Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
УЧЕБНЫЕ И СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.Стр 1 из 23Следующая ⇒
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА. Цель курса: обновить и систематизировать знания по русскому языку, полученные в средней школе, закрепить и углубить орфографические и пунктуационные навыки, усовершенствовать культуру устной и письменной речи; ознакомить с разными типами грамматической, орфографической и пунктуационной вариативности в текстах СМИ. Задачи курса в теоретическом плане сводятся к осмыслению и усвоению основных понятий и правил грамматики, орфографии и пунктуации русского языка. Задачи курса в практическом плане связаны с приобретением стойких навыков грамотной устной и письменной речи, умением использовать стилистический потенциал русского языка в разных жанрах дискурса СМИ. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ основные правила орфографии и пунктуации, а также необходимую справочную и учебную литературу по грамматике и правописанию, стилистике и культуре речи русского языка. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬформулировать правила грамматики, орфографии и пунктуации (с примерами), применять их на практике; определять и использовать нормативные и вариативные формы грамматики, орфографии и пунктуации в текстах СМИ. Текущий контроль: - опрос на практических занятиях; - проверка выполнения упражнений; - проверка выполнения творческих работ; - проверка выполнения самодиктантов; - проверка навыков орфографического и пунктуационного разборов; - проверка контрольных работ; - проведение модульного контроля.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ. Практический курс современного русского языка органично связан с несколькими специальными и смежными предметами. Среди них особое место занимают такие: практикум и стилистика современного украинского языка, лексикография, литературное редактирование, история культуры, теория и практика массовой информации, межкультурная коммуникация, пиар-технологии, компьютерная лингвистика и другие дисциплины.
4.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. МОДУЛЬ 3. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ И ПУНКТУАЦИОННАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ В ТЕКСТАХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.
Тема 1.ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие.
Тема 2.ТИРЕ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Интонационное и соединительное тире.
Тема 3.ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Союзное и бессоюзное соединение однородных членов. Пунктуация при однородных членах, соединенных повторяющимися и неповторяющимися союзами. Пунктуация при однородных членах, соединенных парными союзами. Пунктуация в предложениях с однородными членами при наличии обобщающих слов. Однородные и неоднородные определения.
Тема 4.ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Предложения с обособленными членами. Обособление определений, приложений, обстоятельств, дополнений.
Тема 5.УТОЧНЯЮЩИЕ, ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Обособление уточняющих членов предложения. Обособление пояснительных и присоединительных членов предложения.
Тема 6.СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Предложения с вводными словами и словосочетаниями, знаки препинания при вводных и вставных предложениях. Способы выражения обращений и знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при утвердительных и отрицательных словах и междометиях. МОДУЛЬ 4. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ И ПУНКТУАЦИОННАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ В ТЕКСТАХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.
Тема 1. СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Понятие о сложном предложении. Виды сложных предложений: бессоюзные и союзные (сложносочиненные, сложноподчиненные). Сложносочиненное предложение. Употребление запятой, точки с запятой, тире в сложносочиненных предложениях. Пунктуация в сложносочиненных предложениях с общим второстепенным членом, общим вводным словом, общим придаточным предложением.
Тема 2.СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с одним или несколькими придаточными (запятая, тире, двоеточие). Знаки препинания при двух рядом стоящих подчинительных союзах (что если..., хотя что... и др.).
Тема 3.ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С СОЮЗОМКАК. Знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзом КАК. Знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами.
Тема 4.СЛОЖНОЕ БЕССОЮЗНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Сложное бессоюзное предложение. Пунктуация в сложных бессоюзных предложениях: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.
