активности, пробуждает творческие потенции человека. Менее всего религия отражает логическую рассудочность. Более всего она орудие своеобразного, эмоционально-интуитивного и конкретно-образного мироосвоения. Религия является закономерным результатом развития культуры, ее составной частью на всех этапах существования человечества. Религии аккумулировали в себе достижения мировой культуры и в значительной степени являются хранителями культурного наследия народов и государств. Долгое время религия была единственной мировоззренческой системой. Смыслы и ценности человеческого бытия, его этические, нравственные и эстетические компоненты воспринимались прежде всего в религиозном контексте. Религия отвечала на предельные вопросы, восходящие к абсолютным формам существования и миропредставления. Культура и религия — не случайные внешние соседи. Внутренне они слитны с самого начала истории человечества. На раннем этапе культуры формирующееся сознание человека было мифологическим по своему содержанию и форме. Историки культуры свидетельствуют, что у ее истоков для наших предков были почти неотличимы факт и вымысел, наблюдение и иллюзия, реалия и воображение, действительность и легенда, практическое действие и магический ритуал, очевидность и миф. Но главное — стремительно и своеобразно втягивали этносы в русло общечеловеческой, наднациональной и надконфессиональной культуры. Религия обращена к субъективной сфере человеческого бытия, осваивает мир и себя через культовые действия, сокровенные религиозные переживания. Верующий обозревает мир природы сквозь призму культа, и в этом видении мир окрашивается мистическим чувством. Религия объясняет мир, опираясь на сказания «священных книг», каноны, догмы, свидетельства пророков, писания «святых отцов» и иных церковных авторитетов.

2. Иудаизм как стержень еврейской культуры.

Иудаизм как религия – важнейший элемент еврейской цивилизации. Благодаря сознанию своей религиозной избранности и особого предназначения своего народа еврейство смогло выжить в условиях, когда оно не раз утрачивало свою национально-политическую идентичность. Сложился он к XIII в. до нашей эры, носителями иудаизма были еврейские племена. Название этой религии происходит от названия крупнейшего еврейского племени, а с конца XI в. до н. э. племя Иуды дало имя и израильскому государству. Особенностью иудаизма является то, что он – национально-образующая религия: всякий, кто принимает эту веру, считается евреем, даже если этнически не принадлежит к еврейскому народу. Рассеиваясь по миру, еврейские диаспоры несут религию во все страны, где они проживают. Первоначально среди евреев были распространены древнейшие формы верований – тотемизм (поклонение золотому тельцу), анимизм, магия, широко использовались гадания. Об этом свидетельствуют тексты “священного писания”. Лишь во втором тысячелетии до нашей эры начинает складываться монотеистическая религия. В период между 539 и 333 гг. до н. э. происходит консолидация иудаизма как религии, основывающейся на Библии. Этому способствовала трагическая история Иудеи, постоянно переходившей из рук в руки различных завоевателей. Судьба бросала евреев по миру и единственным связующим звеном, позволявшим им чувствовать себя единым народом, была иудейская религия. Основой вероучения иудаизма является монотеизм. Для евреев единым богом был бог Яхве или Иегова (иврит – “сущий”). Вокруг него строилась религиозно-культовая деятельность, система социальных норм. Правоверный иудей был обязан поклоняться лишь Яхве, однако на ранних этапах существования евреи нередко изменяли своей вере, совершали ритуалы, посвящённые другим богам. Окончательное утверждение монотеизма произошло при пророке Моисее. Источниками вероучения в иудаизме является Священное писание (Танак), в особенности Пятикнижие Моисеево (Тора) и Талмуд – сборник комментариев Танака и поучений.

 

Билет № 5

1. Религия как социальный институт.

Религия как социальный институт – одна из важнейших среди опор, поддерживающих человеческое единство. Такое значение обусловлено тем, что религия самым тесным образом связана с духовными переживаниями людей, которые в конечном итоге апеллируют к самым, пожалуй, глубинным понятиям о жизни и смерти. Существует ряд характерных признаков, которым отвечает религия как социальный институт. Среди них основные:

- существование определенной группы людей, объединенных верой;

- наличие предметов, признаваемых святыми, и системы священных символов;

- соблюдение совокупности сформулированных норм, определяющих то или иное мировоззрение и поведение;

- выполнение комплекса ритуалов или аналогичных действий.

Фактически, религия не существует в обществе в «чистом» виде. Она принимает ту или иную форму организации – церковь. Существуя в обществе, являясь с одной стороны результатом его функционирования, а с другой – опорой и поддержкой, церковь выполняет различные социальные функции. Множество ученых-теологов, деятелей культуры и религии в качестве наиболее важной функции называют способность веры объединять людей, консолидировать общество. Такой подход основывается на том, что в ходе совместного участия в ритуалах люди испытывают схожие чувства, проникаются духом единства. Очень важно то, как она регулирует жизнь общества. Определяя ряд норм, церковь старается предотвратить среди людей аморальные поступки, охраняет стабильность существующей ситуации. К основным функциям относится также иллюзорно‑компенсаторская – дающая человеку надежду в реальной жизни и в потустороннем бытии. Мировоззренческая – вера в существование некой трансцендентной инстанции, которая (вера) во многом определяет систему ценностных ориентаций, способов мышления верующих и их восприятие окружающего мира. Функция размежевания (идеологическая) – в современном мире религия стала мощным средством идеологического воздействия на сознание людей с целью разделения противопоставления друг другу. Можно назвать и другие социальные функции религии, например, такие как: воспитательная, функция социализации, нормативно‑правовая, политическая, культурологическая, идеологическая и др. Подводя итог, стоит отметить, что религия как социальный институт на данном этапе развития является необходимым фактором единства. Развитие человеческих отношений и рост толерантности позволят объединить людей даже разных вероисповеданий, так как в основе каждого из них, на самом деле, лежат очень схожие моральные принципы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 298.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...