Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

УЧЕБНЫЕ И СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.




ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА.

Цель курса: обновить и систематизировать знания по русскому языку, полученные в средней школе, закрепить и углубить орфографические и пунктуационные навыки, усовершенствовать культуру устной и письменной речи; ознакомить с разными типами грамматической, орфографической и пунктуационной вариативности в текстах СМИ.

Задачи курса в теоретическом плане сводятся к осмыслению и усвоению основных понятий и правил грамматики, орфографии и пунктуации русского языка.

Задачи курса в практическом плане связаны с приобретением стойких навыков грамотной устной и письменной речи, умением использовать стилистический потенциал русского языка в разных жанрах дискурса СМИ.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ основные правила орфографии и пунктуации, а также необходимую справочную и учебную литературу по грамматике и правописанию, стилистике и культуре речи русского языка.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬформулировать правила грамматики, орфографии и пунктуации (с примерами), применять их на практике; определять и использовать нормативные и вариативные формы грамматики, орфографии и пунктуации в текстах СМИ.

Текущий контроль:

- опрос на практических занятиях;

- проверка выполнения упражнений;

- проверка выполнения творческих работ;

- проверка выполнения самодиктантов;

- проверка навыков орфографического и пунктуационного разборов;

- проверка контрольных работ;

- проведение модульного контроля.

 

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ.

Практический курс современного русского языка органично связан с несколькими специальными и смежными предметами. Среди них особое место занимают такие: практикум и стилистика современного украинского языка, лексикография, литературное редактирование, история культуры, теория и практика массовой информации, межкультурная коммуникация, пиар-технологии, компьютерная лингвистика и другие дисциплины.

 

4.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

МОДУЛЬ 3. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ И ПУНКТУАЦИОННАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ В ТЕКСТАХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.

 

Тема 1.ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие.

 

Тема 2.ТИРЕ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.

Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Интонационное и соединительное тире.

 

Тема 3.ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Союзное и бессоюзное соединение однородных членов. Пунктуация при однородных членах, соединенных повторяющимися и неповторяющимися союзами. Пунктуация при однородных членах, соединенных парными союзами. Пунктуация в предложениях с однородными членами при наличии обобщающих слов. Однородные и неоднородные определения.

 

Тема 4.ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Предложения с обособленными членами. Обособление определений, приложений, обстоятельств, дополнений.

 

Тема 5.УТОЧНЯЮЩИЕ, ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Обособление уточняющих членов предложения. Обособление пояснительных и присоединительных членов предложения.

 

Тема 6.СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Предложения с вводными словами и словосочетаниями, знаки препинания при вводных и вставных предложениях.

Способы выражения обращений и знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при утвердительных и отрицательных словах и междометиях.

МОДУЛЬ 4. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ И ПУНКТУАЦИОННАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ В ТЕКСТАХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.  

 

Тема 1. СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Понятие о сложном предложении. Виды сложных предложений: бессоюзные и союзные (сложносочиненные, сложноподчиненные).

Сложносочиненное предложение. Употребление запятой, точки с запятой, тире в сложносочиненных предложениях. Пунктуация в сложносочиненных предложениях с общим второстепенным членом, общим вводным словом, общим придаточным предложением.

 

Тема 2.СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с одним или несколькими придаточными (запятая, тире, двоеточие). Знаки препинания при двух рядом стоящих подчинительных союзах (что если..., хотя что... и др.).

 

Тема 3.ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С СОЮЗОМКАК.

Знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзом КАК. Знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами.

 

Тема 4.СЛОЖНОЕ БЕССОЮЗНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Сложное бессоюзное предложение. Пунктуация в сложных бессоюзных предложениях: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.

 

Тема 5.ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Синонимика конструкций с прямой и косвенной речью. Литературная норма при замене прямой речи косвенной и наоборот. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.

 

УЧЕБНЫЕ И СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Орфография и пунктуация. – М.: Высшая школа, 1070.

2. Кайдалова А.И., Калинина И.К.Современная русская орфография. –М.: Высшая школа, 1983.

