Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Государственный долг: понятие и процесс образования. Особенности долговых обязательств органов власти различных уровней.
Нарастание бюджетного дефицита в экономике приводит к появлению и росту государственного долга. Государственный долг – это сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имеющихся за это же время положительных сальдо бюджета. Различают внешний и внутренний гос долг. Внешний гос долг, т.е. долг иностранным государствам, организациям и лицам ложится на страну наибольшим бременем, так как страна должна отдавать какие-нибудь ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Надо помнить, что кредитор обычно ставит определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит. Внутренний долг гос-ва, т.е. долг своему населению, приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны. Утечки товаров и услуг обычно не происходит, но возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительными. Бюджетный дефицит и гос долг тесно связаны. Во-первых, гос займы – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита. Во-вторых, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета невозможно без анализа величины гос долга. Необходимо так же с другой стороны, для оценки величины государственного долга исследование роста бюджетного дефицита. Виды долговых обязательств гос-ва: облигации, ноты, казначейские векселя, сертификаты, консоли и т.п. Сводятся к понятию "облигации"(отеч. фонд. традиция). Исключение - золотые сертификаты конца 1993 года и казначейские обязательства СССР, распространявшиеся среди населения на рубеже 90-х годов. Все остальные ценные бумаги гос-ва, выпускающиеся на протяжении последних семидесяти лет – облигации(О). Поэтому при всем разнообразии названий долговых ценных бумаг различных государств, наша практика ориентируется на анализ облигаций: - местных органов власти (муниципальных облигаций); - федеральных органов исполнительной власти и специализированных правительственных учреждений; - внутренних и внешних государственных займов. учитывая при этом, что из облигации можно легко сконструировать любую другую долговую ценную бумагу. О. - долгосрочное долговое обязательство. Ценная бумага с фиксированным доходом, по которой эмитент обязуется выплатить держателю фиксированную сумму капитала в определенный момент в будущем или выплачивать проценты по полугодиям либо ежегодно. На протяжении срока действия О. % могут изменяться. Облигации федеральных органов исполнительной власти. Эмитенты мб: а) федеральные органы исполнительной власти; б) специализ. учреждения находящиеся в фед. собственности; в) специализ. учреждения находящиеся в иной, чем федеральная, собственности и пользующиеся финансовой поддержкой правительства в силу выполнения ими социально значимых функций. Цели эмиссии направлена: на выполнение конкретных масштабных проектов, имеющих общественное значение; на выполнение национальных программ поддержки определенных групп населения (студентов, ветеранов и т.п.), секторов экономики; с целью финансовой поддержки кредитных институтов, ведущих социально важные операции с недвижимостью и землей;на привлечение финансовых источников в качестве ресурсной базы кредитных инвесторов, имеющих общегосударственное значение; на замещение бюджетных расходов, связанных с реструктурированием терпящих бедствие отраслей, предприятий и кредитных институтов. Виды облигаций, выпускаемых ведомствами, и подобных им ценных бумаг (нот, векселей): кратко-, средне- и долгосрочные, бессрочные; гарантированные федеральным правительством, частично или негарантированные; застрахованные и незастрахованные специальным правительственным учреждением; имеющие или не имеющие обеспечение. В рф долговые ценные бумаги, которые будут гарантированны правительством, будут входить в состав гос. внутр. долга РФ,а на условия их выпуска и обращения будут накладываться ограничения.
Управление государственным долгом. Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской Федерации. Процесс управления государственным долгом - это совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государственного долга, предоставление ссуд и гарантий. Управление государственной задолженностью охватывает методы как прямого (институциональный, технический, собственно экономический), так и косвенного регулирования (воздействия на макро- или микроэкономические рычаги управления народным хозяйством). Управление гос задолжностью можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Этот процесс включает: * формирование государственной долговой политики; * определение основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели; * установление возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ и другие вопросы, связанные со стратегическим управлением государственным долгом; * установление границ задолженности. Под управлением долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств , обслуживанием, погашением и рефинансированием госдолга, а также с регулированием рынка государственных ценных бумаг. В понятие управления государственным долгом включают три взаимосвязанных направления деятельности. Первое - это бюджетная политика в части планирования объема и структуры госдолга. Второе - это осуществление заимствований, проведение операций с госдолгом, которые направлены на оптимизацию его структуры и сокращение расходов на его обслуживание. Третье - это организация учета долговых обязательств и операций с долгом, функционирование платежной системы исполнения долговых обязательств . Основные задачи по управлению долгом: · сокращение объемов внешних долговых обязательств и , соответственно, стоимости их обслуживания; · оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей; · оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей; · рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей; · повышение эффективности использования заемных средств.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 544. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |