Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Модуль 2. ЧАСТИ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ; ПРАВОПИСАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В ТЕКСТАХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.




ДЕРЖАВНИЙ ВИЩИЙ НАВЧАЛЬНИЙ ЗАКЛАД

„ЗАПОРІЗЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ”

МІНІСТЕРСТВА ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ

Кафедра журналістської творчості, реклами і зв’язків з громадськістю

 

 

Затверджено

Перший проректор  Бондар О.Г.

„____” ______________2009 р.

 

НАВЧАЛЬНА ПРОГРАМА КУРСУ

 

„РОСІЙСЬКА МОВА В ЗМК”

(за вимогами кредитно-модульної системи)

Освітньо-кваліфікаційний рівень: бакалавр

Галузь знань: 0303 – журналістика та інформація

Напрям підготовки: 6.030301 – журналістика 

                     6.030303 – видавнича справа та редагування

Статус курсу: фаховий

 

 

Запоріжжя 2009


І. ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Практический курс « Русский язык в средствах массовой информации» изучается студентами факультета журналистики специальности «Журналистика» и «Издательское дело и редактирование» в течение двух семестров на І и ІІ курсах.

Данный курс является важным предметом в подготовке высококвалифицированного журналиста. С одной стороны, это дисциплина, направленная на качественную лингвистическую подготовку, совершенствование письменной и устной русской речи студентов, что является основой языковедческой базы будущих журналистов. С другой стороны, специфика предмета играет важную роль в формировании посредством языка лингвокреативной деятельности как основы любого вида текста массовой информации.

Учебная программа предусматривает, кроме обязательного ознакомления с традиционными и новейшими данными по русской орфографии и пунктуации как самостоятельными разделами лингвистики, привитие практических навыков применения этих сведений на практике. Особое внимание уделяется так называемым спорным и факультативным вопросам в области русского правописания. В каждом случае от студента требуется квалифицированное объяснение и мотивация предложенного решения в графическом или пунктуационном оформлении дискурса. С этой целью обязательным является углубленное изучение специальной научной литературы.

Большое внимание курс уделяет грамматико-стилистической интерпретации текста, умению адекватного орфографического и в особенности – пунктуационного представления того или иного текста с учетом авторского прагматического задания.

Курс состоит из 4-х основных модулей:

1. Основы русской орфографии.

2. Части речи в русском языке; правописание и особенности их функционирования в текстах СМИ.

3. Синтаксис и пунктуация простого предложения; синтаксическая и пунктуационная вариативность в текстах СМИ.

4. Синтаксис и пунктуация сложного предложения; синтаксическая и пунктуационная вариативность в текстах СМИ.

 


ІІ. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель курса: обновить и систематизировать знания по русскому языку, полученные в средней школе, закрепить и углубить орфографические и пунктуационные навыки, усовершенствовать культуру устной и письменной речи; ознакомить с разными типами грамматической, орфографической и пунктуационной вариативности в текстах СМИ.

Задачи курса в теоретическом плане сводятся к осмыслению и усвоению основных понятий и правил грамматики, орфографии и пунктуации русского языка.

Задачи курса в практическом плане связаны с приобретением стойких навыков грамотной устной и письменной речи, умением использовать стилистический потенциал русского языка в разных жанрах дискурса СМИ.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ основные правила орфографии и пунктуации, а также необходимую справочную и учебную литературу по грамматике и правописанию, стилистике и культуре речи русского языка.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬформулировать правила грамматики, орфографии и пунктуации (с примерами), применять их на практике; определять и использовать нормативные и вариативные формы грамматики, орфографии и пунктуации в текстах СМИ.

Текущий контроль:

- опрос на практических занятиях;

- проверка выполнения упражнений;

- проверка выполнения творческих работ;

- проверка выполнения самодиктантов;

- проверка навыков орфографического и пунктуационного разборов;

- проверка контрольных работ;

- проведение модульного контроля.

 

ІІІ. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ

Практический курс современного русского языка органично связан с несколькими специальными и смежными предметами. Среди них особое место занимают такие: практикум и стилистика современного украинского языка, лексикография, литературное редактирование, история культуры, теория и практика массовой информации, межкультурная коммуникация, пиар-технологии, компьютерная лингвистика и другие дисциплины.

IV. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Модуль 1. ОСНОВЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ.

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ.

Цели и задачи курса. Основные понятия и значение курса в профессиональной подготовке будущих журналистов.

 

Тема 2.ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ.

Правописание безударных гласных, проверяемых ударением. Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением, в русских и заимствованных словах.