3. КовалевВ.П., Горяной В.Д. Современный русский язык: Практикум. – К.: Вища школа, 1987.

4. Практикум по русскому языку: Орфография. Пунктуация. –М.: Просвещение, 1991.

5. Просцевичус В.Э. Русский язык. Справочник школьника и студента. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006.

6. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. – М.:Высшая школа, 1989.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Книга, 1989.

8. Федоренко Л.П., Лотарев В.К. Практикум по орфографии и пунктуации. – М.: Просвещение,1979.

9. Шевелев В.М. Русская орфография: Учебное пособие. – Харьков: Издательство «Ранок»: Веста, 2003.

10. Щипачева Л.А. Русская орфография и пунктуация в таблицах и схемах. – М.: Школьная Пресса, 2004./ Серия: Твой помощник справочник(Русский язык и литература в школе – приложение к журналу «Русская словесность». Вып. 16.)

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д., Рудомазина Н.Е. Русский язык: Тренинг по пунктуации. – М.: Дрофа, 2003

2. Балалыхина Т.М., Маерова К.В., Шаклеин В.М. Практикум по современной русской орфографии. –М.: Изд.-во Российского университета дружбы народов, 1999.

3. Барышникова Т.П. Вся орфография русского языка в правилах и упражнениях. – М.: Континент-Пресс, 2002.

4. Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. – М.: Просвещение, 1983.

5. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., «Русский язык», 1990.

6. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991.

7. Владимирова Г.В., Ушакова Н.П. Практикум по пунктуации. – М.: Высшая школа, 1982.

8. Гейдельберг Л.И., Микулинская М.Я. Проверяй себя сам! – М.: Просвещение, 1969.

9. Горшкова В.Н. Синтаксис и пунктуация: Упражнения с выборочным ответом. – М.: Просвещение, 1975.

10. Кабанец Г.А. Русский язык: Обобщающие таблицы. – К.: Вища школа, 1992.

11. Каменова С.К. Грамматика русского языка (в таблицах и схемах). – М.: Лист, 1996.

12. Ковалев В.П.Практикум по современному русскому языку. –М.: Просвещение, 1974.

13. Космарская И.В. Русский язык для поступающих в вузы. – М.: Аквариум, 1997.

14. Михайленко Т.Н., Раевская Н.Ф. Русский язык. – Харьков: Веста, 2001.

15. Наумович А.Н. Современная русская пунктуация. – Минск: Вышэйшая школа, 1983.

16. Панов М.В. И все-таки она хорошая! :Рассказы о русской орфографии, еедостоинствах и недостатках. – М.: Наука, 1964.

17. Рейнке И.Н., Шапкин В.И. О трудном в орфографии и пунктуации. – Л.: Просвещение, 1971.

18. Розенталь Д.Э. Вопросы русского правописания. –М.: Изд-во Московского ун-та, 1970.

19. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русская орфография и пунктуация. – М.: Русский язык, 1990.

20. Русское правописание / Сост. В.А.Савенкова. – Донецк: БАО, 1998.

21. Русская орфография в сопоставлении с украинской. – К.: Вища школа, 1974.

22. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. – М.: Айрис-пресс, 2003.

23. Филатов И.С.Русский язык, - Харьков: Веста, 2001.

24. Шапиро А.Б. Современный русский язык: Пунктуация. – М.:Просвещение, 1974.

25. Штильман С.Л. Как научить писать грамотно. – М.: Скрипторий,2002.

 

СЛОВАРИ

Большой орфографический словарь русского языка. – М.: Оникс, 1999.

Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно?: Опыт словаря-справочника. – М.: Русский язык, 1988.

Колесников Н.П. Слова с двойными согласными: Словарь-справочник. – М.: Русский язык, 1990.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1990.

Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфрграфический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1991.

Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. – М.: Просвещение, 1987.

Розенталь Д.Э. Прописная или строчная?: Словарь-справочник. –М.: Русский язык, 1987.

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. –М.: Просвещение, 1976.

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Русский язык, 1987.

Словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1986.

Цыганенко Г.П. Словарь служебных морфем русского языка. – К.:Радянська школа, 1982.

 


РОБОЧА ПРОГРАМА




I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА.

Цель курса: обновить и систематизировать знания по русскому языку, полученные в средней школе, закрепить и углубить орфографические и пунктуационные навыки, усовершенствовать культуру устной и письменной речи; ознакомить с разными типами грамматической, орфографической и пунктуационной вариативности в текстах СМИ.

Задачи курса в теоретическом плане сводятся к осмыслению и усвоению основных понятий и правил грамматики, орфографии и пунктуации русского языка.

Задачи курса в практическом плане связаны с приобретением стойких навыков грамотной устной и письменной речи, умением использовать стилистический потенциал русского языка в разных жанрах дискурса СМИ.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ основные правила орфографии и пунктуации, а также необходимую справочную и учебную литературу по грамматике и правописанию, стилистике и культуре речи русского языка.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬформулировать правила грамматики, орфографии и пунктуации (с примерами), применять их на практике; определять и использовать нормативные и вариативные формы грамматики, орфографии и пунктуации в текстах СМИ.

Текущий контроль:

- опрос на практических занятиях;

- проверка выполнения упражнений;

- проверка выполнения творческих работ;

- проверка выполнения самодиктантов;

- проверка навыков орфографического и пунктуационного разборов;

- проверка контрольных работ;

- проведение модульного контроля.

 

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ.

Практический курс современного русского языка органично связан с несколькими специальными и смежными предметами. Среди них особое место занимают такие: практикум и стилистика современного украинского языка, лексикография, литературное редактирование, история культуры, теория и практика массовой информации, межкультурная коммуникация, пиар-технологии, компьютерная лингвистика и другие дисциплины


II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

№ модуля,

№ уч. недель

№ темы Тема практического занятия и самостоятельной работы Кол-во часов Вид модульного и итогового контроля и их рейтинговая оценка (РО)

Модуль 3

1 Введение Практические занятия Самостоятельная работа   2 -

РОподготовки к практическим занятиям и овладение практическими навыками – 3 балла (о,25 балла – присутствие;

РО выполнения индивидуальных заданий – 0,6 балла

2 Знаки препинания в конце предложения Практические занятия Самостоятельная работа     - 4
3 Тире в простом предложении Практические занятия Самостоятельная работа     2 -
4 Однородные члены предложения. Практические занятия Самостоятельная работа     4 8
5 Обособленные члены предложения Практические занятия Самостоятельная работа     10 5
6 Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Практические занятия Самостоятельная работа     - 5
7 Слова, грамматически не связанные с членами предложения Практические занятия Самостоятельная работа   - 5

 

  3-й модульный контроль (всего) Практические занятия Самостоятельная работа     18 27 РО контрольной работы – 5 баллов

1-10 недели

(1-я пол. сем.

3-й модульный контроль (всего по 3-му модулю)     30 баллов

Модуль 4

8

Сложносочиненное предложение Практические занятия Самостоятельная работа     4 -

РОподготовки к практическим занятиям и овладение практическими навыками – 3 балла (о,25 балла – присутствие;

РО выполнения индивидуальных заданий – 0,6 балла

9

Сложноподчиненное предложение Практические занятия Самостоятельная работа     4 -

10

Простое и сложное предложение с союзом как Практические занятия Самостоятельная работа   - 10

11

Сложное бессоюзное предложение Практические занятия Самостоятельная работа     4 -

12

Прямая и косвенная речь Практические занятия Самостоятельная работа     - 10

13

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ Практические занятия Самостоятельная работа   4 -
 

 

4-й модульный контроль (всего) Практические занятия Самостоятельная работа     16 20 РО контрольной работы – 5 баллов

11-17 недели

(2-я пол. сем.

4-й модульный контроль (всего по 4-му модулю)   30 баллов

 

Всего за 2 модуля   60 баллов

 

Самостоятельная работа Индивидуальная работа   10 баллов 10 баллов

 

Итоговый семестровый контроль (зачет)   20 баллов

 

Всего   100 баллов
           

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 232.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...