Тема 5.ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Синонимика конструкций с прямой и косвенной речью. Литературная норма при замене прямой речи косвенной и наоборот. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
УЧЕБНЫЕ И СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Орфография и пунктуация. – М.: Высшая школа, 1070. 2. Кайдалова А.И., Калинина И.К.Современная русская орфография. –М.: Высшая школа, 1983. 3. КовалевВ.П., Горяной В.Д. Современный русский язык: Практикум. – К.: Вища школа, 1987. 4. Практикум по русскому языку: Орфография. Пунктуация. –М.: Просвещение, 1991. 5. Просцевичус В.Э. Русский язык. Справочник школьника и студента. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006. 6. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. – М.:Высшая школа, 1989. 7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Книга, 1989. 8. Федоренко Л.П., Лотарев В.К. Практикум по орфографии и пунктуации. – М.: Просвещение,1979. 9. Шевелев В.М. Русская орфография: Учебное пособие. – Харьков: Издательство «Ранок»: Веста, 2003. 10. Щипачева Л.А. Русская орфография и пунктуация в таблицах и схемах. – М.: Школьная Пресса, 2004./ Серия: Твой помощник справочник(Русский язык и литература в школе – приложение к журналу «Русская словесность». Вып. 16.)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д., Рудомазина Н.Е. Русский язык: Тренинг по пунктуации. – М.: Дрофа, 2003 2. Балалыхина Т.М., Маерова К.В., Шаклеин В.М. Практикум по современной русской орфографии. –М.: Изд.-во Российского университета дружбы народов, 1999. 3. Барышникова Т.П. Вся орфография русского языка в правилах и упражнениях. – М.: Континент-Пресс, 2002. 4. Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. – М.: Просвещение, 1983. 5. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., «Русский язык», 1990. 6. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991. 7. Владимирова Г.В., Ушакова Н.П. Практикум по пунктуации. – М.: Высшая школа, 1982. 8. Гейдельберг Л.И., Микулинская М.Я. Проверяй себя сам! – М.: Просвещение, 1969. 9. Горшкова В.Н. Синтаксис и пунктуация: Упражнения с выборочным ответом. – М.: Просвещение, 1975. 10. Кабанец Г.А. Русский язык: Обобщающие таблицы. – К.: Вища школа, 1992. 11. Каменова С.К. Грамматика русского языка (в таблицах и схемах). – М.: Лист, 1996. 12. Ковалев В.П.Практикум по современному русскому языку. –М.: Просвещение, 1974. 13. Космарская И.В. Русский язык для поступающих в вузы. – М.: Аквариум, 1997. 14. Михайленко Т.Н., Раевская Н.Ф. Русский язык. – Харьков: Веста, 2001. 15. Наумович А.Н. Современная русская пунктуация. – Минск: Вышэйшая школа, 1983. 16. Панов М.В. И все-таки она хорошая! :Рассказы о русской орфографии, еедостоинствах и недостатках. – М.: Наука, 1964. 17. Рейнке И.Н., Шапкин В.И. О трудном в орфографии и пунктуации. – Л.: Просвещение, 1971. 18. Розенталь Д.Э. Вопросы русского правописания. –М.: Изд-во Московского ун-та, 1970. 19. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русская орфография и пунктуация. – М.: Русский язык, 1990. 20. Русское правописание / Сост. В.А.Савенкова. – Донецк: БАО, 1998. 21. Русская орфография в сопоставлении с украинской. – К.: Вища школа, 1974. 22. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. – М.: Айрис-пресс, 2003. 23. Филатов И.С.Русский язык, - Харьков: Веста, 2001. 24. Шапиро А.Б. Современный русский язык: Пунктуация. – М.:Просвещение, 1974. 25. Штильман С.Л. Как научить писать грамотно. – М.: Скрипторий,2002.
СЛОВАРИ Большой орфографический словарь русского языка. – М.: Оникс, 1999. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно?: Опыт словаря-справочника. – М.: Русский язык, 1988. Колесников Н.П. Слова с двойными согласными: Словарь-справочник. – М.: Русский язык, 1990. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1990. Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфрграфический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1991. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. – М.: Просвещение, 1987. Розенталь Д.Э. Прописная или строчная?: Словарь-справочник. –М.: Русский язык, 1987. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. –М.: Просвещение, 1976. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Русский язык, 1987. Словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1986. Цыганенко Г.П. Словарь служебных морфем русского языка. – К.:Радянська школа, 1982.
РОБОЧА ПРОГРАМА I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА. Цель курса: обновить и систематизировать знания по русскому языку, полученные в средней школе, закрепить и углубить орфографические и пунктуационные навыки, усовершенствовать культуру устной и письменной речи; ознакомить с разными типами грамматической, орфографической и пунктуационной вариативности в текстах СМИ. Задачи курса в теоретическом плане сводятся к осмыслению и усвоению основных понятий и правил грамматики, орфографии и пунктуации русского языка. Задачи курса в практическом плане связаны с приобретением стойких навыков грамотной устной и письменной речи, умением использовать стилистический потенциал русского языка в разных жанрах дискурса СМИ. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ основные правила орфографии и пунктуации, а также необходимую справочную и учебную литературу по грамматике и правописанию, стилистике и культуре речи русского языка. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬформулировать правила грамматики, орфографии и пунктуации (с примерами), применять их на практике; определять и использовать нормативные и вариативные формы грамматики, орфографии и пунктуации в текстах СМИ. Текущий контроль: - опрос на практических занятиях; - проверка выполнения упражнений; - проверка выполнения творческих работ; - проверка выполнения самодиктантов; - проверка навыков орфографического и пунктуационного разборов; - проверка контрольных работ; - проведение модульного контроля.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ. Практический курс современного русского языка органично связан с несколькими специальными и смежными предметами. Среди них особое место занимают такие: практикум и стилистика современного украинского языка, лексикография, литературное редактирование, история культуры, теория и практика массовой информации, межкультурная коммуникация, пиар-технологии, компьютерная лингвистика и другие дисциплины II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 232. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |