Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие системы источников ЗП




Источник ЗП – форма существования норм ЗП, Конституция, НА, иные формы, допускаемые существующей в РФ правовой системой.

 

Особенности источников ЗП:

- обусловлены зем отношениями, их сложным характером.

- зем отношения обладают определенной консервативностью.

- партикуляризм в использовании земель (общие правила, требования по использ земель опр-ся и геогр особенностями, культурными, этническими).

- зем зак-во в соотв с Конституцией отнесено к совместному ведению РФ и субъектов. Полномочия в этой сфере есть и у местного самоуправления.

- земля используется во многих отношениях, является их частью.

- особые политические отношения, связанные с правом частной собственности на землю и оборотом земель.

 

Система источников – их совокупность, основанная на иерархичности.

 

Классификация источников ЗП.

1) по виду

• Конституция

• ФЗ и законы субъекта

• НА органов госвласти

• НА органов местного самоуправления

• нормативные договоры

• обычаи делового оборота

2) по юридической силе

• конституция

• ФЗ

• законы субъектов РФ

• нормативно-правовые договоры РФ и субъектов РФ (мало таких договоров)

• НПА органов госуправления

• НПД между органами госвласти субъектов РФ и органами м\с (ФЗ об общих пр-пах м\с)

• НПА органов м\с

3) вид НПА

• законы

• указы Президента

• акты органов исполнительной власти (постановления правительства, акты министерств – министерство экономического развития и торговли в сфере земельного права, а также министерство природных ресурсов)

• НПА органов м\с.

 

Конституционные основы ЗП

Конституция – акт прямого действия. Основные институты сформулированы в ст.ст. 9, 36, 42, 58, 72, 76. Ст. 35 также регулирует.

Ст.9. Земля как основа жизнедеятельности. Это конституционное основание ограничения прав на землю. Это основа для участия общественности в принятии решения по охране и использования земель. Это основа для широкого органов м\с в решении тех же вопросов. Часть 2 ст. 9: земля м. находиться в любой форме собственности. Форма собственности – категория политическая, а не юридическая, это субъект присвоения. По земле это м.б. и частное лицо. Все эти формы собственности равноправны согласно Конституции. Т.о. хоть земля – сфера публичного интереса, она м. удовлетворять и частный интерес. А что значит "иные формы собственности"? Наука до конца не изучила. Возможно, речь идет об общей собственности. Экзотическая позиция: с точки зрения социально-экономической – м. говорить об этнически-социальной форме собственности. Также существуют квази-юридические лица – например, товарищества в гражданском праве. Был указ и о казачьих обществах – которым передавались земли.

Ст. 36. Устанавливает право частной собственности. Часть 1: граждане и их объединения вправе иметь в собственности землю. Конституция не ограничивает правосубъектность. Что касается иностранных лиц: Конституция в сфере имущественных отношениях приравнивает их к гражданам, если ФЗ не предусмотрено иное, зем зак-во устанавливает такие ограничения. Часть 2: владение, пользование, распоряжении земельным участком осуществляется с-ком свободно, если это не причиняет ущерб окружающей среде. Т.е. полномочия м.б. ограничены в интересах окружающей среды. Часть 3: условия и порядок пользования землей определяется на основе ФЗ. Т.е. титулы землепользования д. устанавливаться на основе ФЗ. Что обеспечивает единство экономического пространства.

Ст. 42 – право на охрану окружающей среды. Гарантирует Правительство. Благоприятная окружающая среда зависит и от охраны земель.

58 - обязанность по охране природы и сбережению ее богатств, а соответственно, и земель.

72 и 76: зем зак-во – предмет совместного ведения. Акты субъекта не д. противоречить ФЗ. Субъекты вправе осуществлять нормотворчество в этой сфере, но оно не д. противоречить.

Источники земельного права

 

...(1-4)

1. Понятие и особенности источников

2. Система источников

3. Конституционные основы ЗП.

Нормативно-правовые акты

1. Федеральные законы.

ФЗ можно поделить на несколько групп.

1) направленные на непосредственное регулирование зем отношений

- ЗК (это 4-ый кодекс, 1922, 1970, 1991). Особенность кодекса в связи с политическими проблемами: он не является целостным актом, регулирующим земельные отношения, есть градостроительный кодекс и закон об обороте земель с\х назначения. Много бланкетных норм.

- закон о введение в действие ЗК, который содержит ряд норм для переходного периода и не только

- закон об обороте земель с\х назначения.

- градостроительный кодекс. В конституции градостроительное зак-во не упоминается в компетенции федерации, соответственно, д. относится к субъекту…

- закон о разграничении гос собственности на землю, закон о землеустройстве, о гос земельном кадастре.

 

2) связанные с использованием земель, прежде всего в целях с\х

- о садоводческих, дачных объед-х

- о крестьянских, ферм хоз-вах

- о мелиорации

- о безопасно обращении с пестицидами и агрохимикатами

- о плодородии почв

 

3) Связанные с регулированием социальной сферы. Где установлены льготы и привилегии (закон о ветеранах, инвалидах и т.д.), например, льготы по предоставлению участков земель в пользование.

- Закон о территориях традиц землепользования малочисленных народов.

- Закон об особо охраняемых природных территориях.

- О погребении и похоронном деле. Каждому гарантируется предоставление зем участка в пользование для погребения.

 

4) то, что традиционно относится к гражданскому зак-ву. Но есть нормы, регул-ие зем отношения.

- ГК гл 17, часть 2 – регулирует сделки с недвижимостью, часть 3 – наследование

- ФЗ о приватизации гос и муниципальных предприятий

- ФЗ об ипотеке недвижимости

- ФЗ о гос рег-ии прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 

5) природо-ресурсное зак-во

- ЛК

- ФЗ о недрах

- о животном мире

- об ос охр прир терр

 

2. Законы субъектов РФ.

- Опр-т особенности оборота земель с/х назначения

- вопрос о передаче в собственность земельных участков для целей строительства

Спб реализует полномочия одновременно и как субъект РФ и на уровне местного самоуправления. Законы СПб устан. порядок предоставления земли для инвестиций; осуществление градостроительного регулирования. Генплан развития СПб - основной документ, регул-й вопросы предоставления земли.

3. Указы президента РФ.

ЗК относит их к федеральному законодательству. Указом Президента опр-ся перечень приграничных территорий, к-й не м.б. переданы в собственность иностранцам и апатридам.

Указ Президента РФ 1993г. признал недействующими ок. 30 % норм ЗК РСФСР.

Указ от 17 окт.1993г. "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы".

Указ от 27 июня 1998г. "О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования".

4. Постановления Правительства

ЗК РФ предусм. необходимость издания актов Правительства, регул-их процедуры управления в опр-х сферах.

Пост. Прав. регул. порядок осущ-я гос-го земельного контроля, порядок осущ-я гос-го мониторинга земель; порядок орг-и и проведения торгов о продаже гос-х или муниц-х участков. Правительство РФ в соотв. с ФЗ "О переводе земель из одной категории в другую" опр-т процедуру перевода земель, занятых лесами 1 гр. в иную категорию.

5. Опр-ю роль играют НПА органов исполнительной власти субъектов РФ.

Их полномочия опр-ся уставами субъектов, иными законами. Правительство СПб вправе издавать НПА, если это прямо предусмотрено законом.

6. Акты ОМС.

Органы м\с и должностные лица принимают акты правления в интересах населения и муниципального образования.

Полномочия органов м\с (статья 2 ЗК). На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. К полномочиям органов м\с относятся:

- правила застройки на территории-поселении

- определение порядка предоставления участка для целей, не связанных со строительством

- установление норм предоставление земельных участков для личного строительства и подсобного хозяйства

- установление ставки земельного налога для земель-поселений

- принятие актов градостроительного планирования в отношении подведомственной территории и ряд других полномочий.Общий акт ОМС - правила землепользования и застройки. Эти правила д.б. приняты до 1 янв. 2007г. В основном, устан. режим публичных ограничений и устан. соотв. систему планирования. ОМС утв. минимальный и максимальный размер земельных участков, передаваемых в собственность или в пользование на ином титуле.

Некоторые нормативные акты издаются министерствами.

Минэкономразвития (ФА по управлению фед. им-ом, ФА кадастра объектов недвижимости, ФА по государственным резервам, ФТС)

Минприроды (ФА водных ресурсов, ФА лесного хоз-ва, ФА по недропользованию, ФС по надзору в сфере природопользования).

 

5. Нормативные технические нормы и правила

При опр-и границ участков и опр-и размещения объектов недвижимости и иных объектов на участке применяются СНиПы и санитарные нормы и правила. Эти нормы попадают под ФЗ о техническом регулировании, к-й установил, что все нормы, стандарты создаются заинтер-ми ведомствами, но тех. регламент утверждает Федеральное Собрание РФ.

6. Роль судебной практики в регулировании земельных отношений

В соотв. с ФКЗ "О судах и судоустройстве" и с ФКЗ об отдельных судах, судебные акты не явл. нормами права, но явл. обязательными при применении для соотв. органов, осущ-х юрисдикцию.

ВС РФ не издавал значительных норм толкования земельного права. В 1992г. ВС разъяснял применение ЗК РСФСР 1991г.

Пост. Пл. ВС и ВАС № 6/8 "О применении части 1 ГК РФ".

Инф. письмо Президиума ВАС РФ от 27.02.01 "О применении АС ЗК РФ".

Пост. Пл. ВАС РФ от 24 марта 2005г. "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного закон-ва".

 

Земельные правоотношения

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 338.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...