 

Тема 3.ГЛАСНЫЕ В ЧЕРЕДУЮЩИХСЯ КОРНЯХ.

Правописание чередующихся гласных Е-И, О-А в зависимости от наличия или отсутствия суффикса -А- после корня. Правописание чередующихся гласных О-А в зависимости от места ударения в слове. Правописание чередующихся гласных О-А в зависимости от конечной согласной корня. Правописание чередующихся гласных О-А в зависимости от лексического значения корня.

 

Тема 4.ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц.Правописание гласных О и Е после шипящих в различных морфемах: под ударением в корнях слов; в суффиксах и окончаниях в ударной и безударной позициях. Правописание гласных О и Е после Ц. Правописание гласных И и Ы после Ц.

 

Тема 5.ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ.

Правописание глухих и звонких согласных в различных морфемах. Правописание двойных согласных на стыке морфем, в иноязычных словах. Правописание непроизносимых согласных.

 

Тема 6.ПРАВОПИСАНИЕ Ь, Ъ.

Правописание твердого и мягкого знаков в словах. Употребление разделительных Ъ и Ь. Употребление Ь для обозначения мягкости. Употребление Ь в грамматических формах.

 

Тема 7.ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК.

Приставки, не изменяющиеся на письме. Правописание приставок на  З-, С-. Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-. Смыслоразличительная роль приставок. Правописание гласных И,Ы после приставок.

 

Тема 8.УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОПИСНОЙ БУКВЫ.

Прописные буквы в начале текста, предложения и после знаков препинания. Названия, в которых все слова пишутся с прописной буквы; названия, в которых первое слово пишется с прописной буквы. Прописные буквы в сложносокращенных словах и аббревиатурах.

 

Модуль 2. ЧАСТИ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ; ПРАВОПИСАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В ТЕКСТАХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.

Тема 1.ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ: ПРАВОПИСАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В ТЕКСТАХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.

Имя существительное как часть речи. Изменение существительных по падежам. Типы склонения имен существительных. Правила правописания падежных окончаний существительных. Правописание суффиксов имен существительных.

 

Тема 2. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ: ПРАВОПИСАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В ТЕКСТАХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.

Имя прилагательное как часть речи. Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний прилагательных. Правописание суффиксов прилагательных.

 

Тема 3. СЛОЖНЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: ПРАВОПИСАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В ТЕКСТАХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.

Сложное слово. Правописание сложных слов. Слитные написания сложных существительных и прилагательных. Дефисные написания сложных существительных и прилагательных.

 

Тема 4.ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ: ПРАВОПИСАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В ТЕКСТАХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.

Имя числительное как часть речи. Разряды имен числительных. Склонение простых, сложных и составных числительных. Правописание падежных окончаний числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

 

Тема 5.МЕСТОИМЕНИЕ: ПРАВОПИСАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В ТЕКСТАХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений по значению, их склонение. Правописание отрицательных и неопределенных местоимений. Написание сочетаний НЕ КТО ИНОЙ (ДРУГОЙ), КАК; НЕ ЧТО ИНОЕ (ДРУГОЕ) КАК – НИКТО ИНОЙ (ДРУГОЙ); НИЧТО ИНОЕ (ДРУГОЕ).

 

Тема 6. ГЛАГОЛ И ГЛАГОЛЬНЫЕ ФОРМЫ: ПРАВОПИСАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В ТЕКСТАХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.

Глагол как часть речи. Типы спряжения глаголов. Правописание окончаний глаголов. Правописание суффиксов глаголов.Правописание омонимичных форм глаголов изъявительного и повелительного наклонения. Употребление буквы Ь в глаголах.

Причастие как часть речи. Образование причастий настоящего и прошедшего времени действительного и страдательного залогов. Правописание Н и НН в отыменных и отглагольных прилагательных, в причастиях.

 

Тема 7.НАРЕЧИЕ: ПРАВОПИСАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В ТЕКСТАХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.

Наречие как часть речи. Правописание суффиксов наречий –О, -А, -Е. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

 

Тема 8.СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ: ПРАВОПИСАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В ТЕКСТАХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.

Предлог как часть речи. Правописание сложных предлогов. Слитное и раздельное написание производных предлогов.

Союз как часть речи. Сложные союзы. Правописание производных союзов. Отличие союзов от омонимичных форм местоимений и наречий с частицами.

Частица как часть речи. Правописание частиц. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи.

V. ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ:

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Орфография и пунктуация. – М.: Высшая школа, 1070.

