Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы правового регулирования.




В ЗП применяется сочетание императивного и диспозитивного методов. Преимущественно применяется императивный метод. В ЗП применяется разрешительный тип правого регулирования-можно делать на своем участке и обращаться со своей землей только то, что прямо разрешено законом.

Принципы ЗП имеют декларативный характер. Некоторые принципы вообще не соответствуют действительности. Например, принцип единства судьбы ЗУ и находящихся на нем объектов. Все принципы носят достаточно условный характер.

 

Понятие и система ЗП.

Было принято считать, что у нас ЗП возникло после революции, после национализации земель в нашей стране. На самом деле ЗП возникло в период феодализма не только в России, но и в Европе-феодальное земельное право: тот, кто владел землей тот и обладал большим комплексом прав.

ЗП в период Киевской Руси уже существовало-поземельное (крестьянское) право.

ЗП одна из основных отраслей российского права. Призвана регулировать особую сферу общественных отношений по использованию и охране земель. Содержит условия создания на земельном участке зданий, строений и сооружений.

Земельное право как отрасль права.

Традиционно считается, что в юридической науке в качестве оснований для разграничения норм права на отрасли, считаются:

1. особый предмет правового регулирования

2. особый метод правового регулирования и сочетание их

3. особые кодифицированные источники (ЗК РФ)

4. заинтересованность общества

Земельное право как наука.

Представители науки:

Аксинев Г.А. «Земельные правоотношения в СССР», «Право на гос собственность в СССР» 1958 г.

Краснов «Правовой режим специального назначения», 3-х томный курс ЗП «Общие теории ЗП», «Правовой режим земель» 1984 г.

Земельное право как учебная дисциплина.

Преподается в широком смысле-не только курс ЗП, но и основы градостроительного права, лесного, горного (зак-во о недрах), водного права.

Система ЗП.

Общая часть.Общая часть состоит из правовых институтов, которые имеют важное значение

Правовые институты, которые имеют важное значение:

· право собственности на землю

· права на землю лиц, не являющихся собственниками ЗУ

· управление в сфере использования и охраны земель

· правовая охрана земель

· правовое регулирование платы за землю

· ответственность за нарушение З законодательства

Особенная часть.

Институты, которые определяют правовой режим земель в соответствующих категориях земель(критерий-целевое назначение):

· Правовой режим с/х значения;

· Населенных пунктов(ЗК, Градостроительный кодекс);

· Земли промышленности(закон о недрах), энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

· земли особо охраняемых территорий и объектов;

· земли лесного фонда(ЛК);

· земли водного фонда(ВК);

· земли запаса.

 

Соотношение ЗП с другими отраслями права:

1. с конституционным правом. Ст 9 К принцип приоритета публичных интересов в сфере регулирования земельных отношений. «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Ст 35- принцип охраны частной собственности. Ст 36 –закрепляет право граждан и их объединений иметь в частной собственности земли. Ст 72 п. К-относит земельное законодательство к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ.

2. С административным правом. Часто Административно правовые акты являются предпосылками возникновения земельных отношений. Вынесение решения о предоставлении земельного участка органом мсу- это основания для приобретения прав собственности на участок или др. вещных прав. Связь выражается в том, что применяются одинаковые метожы правового регулирования, но отличие в том, что они имеют разные предметы правового регулирования (АП-организация системы исполнительных органов гос власти, а том числе в области рационального использования и охраны земель; определяет порядок образования этих органов, их компетенцию. ЗП-определяет содержание деятельности этих органов, функций управления)

3. С гражданским правом. При советской власти не было возможности совершать какие-либо сделки, связанные с землей. В РФ возникла дискуссия о соотношении этих 2 отраслей права.

· Разные предметы: В ГП-имущественные отношения, которые представляют собой отношения по поводу материальных благ, имеющих эк форму товара. Эти отношения основаны на принципе равенства, автономии воли, имущественной самостоятельности сторон.

· Общая сфера в незначительной степени: Право собственности на землю и иные вещные права на ЗУ, оборот ЗУ, совершение сделок с ЗУ, применение мер гражданско-правовой ответственности за нарушение З законодательства. ГЗ не раскрывает их содержание, регулируя эти вопросы. Например, гл 17-есть отсылочные нормы, в частности на З законодательство. Но что касается применение мер гражданско-правовой ответственности за нарушение З законодательства-регулируется ГЗ (есть специфика своя: при определении размера ущерба применяются специальные методики, порядок возмещения ущерба, причиненного правомерными действиями(изъятие ЗУ для гос и мун нужд) регулируется ЗП).

· В основе разграничения этих 2 отраслей лежит принцип: ГП регулирует общие положения, а в ЗП отражается специфика, которая обусловлена особенностями земли как природного объекта и природного ресурса. Этот принцип нашел свое выражение а гл 17 ГК. Право собственности и иные вещные права на землю=отдельно выделено, те есть своя специфика этих отношений.

· ГП-предмет исключительного ведения; ЗП-предмет совместного ведения

· Цели. ГП- регулирование процесса товарообмена, путем регулирования отношений принадлежности и присвоенности материальных благ. ЗП-обеспечение задач рационального использования и охраны земель.

· Функции. ГП-саморегулирование и самоорганизация участников гражданского оборота. Такая функция не свойственна ЗП.

· Принципы. ГП-недопустимость вмешательства в дела, свободное распоряжение собственностью и тд. ЗП-Принцип приоритета публичных интересов. Принцип беспрепятственного осуществления своих прав-принцип ГП, а в ЗП в пределах, установленных законом(например, целевое назначение ЗУ, тер-ное зонирование, градостроительное зонирование). ГП-обеспечение свободы имущественных прав, а ЗП- обеспечение рационального использования и охраны земель.

ЗП исходит из того, что у субъекта права собственности на землю есть право использовать эту землю, а также он обязан использовать эту землю(ст 42 ЗК).

 

 

Источники ЗП.

Источниками ЗП являются нпа, нп договоры, в том числе международные договоры, которые регулируют земельные отношения.

Источником ЗП являются нпа, нп договор, который устанавливают изменяют или отменяют земельно-правовые нормы, то есть юридически обязательные модели поведения участников земельных отношений.

Сейчас действует федеративный договор от 31 марта 1992 г между РФ и субъектами РФ. Задачей его являлось, что он отнес регулирование вопроса природопользования, охраны акр среды, земельное законодательство к предмету совместного ведения. Исключение- «Договор о разграничении предметов ведения  полномочий между органами гос власти РФ и республики Татарстан от 2007 г.»

 

Нормы:

1. Нпа-должны отвечать признакам, объективно присущие источнику права. Они должны быть:

· Носитель гос-властной силы

· Нормативный характер(рассчитаны на многократное применение)

· Адресованы неопределенному кругу субъектов

· Обязательны для исполнения всеми субъектами

Приказ минюста 2007 г «Об утверждении разъяснений о применении правил к подготовке нпа, федеральных органов исполнительной власти и гос регистрации»:есть определение НПА-письменный официальный документ, принятый в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции, направленного на установление, изменение или отмену правовых норм. Под правовой нормойпринято понимать- общегосударственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. (+ п9 ППВС от 2007 г № 48 «О практике рассмотрении судами дел об оспаривании нпа полностью или в части»)

 

2. индивидуальные правовые акты-они имеют правоприменительный характер, в отличии от нпа. Это правовые распорядительные акты. С их помощью решаются конкретные дела или вопросы, они персонифицированы, те они фактически являются юр фактами, являющиеся основание м возникновения конкретных правовых отношений. Они устанавливают, отменяют или изменяют права конкретных лиц.

 

Судебная практика.

В РФ нет места прецеденту. Но есть попытки признать прецедент источником права.

Виды источников:

1. нпа органов гос власти(по вертикали):

· нпа федеральных гос органов

· нпа субъектов РФ

· нпа мсу

2. нпа органов гос власти по горизонтали:

· законы

· иные нпа (подзаконные)

 

Виды источников земельного права:

1. Конституция РФ

В Конституции РФ закреплены общие принципы регулирования земельных отношений в системе законодательства нашей страны. В Конституции РФ закреплены особенности правового регулирования земельных отношений. Важнейшее значение имеют конституционные основы регулирования отношений собственности на землю. В ст. 8 Конституции РФ выражен принцип равенства всех форм собственности. Очень важное значение для регулирования земельных отношенийимеет положение ч. 3 ст. 35 Конституции РФ о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. закрепленное в ст. 42 Конституции РФ право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

 

2. Международные договоры

Международные договоры являются источниками земельного права и регулируют различные сферы земельных отношений.

На основании международных договоров РФ определяется линия Государственной границы. В этих случаях международный договор определяет территориальную сферу действия норм национального права, в том числе земельного права. В других случаях на основании международного договора определяется режим использования природных ресурсов, в том числе и земель в пограничной зоне. Например, в Договоре между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Финляндской Республики. В некоторых случаях на основании международного договора используются земельные участки, находящиеся на территории зарубежного государства.

 

3. ФЗ, основная цель которых-регулирование земельных отношений (условно эти законы называются специальными)

4. ФЗ, регулирующие вопросы природопользования и охраны окружающей среды

5. Иные ФЗ

6. Нормативные указы Президента РФ

7. НПА федеральных органов исполнительной власти

8. Законы и иные нпа субъектов РФ

9. Нпа мсу










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 263.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...