Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЗП в системе российского права




ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО

Понятие земельного права

В царской России существовало гражданское право, которое регулировало отношения по поводу земли, законодательство о землеустройстве, крестьянское поземельное право. После 1917 года был принят ЗК (1922 год). Затем ЗП трансформируется: охрана окружающей среды – экологическое право – земельное право.

Предмет или объект отношений, которые являются предметом отрасли, это земля. Земля:

- планета, космическое тело.

- природный ресурс и природный объект как элемент природной среды.

- поверхностный почвенный слой.

- часть земли является объектом недвижимости.

Земля неделима, недвижима. Особенность: на земельном участке есть доступ к тому, что существует под землей, на земле и над землей.

Земля выступает объектом имущественных отношений, отношений, связанных с природопользованием, а также отношений в сфере государственного управления (это территория государства, административно-территориальных единиц).

С экономической точки зрения, земля – средство производства в с\х и лесном хозяйстве + территориальный базис + место компактного расселения и размещения населения.

Земля – природный объект. Использование таких природных ресурсов как вода, лес, недра и т.д. непосредственно связано с использование земли.

Предмет ЗП – земельные отношения. Понятие земельных отношений – ст.3 ЗК РФ: это отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земельное законодательство регулирует не только земельные отношения, но и отношения по охране иных природных объектов и ресурсов. Сами земельные отношения могут регулироваться не только земельным, но и водным, лесным, горным и иным законодательством об охране окружающей среды. Отношения по поводу отчуждения земельных участков и т.д. регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством. Земельное законодательство как отрасль законодательства регулирует не только земельные, но и иные отношения, когда это предусмотрено ФЗ.

Метод правового регулирования. Земля является объектом гражданского оборота, следовательно, устанавливаются имущественные отношения, которые регулируются диспозитивным методом. Но основами по использованию земли и ее охраны являются интересы населения, а гарантом интересов населения выступает государство, следовательно, велико государственное регулирование, следовательно, используется императивный метод регулирования.

ЗП – комплексная отрасль права, предметом регулирования которой являются земельные отношения (использование земель, охрана земель, государственное регулирование по использованию), которые регулируются комплексным методом.

ЗП – комплексная отрасль законодательства, которая относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ, которая регулирует земельные отношения, а также имущественные отношения, возникающие при владении, пользовании и распоряжении земельными участками, когда это предусмотрено земельными законами. Земельное законодательство включает в себя Конституция, ЗК, ФЗ, законы субъектов РФ + любые акты, содержащие нормы земельного права (в том числе акты органов исполнительной власти, органов МСУ) в тех случаях, когда принятие этих актов органами исполнительной власти и МСУ допускается ЗК и иными земельными законами.

ЗП – научная дисциплина, отраслевая юридическая наука – научная система взглядов, мнений, концепций, научных учений, основанных на толковании норм земельного права, на взаимосвязи этих норм с другими нормами права, на их взаимозависимости. Цель – разработка иных тенденций развития, устранение пробелов в регулировании. Задача науки – определение места и роли ЗП в системе правового регулирования.

ЗП – учебная дисциплина – система научно-методических разработок, направленных на изучение земельного права при подготовке специалистов.

ЗП – юридическое явление.

 

Принципы земельного права

Это основополагающие идеи и установления, которые лежат в основе ЗП, земельного законодательства и их систем. Закрепление принципов в законе предполагает их законодательно обязательный характер. Только законодательное толкование принципов имеет официальное значение, но не исключает возможность доктринального толкования.

Принципы – основание, на котором строится вся система земельного законодательства, а также основывается правовое регулирование земельных отношений. Система принципов предопределена основами конституционного строя. Это совокупность общих конституционных принципов и специальных принципов, отражающих сущность регулирования земельных отношений.

ЗК 2001 года формирует систему принципов. Принципы земельного законодательство – основа для его систематизации, обеспечивает надлежащее применение норм земельного права.

1. учет земли как основы жизнедеятельности человека. Этот принцип отражает многоаспектность земли как объекта отношений. Регулирование земельных отношений осуществляется исходя из представлений о земле как природном объекте, который используется и охраняется государством, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в с\х и лесном хозяйстве, как об объекте недвижимого имущества, объекте права собственности и иных прав на землю. Земля – объект права пользования и права собственности; природный ресурс, использование которого возможно только на основе правовых титулов, установленных в законе. Земля является элементом отношений, носящих публично-правовой характер, а также, являясь объектом права собственности, она выступает объектом отношений, носящих частноправовой характер.

2. охрана земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в с\х и лесном хозяйстве, приоритет земли в этом качестве перед использованием земли в качестве объекта недвижимости. Приоритет использования земли и мер охраны по отношению к действиям по использованию земель. Приоритетность с\х использования земли – земли с\х назначение могут быть использованы для других целей только в исключительных случаях, а отдельные земли с\х назначения ни при каких случаях не могут использоваться по другому назначению. ФЗ «Об обороте земель с\х назначения»: такие земли могут быть использованы для других целей при переводе их в другую категорию земель по решению органов исполнительной власти субъектов РФ.

