Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методы правового регулирования.
В ЗП применяется сочетание императивного и диспозитивного методов. Преимущественно применяется императивный метод. В ЗП применяется разрешительный тип правого регулирования-можно делать на своем участке и обращаться со своей землей только то, что прямо разрешено законом. Принципы ЗП имеют декларативный характер. Некоторые принципы вообще не соответствуют действительности. Например, принцип единства судьбы ЗУ и находящихся на нем объектов. Все принципы носят достаточно условный характер.
Понятие и система ЗП. Было принято считать, что у нас ЗП возникло после революции, после национализации земель в нашей стране. На самом деле ЗП возникло в период феодализма не только в России, но и в Европе-феодальное земельное право: тот, кто владел землей тот и обладал большим комплексом прав. ЗП в период Киевской Руси уже существовало-поземельное (крестьянское) право. ЗП одна из основных отраслей российского права. Призвана регулировать особую сферу общественных отношений по использованию и охране земель. Содержит условия создания на земельном участке зданий, строений и сооружений. Земельное право как отрасль права. Традиционно считается, что в юридической науке в качестве оснований для разграничения норм права на отрасли, считаются: 1. особый предмет правового регулирования 2. особый метод правового регулирования и сочетание их 3. особые кодифицированные источники (ЗК РФ) 4. заинтересованность общества Земельное право как наука. Представители науки: Аксинев Г.А. «Земельные правоотношения в СССР», «Право на гос собственность в СССР» 1958 г. Краснов «Правовой режим специального назначения», 3-х томный курс ЗП «Общие теории ЗП», «Правовой режим земель» 1984 г. Земельное право как учебная дисциплина. Преподается в широком смысле-не только курс ЗП, но и основы градостроительного права, лесного, горного (зак-во о недрах), водного права. Система ЗП. Общая часть.Общая часть состоит из правовых институтов, которые имеют важное значение Правовые институты, которые имеют важное значение: · право собственности на землю · права на землю лиц, не являющихся собственниками ЗУ · управление в сфере использования и охраны земель · правовая охрана земель · правовое регулирование платы за землю · ответственность за нарушение З законодательства Особенная часть. Институты, которые определяют правовой режим земель в соответствующих категориях земель(критерий-целевое назначение): · Правовой режим с/х значения; · Населенных пунктов(ЗК, Градостроительный кодекс); · Земли промышленности(закон о недрах), энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения; · земли особо охраняемых территорий и объектов; · земли лесного фонда(ЛК); · земли водного фонда(ВК); · земли запаса.
Соотношение ЗП с другими отраслями права: 1. с конституционным правом. Ст 9 К принцип приоритета публичных интересов в сфере регулирования земельных отношений. «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Ст 35- принцип охраны частной собственности. Ст 36 –закрепляет право граждан и их объединений иметь в частной собственности земли. Ст 72 п. К-относит земельное законодательство к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ. 2. С административным правом. Часто Административно правовые акты являются предпосылками возникновения земельных отношений. Вынесение решения о предоставлении земельного участка органом мсу- это основания для приобретения прав собственности на участок или др. вещных прав. Связь выражается в том, что применяются одинаковые метожы правового регулирования, но отличие в том, что они имеют разные предметы правового регулирования (АП-организация системы исполнительных органов гос власти, а том числе в области рационального использования и охраны земель; определяет порядок образования этих органов, их компетенцию. ЗП-определяет содержание деятельности этих органов, функций управления) 3. С гражданским правом. При советской власти не было возможности совершать какие-либо сделки, связанные с землей. В РФ возникла дискуссия о соотношении этих 2 отраслей права. · Разные предметы: В ГП-имущественные отношения, которые представляют собой отношения по поводу материальных благ, имеющих эк форму товара. Эти отношения основаны на принципе равенства, автономии воли, имущественной самостоятельности сторон. · Общая сфера в незначительной степени: Право собственности на землю и иные вещные права на ЗУ, оборот ЗУ, совершение сделок с ЗУ, применение мер гражданско-правовой ответственности за нарушение З законодательства. ГЗ не раскрывает их содержание, регулируя эти вопросы. Например, гл 17-есть отсылочные нормы, в частности на З законодательство. Но что касается применение мер гражданско-правовой ответственности за нарушение З законодательства-регулируется ГЗ (есть специфика своя: при определении размера ущерба применяются специальные методики, порядок возмещения ущерба, причиненного правомерными действиями(изъятие ЗУ для гос и мун нужд) регулируется ЗП). · В основе разграничения этих 2 отраслей лежит принцип: ГП регулирует общие положения, а в ЗП отражается специфика, которая обусловлена особенностями земли как природного объекта и природного ресурса. Этот принцип нашел свое выражение а гл 17 ГК. Право собственности и иные вещные права на землю=отдельно выделено, те есть своя специфика этих отношений. · ГП-предмет исключительного ведения; ЗП-предмет совместного ведения · Цели. ГП- регулирование процесса товарообмена, путем регулирования отношений принадлежности и присвоенности материальных благ. ЗП-обеспечение задач рационального использования и охраны земель. · Функции. ГП-саморегулирование и самоорганизация участников гражданского оборота. Такая функция не свойственна ЗП. · Принципы. ГП-недопустимость вмешательства в дела, свободное распоряжение собственностью и тд. ЗП-Принцип приоритета публичных интересов. Принцип беспрепятственного осуществления своих прав-принцип ГП, а в ЗП в пределах, установленных законом(например, целевое назначение ЗУ, тер-ное зонирование, градостроительное зонирование). ГП-обеспечение свободы имущественных прав, а ЗП- обеспечение рационального использования и охраны земель. ЗП исходит из того, что у субъекта права собственности на землю есть право использовать эту землю, а также он обязан использовать эту землю(ст 42 ЗК).
