Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Инфраструктурное единство финансово-экономической системы региона




Повышение эффективности использования госсобственности в системе госфинансов

Особый интерес к проблеме повышения эффективности использования государственной собственности наблюдается в России и с практической точки зрения. В связи с проведением многолетней приватизации государственной собственности изменился не только количественный состав земельно-имущественного комплекса РФ, но изменились сами подходы к приватизации. Современная приватизация рассматривается органами власти, во-первых, как инструмент привлечения инвестиций в развитие и модернизацию государственных предприятий; во-вторых, как инструмент развития конкуренции и рынков путем сокращения доли государства в экономике; в-третьих, как инструмент вовлечения имущества и земель в хозяйственный оборот.

Одним из приоритетных направлений совершенствования системы управления государственной собственностью с позиции федеральных органов власти является реализация мероприятий направленных на повышение качества управленческой деятельности. В связи с этим в Государственной программе РФ «Управление федеральным имуществом» (утвержденной Постановлением Правительства РФ № 327 от 15 апреля 2014г.), определены новые задачи управления государственной собственностью:

· сформировать целевые функции каждого имущественного актива находящегося в государственной собственности с учетом предпочтений основных групп потребителей;

· разработать «дорожные карты» реализации стратегических целей использования каждого объекта государственной собственности;

· сформировать механизмы управления развитием земельно-имущественного комплекса, в том числе учет макроэкономических факторов воздействия внешней среды;

· сформировать систему управления рисками;

· обеспечить учет и мониторинг эффективности использования объектов государственной собственности и т.д.

Введение вышеперечисленных инструментов в практику управления призвано обеспечить одну из главных функций государственного управления – оценку эффективности использования экономических ресурсов, в данном случае – федерального имущества.

Оценка эффективности использования государственной собственности выполняет ряд важных задач. Во-первых, измерение эффективности – позволяет проанализировать результативность применяемых методов управления, выявить их недостатки. Во-вторых, определить возможные направлений повышения эффективности использования земельно-имущественного комплекса. В-третьих, рассчитать целевые показатели функционирования конкретных объектов земельно-имущественного комплекса с учетом задач инновационного развития РФ.

Преобразования системы управления государственной собственностью также должны носить системный характер и включать в себя как мероприятия направленные на повышение качества законодательного регулирования отношений собственности, так и совершенствование процесса управления.

Необходимость повышения качества законодательного регулированияв сфере отношений собственности определяется наличием многочисленных правовых пробелов, которые не только сохраняют за представителями органов власти избыточные, нерегламентированные права собственности, но и размывают ответственность между различными государственными структурами управления. Это затрудняет полноценный контроль за процессом использования государственной собственности, блокирует реализацию ее инновационного потенциала и практически легализует теневую приватизацию.

Основываясь на общемировой практике государственного управления можно сформулировать несколько способов совершенствования процесса управления государственной собственностью:

· совершенствование организации процесса управления (на основе конвергенции принципов и механизмов государственного и частного управления);

· совершенствование руководства (с учетом применения инновационных подходов в государственном управлении: внедрение средств обеспечения прозрачности руководства, стандартов обслуживания, взаимодействие с профессиональными ассоциациями и т.д.);

· усиление контроля за деятельностью предприятий и организаций;

· повышение ответственности руководителей;

· повышение мотивации руководителей и т.д.

Одновременно с совершенствованием механизма привлечения к ответственности, необходима адаптация системы мотивации государственных служащих с учетом изменяющихся внешних факторов. Комплексная система мотивации государственных служащих, учитывающая профессиональные, возрастные особенности госслужащих может стать эффективной формой профилактики различного рода служебных злоупотреблений.

В рамках данных концепций основой повышения эффективности управленческого воздействия служат два принципа: создание четких стандартов и индикаторов результативности, а также перенос фокуса внимания с процессов непосредственно на результаты управления.Тем не менее, анализ российской практики использования управления по результатам свидетельствует, что показатели результативности в основном используются как инструмент контроля (отчетности), а не управления.

На основе полученных результатов также были выявлены специфические проблемы, не только негативно влияющие на эффективность управленческой деятельности, но и противоречащие методологическим основам управления по результатам:

· неспособность государственного органа влиять на установленный индикатор;

· недостаток межведомственной координации и кооперации;

· отсутствие обратной связи при установке индикаторов.

Среди положительных моментов управления по результатам можно выделить наличие возможности выявления проблем в результате межрегионального сравнения, а также сигнализирование о сопутствующих проблемах и потребностях в финансировании (бюджетирование).

Таким образом, факторами успеха реализации современных целей управления государственной собственностью можно смело назвать мероприятия по совершенствованию системы ответственности и мотивации государственных служащих.

 

Инфраструктурное единство финансово-экономической системы региона

Регион является целостной социально-экономической системой со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения, и его эффективное управление невозможно без учета всего комплекса факторов развития.

Безусловными специфическими характеристиками региона как особой социально-экономической системы являются:

– географические (расположение, величина территории и количество населения);

– производственно-функциональные (специфика преобладающих видов деятельности);

– градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания);

– социологические (нормы общения, поведения).

Региональная экономическая система подразумевает особое – территориальное – единство всех элементов: производственных (промышленность и сельское хозяйство), инфраструктурных (связь, коммуникации, транспорт) и социальных (народное образование, здравоохранение, наука, физическая культура, спорт и т.д.).

Региональные рынки неоднородны. Так, по территориальной организации сферы обращения можно выделить поселенческие рынки в населенных пунктах сельской местности, городские, областные, республиканские, межобластные, межреспубликанские и межрегиональные.

Для каждого вида рынков присущи соответствующие инфраструктура с особенностями размещения, развития и функционирования, емкость рынка, каналы и схемы товарообразования.

Рыночная инфраструктура - это сложная организационно-экономическая система, основными элементами которой являются отрасли оптовой и розничной торговли, материально-технического снабжения, кредитования и страхования, информационного и правового обслуживания (строительство дорог, портов, мостов, складов, энергетическое хозяйство, транспорт, связь, образование, наука, здравоохранение, банковский сектор…) Это своего рода каркас на котором основывается рыночная система региона. Она объединяет сферы производства, обращения и потребления в единую последовательную цепочку, обеспечивает ускорение оборота материальных, финансовых и информационных потоков в экономике, способствуя повышению эффективности общественного развития.

Рыночная инфраструктура является одной из подсистем региональной экономики и призвана обеспечить необходимые условия формирования развитых экономических отношений. Элементы этой подсистемы связаны как между собой, так и со всеми субъектами региона.

Финансы региона представляют собой систему экономи­ческих отношений, посредством которой национальный доход распределяется и перераспределяется на цели социально-экономическо­го развития территории. Центральным звеном региональных финансов являются терри­ториальные бюджеты.

Главным направлением использования региональных финансов является финансовое обеспечение функционирования социальной и частично производственной инфраструктуры.

СОСТАВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

В состав региональных финансо­вых ресурсов включаются три основных элемента:

• региональные бюджеты;

• региональные внебюджетные фонды;

•средства субъектов хозяйствования, направляемые на соци­ально-экономическое развитие региона.

Региональный бюджет– особая форма образования и расходования денежных средств для обеспечения финансирования экономического и социального развития территории в пределах компетенции государственных и муниципальных органов управления.

Функции регионального бюджета:

  1. формирование денежных фондов, управление денежными потоками, пропорции их разделения, целевое назначение;
  2. распределение между отраслями;
  3. контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий;
  4. распределение на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Инфраструктура рынка финансовых услуг представляет собой совокупность организационно-правовых форм, опосредующих движение объектов рынка, совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок финансовых услуг и обеспечивающих его нормальное функционирование. При рассмотрении инфраструктуры на первый план выходит взаимодействие элементов и их роль в выполнении определенной функции.

Основными элементами инфраструктуры рынка финансовых услуг являются:

- кредитная система и коммерческие банки;

- эмиссионная система и эмиссионные банки;

- система страхования коммерческого риска и страховые компании;

- инвестиционные фонды; и др.

В настоящее время одной из основных проблем регионального рынка финансовых услуг и экономики в целом является отсутствие финансовой инфраструктуры, позволяющей инвесторам эффективно контролировать свои инвестиции и управлять ими.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 337.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...