3. приоритет охраны жизни и здоровья человека. При осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие действия, которые позволили бы предотвратить негативное воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат. Основой и единой ценностью признается человек и гражданин, его права и интересы (установлено Конституцией).

4. участие граждан и общественных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю. Граждане РФ, общественные организации и объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать влияние на состояние земель, а органы государственной власти и МСУ должны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, установленных в законодательстве. Обязательность учета мнений населения при выборе земельного участка для размещения объектов, необходимость проведения общественных слушаний при определении возможности предоставления земельных участков под застройку.

5. единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Все такие объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных ФЗ.

6. приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий. Изъятие ценных земель с\х назначаемых и других особо ценных земель для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном в ФЗ. Здесь частный интерес вступает в противоречие с публичным интересом.

7. платность землепользования. Любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных ФЗ и законами субъектов РФ. Независимо от того, на каком праве используется земельный участок, его пользователь должен платить либо земельный налог или арендную плату. Исключения:

- лицо освобождено от уплаты земельного налога.

- если это срочное безвозмездное использование.

- если это использование земли в порядке общего доступа

8. деление земель по целевому назначению на категории. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к категории и разрешенности использования земельного участка в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Любое лицо может использовать лишь те свойства земли и для тех целей, для которых данный участок предназначен. Это определяется органом публичной власти. Режим использования определяется посредством зонирования – установление специального режима по отношению к отдельным землям.

9. разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Государственная собственность = публичная собственность, то есть не переданная в частную собственность.

10. дифференцированный подход к установлению правового режима земель. При его установлении должны учитываться природные, социальные, экономические факторы.

11. сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Регулирование, использование и охрана земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении права отдельного гражданина на владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

12. применение норм гражданского и земельного законодательства к регулированию имущественных отношений. Возникает в сфере использования и охраны земель. Ст. 3 ЗК (копировать).

 

Доктринальные принципы:

1) единство титула землепользования, который предполагает, что зем участок м. использоваться лишь одним лицом, облад-м титулом землепользования. Т.е. если зем участок сдан в аренду, титулом землепользования, права и обязанности, связанные с землей, будет нести арендатор участка.

2) принцип плановости использования земли. Т.к. земля – ограниченный ресурс, осуществляется гос планирование земель. Актами планирования выступают градостроительные документы (регламенты), схемы по устройству территорий, зонирование и т.д.

Принципы имеют значение для толкования норм.

 

Система земельного права

ЗП представляет систему взаимосвяз между собой прав институтов, расположенных в определенной последовательности. ЗК не содержит деление на общую и особенную часть, однако в доктрине такое деление признано. Особенная – различные режимы земель.

Институты общей части:

1) Выделяют инст-т права собственности на землю (комплексный характер, регулируется нормами и гражд права).

2) Институт права пользования земельными участками.

3) Институт права гос управления, использования и охраны земель.

4) Институт землеустройства, который регулирует процесс перехода земель как прир объекта и прир ресурса в объекты гражд прав и объекты управления.

5) Институт охраны земель. Содержит нормы с требованиями к лицам, использующим земли, и иным, а также органам госуправления по обеспечению прав граждан на благопр окр среду.

6) Институт ответственности за нарушение зем зак-ва.

 

Особенная часть содержит 7 институтов (по семи категориям):

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли поселений;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

 

ЗП в системе российского права

Имущ отношения – гражд права

Гос участие – админ право.

Соотношение ЗП и ГП. Неоднозначные позиции. Указ Президента 1993 г. О регулировании земельных отношений говорит, какое зак-во применяется при обороте в зем праве – гражданское и зак-во в сфере использования природных ресурсов. Лопатин: оборот д. по правилам гражданского права, а ограничения д. устанавливаться специальным, земельным зак-вом. Но есть позиция, что зем отношения – сфера административного права.

Современное зак-во (ЗК): имущественные отношения регулируются гражданским зак-вом, если иное не предусмотрено зем, лесным зак-вом, зак-вом об охране окр среды и иными законами.

 

Соотношение ЗП и АП. Ст. 9 Конституции – поэтому законодатель допускает, исходя из реальных потребностей, значительную долю гос регулирования. В ЗП установлены специальные нормы, а в случае их отсутствия – регулирование на основе общих правил АП, связанных с государственным управлением.

Что касается охраны земель, ЗК предусматривает охрану земли как природного ресурса, а не объекта, как законодательство об охране окружающей среды.

 

Источники ЗП

1. Понятие системы

2. Конституционные основы ЗП

3. Законы РФ как источники ЗП

4. Иные НПА

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 319.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...