Источники ЗП. Источниками ЗП являются нпа, нп договоры, в том числе международные договоры, которые регулируют земельные отношения. Источником ЗП являются нпа, нп договор, который устанавливают изменяют или отменяют земельно-правовые нормы, то есть юридически обязательные модели поведения участников земельных отношений. Сейчас действует федеративный договор от 31 марта 1992 г между РФ и субъектами РФ. Задачей его являлось, что он отнес регулирование вопроса природопользования, охраны акр среды, земельное законодательство к предмету совместного ведения. Исключение- «Договор о разграничении предметов ведения полномочий между органами гос власти РФ и республики Татарстан от 2007 г.»
Нормы: 1. Нпа-должны отвечать признакам, объективно присущие источнику права. Они должны быть: · Носитель гос-властной силы · Нормативный характер(рассчитаны на многократное применение) · Адресованы неопределенному кругу субъектов · Обязательны для исполнения всеми субъектами Приказ минюста 2007 г «Об утверждении разъяснений о применении правил к подготовке нпа, федеральных органов исполнительной власти и гос регистрации»:есть определение НПА-письменный официальный документ, принятый в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции, направленного на установление, изменение или отмену правовых норм. Под правовой нормойпринято понимать- общегосударственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. (+ п9 ППВС от 2007 г № 48 «О практике рассмотрении судами дел об оспаривании нпа полностью или в части»)
2. индивидуальные правовые акты-они имеют правоприменительный характер, в отличии от нпа. Это правовые распорядительные акты. С их помощью решаются конкретные дела или вопросы, они персонифицированы, те они фактически являются юр фактами, являющиеся основание м возникновения конкретных правовых отношений. Они устанавливают, отменяют или изменяют права конкретных лиц.
Судебная практика. В РФ нет места прецеденту. Но есть попытки признать прецедент источником права. Виды источников: 1. нпа органов гос власти(по вертикали): · нпа федеральных гос органов · нпа субъектов РФ · нпа мсу 2. нпа органов гос власти по горизонтали: · законы · иные нпа (подзаконные)
Виды источников земельного права: 1. Конституция РФ В Конституции РФ закреплены общие принципы регулирования земельных отношений в системе законодательства нашей страны. В Конституции РФ закреплены особенности правового регулирования земельных отношений. Важнейшее значение имеют конституционные основы регулирования отношений собственности на землю. В ст. 8 Конституции РФ выражен принцип равенства всех форм собственности. Очень важное значение для регулирования земельных отношенийимеет положение ч. 3 ст. 35 Конституции РФ о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. закрепленное в ст. 42 Конституции РФ право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
2. Международные договоры Международные договоры являются источниками земельного права и регулируют различные сферы земельных отношений. На основании международных договоров РФ определяется линия Государственной границы. В этих случаях международный договор определяет территориальную сферу действия норм национального права, в том числе земельного права. В других случаях на основании международного договора определяется режим использования природных ресурсов, в том числе и земель в пограничной зоне. Например, в Договоре между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Финляндской Республики. В некоторых случаях на основании международного договора используются земельные участки, находящиеся на территории зарубежного государства.
3. ФЗ, основная цель которых-регулирование земельных отношений (условно эти законы называются специальными) 4. ФЗ, регулирующие вопросы природопользования и охраны окружающей среды 5. Иные ФЗ 6. Нормативные указы Президента РФ 7. НПА федеральных органов исполнительной власти 8. Законы и иные нпа субъектов РФ 9. Нпа мсу |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 302. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |