Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Посткризисные проблемы российской финансовой системы




Экономический кризис коренным образом изменил практически все базовые институты российской финансовой системы. Собственно, сам кризис в России и начался с фондового рынка и банковской отрасли.

Часть выданных в 2007–2008 гг. и не возвращенных кредитов все еще вызывает определенные опасения. Сжатие потребительского спроса и падение цен на товарных рынках негативным образом сказались на деятельности многих предприятий-заемщиков, немалая часть которых в своей финансовой политике ориентировалась на постоянный рост всех экономических показателей: цен и спроса на продукцию, доли рынка, стоимости активов и т. д.

. Значительная часть российских предприятий из-зачрезмерно высокой долговой нагрузки в условиях кризиса оказалась неплатежеспособной.

С учетом показателей долга российского негосударственного сектора можно предположить, что от 20 до 30 % банковских кредитов были пролонгированы в 2009 г. из-за невозможности их своевременного возврата.

Разумеется, не все эти кредиты плохого качества, но, тем не менее, потенциальная проблема весьма серьезна. За время кризиса уже произошло более 50 дефолтов и технических дефолтов по кредитам общим объемом в 2,5 трлн руб.

Большинство банков пошло двумя путями: вынужденная пролонгация проблемных кредитов, часть которых, вероятно, будет возвращена с улучшением состояния экономики (а другую часть все равно рано или поздно придется списать), и создание специальных дочерних организаций для работы с просроченной задолженностью.

Проблема в том, что, несмотря на формально положительный баланс, определенная часть банков не сможет продолжать активно работать в сфере кредитования реального сектора экономики до разрешения ситуации с проблемной задолженностью и достижения нормальной ситуации с реальным объемом активов и пассивов банка.

Еще одной отраслью финансовой сферы, существенным образом пострадавшей от кризиса, стало страхование. За два последних года доля граждан, пользующихся услугами страховых компаний, снизилась в 1,5–2 раза. Уменьшилась даже продажа полисов ОСАГО, которые по закону должны приобретаться каждым автовладельцем. Наибольшее снижение (более чем в 2 раза) зафиксировано в сегменте корпоративного страхования и добровольного медицинского страхования.

Стратегия значительного числа российских страховых компаний строилась в расчете на непрерывный рост рынка. Фактически в деятельностиподобных страховых компаний присутствовали элементы финансовых пирамид (снижение тарифов для привлечения новых клиентов и выплаты по страховым случаям за счет сборов от новых договоров). В условиях падающего или стагнирующего рынка эти страховые компании оказались в предбанкротном состоянии и начали задерживать выплаты клиентам под любыми уместными и неуместными предлогами, а порой и вовсе без объяснений, провоцируя клиентов обращаться в суд из-за несправедливой оценки ущерба от страхового случая и т. д. В отличие от банковской отрасли в страховании кризис выявил гораздо больше пробелов в нормативном обеспечении и деятельности регулятора. У многих страховых компаний, в том числе и достаточно крупных, активы и страховые резервы не соответствовали не только необходимому минимуму, но и порой здравому смыслу.

Изменения экономической конъюнктуры самым серьезным образом сказались и на молодой отрасли факторинга в России. Компания «Еврокоммерц», которая была лидером рынка факторинга в России (доля рынка – 22,3 % и 55 региональных филиалов), не смогла выполнить своих обязательств и объявила дефолт.

Вслед за компанией «Еврокоммерц» сокращали свое присутствие на рынке и иные независимые факторинговые компании, уступая место банковскому факторингу. Учитывая возросшую в условиях кризиса потребность предприятий в оборотных средствах и соответствующий спрос на факторинговые услуги, о своих амбициозных планах на этом рынке объявил ряд банковских структур, в том числе и государственных, у которых имеются более широкие возможности по привлечению необходимых денежных средств даже в условиях существенного сжатия ликвидности. Однако проблема в том, что факторинговый бизнес имеет свою специфику, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса, а для банковских структур существует еще и ряд нормативных ограничений.

Ухудшение ситуации на финансовых рынках выявило целый комплекс проблем, связанных с коллективными инвестициями в России. Несмотря на чрезмерно высокие по мировым меркам комиссионные, коэффициенты Шарпа и Альфы у многих российских паевых фондов имели недопустимо низкие, а порой даже и отрицательные значения. Последнее означает, что деятельность управляющих имела негативное значение для портфеля фонда, рост стоимости паев слишком сильно отставал от бенчмарка, а вложения в безрисковые ценные бумаги принесли бы в отчетном периоде больший доход, чем рискованные вложения в портфель фонда.

В этом отношении для долгосрочных инвесторов работа на финансовом рынке через крупнейший государственный банк является дополнительной гарантией безопасности их инвестиций. Крупной проблемой для всей отрасли стало отсутствие существенных долгосрочных пассивов и высокая зависимость от краткосрочного финансирования, что в условиях кризиса привело к банкротству или серьезным трудностям у многих участников финансового рынка.

Подводя итог, можно сказать, что кризис имеет как положительные, так и отрицательные последствия для российской финансовой отрасли. Громкие банкротства вчерашних лидеров рынка, переоценивших свои возможности, выявили упущения в их стратегиях и системах риск-менеджмента, а также недостатки в деятельности государственных регуляторов. Но образовавшиеся ниши занимают новые, более жизнеспособные игроки, сумевшие предложить клиентам адаптированные к изменившейся конъюнктуре продукты и услуги. Осложнять ситуацию будет возможное вступление нашей страны в ВТО и открытие национального финансового рынка для прямой работы мировых гигантов отрасли, а также планируемый ЦБ РФ переход к политике инфляционного таргетирования и отказ от регулирования валютного курса, поскольку волатильность курса рубля негативно влияет на деятельность большинства финансовых компаний.

 

10 Создание международного финансового центра в РФ

 

Создание в Российской Федерации международного финансового центра (далее – МФЦ) должно способствовать повышению привлекательности российских финансовых институтов для национальных и зарубежных участников – инвесторов, эмитентов, финансовых посредников (депозитариев, брокеров и др.).

Концепция создания международного финансового центра в Российской Федерации (далее – Концепция) разработана Минэкономразвития России в августе – октябре 2008 года с участием Минфина России, ФСФР России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Банка России, правительства Москвы, с привлечением представителей бизнеса, финансовых институтов, представителей экспертного сообщества. При разработке Концепции были учтены мировой опыт построения международных финансовых центров и проведённый анализ регулирования финансового рынка в Российской Федерации.

Проект Концепции был одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 5 февраля 2009 г.

План мероприятий по созданию МФЦ в Российской Федерации был утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2009 г. № 911-р.

В настоящее время в соответствии с Планом мероприятий по созданию МФЦ федеральными органами государственной власти осуществляется работа над законопроектами, направленными на расширение инструментария российского финансового рынка, создание конкурентоспособной инфраструктуры организованной торговли, увеличение объема долгосрочных инвестиционных ресурсов, совершенствование корпоративного законодательства и корпоративного управления, совершенствование налогообложения операций на финансовом рынке

На сегодняшний день сущ. множество точек зрения по вопросу создания в РФ МФЦ. В преобладающем большинстве случаев имеют место достаточно скептические оценки возможностей принятия такого рода решений.

Способность Москвы конкурировать с фин. гигантами (Лондон, Франкфурт) уже признанными международными фин.центрами на данный момент яв. одним из самых важных и спорных вопросов для дискуссий среди экономистов.

На сегодняшний день около 82% инвестиц. банк.операций прямо или косвенно проходят через Лондон, поэтому столица Великобритании по праву считается ведущим фин.центром мира. При этом 20 лет назад ситуация в банковской сфере позиционировала Лондон совершенно в ином свете. В 1980-е гг. Лондон, по сути, был «закрытым клубом», концентрирующимся в достаточной близости к зданиям Банка Англии и Королевской биржи. Динамичный НьюЙорк того времени невозможно было сравнить с размеренной жизнью Лондона. М.Тэтчер и С.Паркинсон, министр эк-ки, в середине 1980-х гг. провели радикальную реформу. Либерализация рынков ФУ уничтожила старые принципы ведения дел. В рез-те реформы были отменены фиксированные комиссии, распространяющиеся на торговлю акциями, компаниям брокеров разрешалось преобразовываться в АО, именно с этой реформаторской д-ью связано заложение основ для проведения эл. торгов акциями на бирже. Законодательно установленные трансформации в фин.сфере Великобритании были направлены на ослабление контроля гос-ва за биржевой д-ью, саморегулирование в рамках биржи. Именно эти предпринятые действия позволили Лондону приобрести статус ведущего МФЦ.

В связи с вышеописанными необходимыми аналоговыми составляющими фин.архитектуры необходимо определить предпосылки для развития Москвы как МФЦ: *прежде всего это выгодное географическое расположение, к-ое позволяет сотрудничать с биржами, находящимися в различных часовых поясах; *русский язык по распространенности занимает заслуженное 4 место в мире; *в Москве проживает около 11 млн.чел (является девятым по величине городом мира); *в Москве сосредоточены свыше 85 % активов зарегистрированных банков всей банк.системы РФ; *успешно осущ.свою д-ть два крупнейших организатора торгов на рынке ценных бумаг – ММВБ и РТС, на к-ых концентрируются 99 % организованного РЦБ; *по размеру городского бюджета яв. 3 крупным эк.центром в мире.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 301.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...