2. Кайдалова А.И., Калинина И.К.Современная русская орфография. –М.: Высшая школа, 1983.

3. КовалевВ.П., Горяной В.Д. Современный русский язык: Практикум. – К.: Вища школа, 1987.

4. Практикум по русскому языку: Орфография. Пунктуация. –М.: Просвещение, 1991.

5. Просцевичус В.Э. Русский язык. Справочник школьника и студента. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006.

6. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. – М.:Высшая школа, 1989.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Книга, 1989.

8. Федоренко Л.П., Лотарев В.К. Практикум по орфографии и пунктуации. – М.: Просвещение,1979.

9. Шевелев В.М. Русская орфография: Учебное пособие. – Харьков: Издательство «Ранок»: Веста, 2003.

10. Щипачева Л.А. Русская орфография и пунктуация в таблицах и схемах. – М.: Школьная Пресса, 2004./ Серия: Твой помощник справочник(Русский язык и литература в школе – приложение к журналу «Русская словесность». Вып. 16.)

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д., Рудомазина Н.Е. Русский язык: Тренинг по пунктуации. – М.: Дрофа, 2003

2. Балалыхина Т.М., Маерова К.В., Шаклеин В.М. Практикум по современной русской орфографии. –М.: Изд.-во Российского университета дружбы народов, 1999.

3. Барышникова Т.П. Вся орфография русского языка в правилах и упражнениях. – М.: Континент-Пресс, 2002.

4. Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. – М.: Просвещение, 1983.

5. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., «Русский язык», 1990.

6. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991.

7. Владимирова Г.В., Ушакова Н.П. Практикум по пунктуации. – М.: Высшая школа, 1982.

8. Гейдельберг Л.И., Микулинская М.Я. Проверяй себя сам! – М.: Просвещение, 1969.

9. Горшкова В.Н. Синтаксис и пунктуация: Упражнения с выборочным ответом. – М.: Просвещение, 1975.

10. Кабанец Г.А. Русский язык: Обобщающие таблицы. – К.: Вища школа, 1992.

11. Каменова С.К. Грамматика русского языка (в таблицах и схемах). – М.: Лист, 1996.

12. Ковалев В.П.Практикум по современному русскому языку. –М.: Просвещение, 1974.

13. Космарская И.В. Русский язык для поступающих в вузы. – М.: Аквариум, 1997.

14. Михайленко Т.Н., Раевская Н.Ф. Русский язык. – Харьков: Веста, 2001.

15. Наумович А.Н. Современная русская пунктуация. – Минск: Вышэйшая школа, 1983.

16. Панов М.В. И все-таки она хорошая! :Рассказы о русской орфографии, еедостоинствах и недостатках. – М.: Наука, 1964.

17. Рейнке И.Н., Шапкин В.И. О трудном в орфографии и пунктуации. – Л.: Просвещение, 1971.

18. Розенталь Д.Э. Вопросы русского правописания. –М.: Изд-во Московского ун-та, 1970.

19. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русская орфография и пунктуация. – М.: Русский язык, 1990.

20. Русское правописание / Сост. В.А.Савенкова. – Донецк: БАО, 1998.

21. Русская орфография в сопоставлении с украинской. – К.: Вища школа, 1974.

22. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. – М.: Айрис-пресс, 2003.

23. Филатов И.С.Русский язык, - Харьков: Веста, 2001.

24. Шапиро А.Б. Современный русский язык: Пунктуация. – М.:Просвещение, 1974.

25. Штильман С.Л. Как научить писать грамотно. – М.: Скрипторий,2002.

 

СЛОВАРИ:

1. Большой орфографический словарь русского языка. – М.: Оникс, 1999.

2. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно?: Опыт словаря-справочника. – М.: Русский язык, 1988.

3. Колесников Н.П. Слова с двойными согласными: Словарь-справочник. – М.: Русский язык, 1990.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1990.

5. Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфрграфический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1991.

6. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. – М.: Просвещение, 1987.

7. Розенталь Д.Э. Прописная или строчная?: Словарь-справочник. –М.: Русский язык, 1987.

8. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. –М.: Просвещение, 1976.

9. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Русский язык, 1987.

10. Словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1986.

11. Цыганенко Г.П. Словарь служебных морфем русского языка. – К.:Радянська школа, 1982.


 

РОБОЧА ПРОГРАМА
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА.

Цель курса: обновить и систематизировать знания по русскому языку, полученные в средней школе, закрепить и углубить орфографические и пунктуационные навыки, усовершенствовать культуру устной и письменной речи; ознакомить с разными типами грамматической, орфографической и пунктуационной вариативности в текстах СМИ.

Задачи курса в теоретическом плане сводятся к осмыслению и усвоению основных понятий и правил грамматики, орфографии и пунктуации русского языка.

Задачи курса в практическом плане связаны с приобретением стойких навыков грамотной устной и письменной речи, умением использовать стилистический потенциал русского языка в разных жанрах дискурса СМИ.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ основные правила орфографии и пунктуации, а также необходимую справочную и учебную литературу по грамматике и правописанию, стилистике и культуре речи русского языка.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬформулировать правила грамматики, орфографии и пунктуации (с примерами), применять их на практике; определять и использовать нормативные и вариативные формы грамматики, орфографии и пунктуации в текстах СМИ.

Текущий контроль:

- опрос на практических занятиях;

- проверка выполнения упражнений;

- проверка выполнения творческих работ;

- проверка выполнения самодиктантов;

- проверка навыков орфографического и пунктуационного разборов;

- проверка контрольных работ;

- проведение модульного контроля.

 



МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ.

Практический курс современного русского языка органично связан с несколькими специальными и смежными предметами. Среди них особое место занимают такие: практикум и стилистика современного украинского языка, лексикография, литературное редактирование, история культуры, теория и практика массовой информации, межкультурная коммуникация, пиар-технологии, компьютерная лингвистика и другие дисциплины.

 

II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ.

№ модуля,

№ уч. недель

№ темы Тема практического занятия и самостоятельной работы

Кол-во часов

Вид модульного и итогового контроля и их рейтинговая оценка (РО)

Модуль 1

1 Введение Практические занятия Самостоятельная работа

 

2

-

РОподготовки к практическим занятиям и овладение практическими навыками – 3 балла (о,25 балла – присутствие;

РО выполнения индивидуальных заданий – 0,6 балла

2 Правописание гласных в корне Практические занятия Самостоятельная работа

 

 

2

-

3 Гласные в чередующихся корнях Практические занятия Самостоятельная работа

 

 

4

-

4 Правописание гласных после шипящих и Ц Практические занятия Самостоятельная работа

 

 

2

-

5 Правописание согласных Практические занятия Самостоятельная работа

 

2

-

 

6 Правописание Ь и Ъ Практические занятия Самостоятельная работа

 

2

-

7 Правописание приставок Практические занятия Самостоятельная работа

 

4

-

8 Употребление прописной буквы Практические занятия Самостоятельная работа

 

 

-

8

 

  I модульный контроль (всего) Практические занятия Самостоятельная работа

 

18

8

РО контрольной работы – 5 баллов

1-9 недели

(1-я пол. сем.

1-й модульный контроль (всего по 1-му модулю)    

30 баллов

Модуль 2

9

Имя существительное: правописание и употребление в текстах СМИ Практические занятия Самостоятельная работа     4 -

РОподготовки к практическим занятиям и овладение практическими навыками – 3 балла (о,25 балла – присутствие;

РО выполнения индивидуальных заданий – 0,6 балла

10

Имя прилагательное: правописание и употребление в текстах СМИ Практические занятия Самостоятельная работа   2 -  

11

Сложные существительные и прилагательные: правописание и употребление в текстах СМИ Практические занятия Самостоятельная работа   - 6

12

Числительное: правописание и употребление в текстах СМИ Практические занятия Самостоятельная работа     - 5

13

Местоимение: правописание и употребление в текстах СМИ Практические занятия Самостоятельная работа     - 6

14

Глагол и глагольные формы: правописание и употребление в текстах СМИ Практические занятия Самостоятельная работа   4

15

Наречие: правописание и употребление в текстах СМИ Практические занятия Самостоятельная работа   - 6

16

Служебные части речи: правописание и употребление в текстах СМИ Практические занятия Самостоятельная работа     6 -
 

 

II модульный контроль (всего) Практические занятия Самостоятельная работа     16 23

 

10-18 недели

(2-я пол. сем.

2-й модульный контроль (всего по 2-му модулю)  

30 баллов

 

Всего за 2 модуля  

60 баллов

 

Самостоятельная работа Индивидуальная работа 31

10 баллов

10 баллов

 

Итоговый семестровый контроль (зачет)  

20 баллов

 

Всего  

100 баллов

             

 

III. ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Занятие № 1

Тема: ВВЕДЕНИЕ.

План

Диагностический текст.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 264.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...