Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Финансовая политика государства, ее виды и инструменты реализации




Финансовая политика -совокупность мероприятий государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе законодательства страны.

Цель - увеличение объема фин ресурсов на базе эк роста, соответствующее наращивание госфин ресурсов для наиболее полного удовлетворения потребностей общества.

Финансовая стратегия - долговременный курс на перспективу для решения крупномасштабных задач в соответствии с соц-экон стратегией.

Финансовая тактика -решение задач конкретного этапа развития об-ва путем перегруппировки фин ресурсов.

Стратегия создает благоприятные условия для решения тактических задач, тактика позволяет в сжатые сроки с наименьшими затратами решать задачи стратегии.

Задачи ФП: обеспечение условий для формир-я max возможных фин.р-сов.; установление рационального распределения и использ-я фин. рес-сов; организация, регулирование и стимулирование экономики финансовыми методами; выработка финансового механизма и его использование в соответствии с поставленными целями и задачами.

Виды ФП: сдерживающая и стимулирующая (в условиях спада гос-во снижает налоги и увеличивает гос расходы на поддержку важных отраслей, происходит мобилизация ресурсов на финансовом рынке); общегосударственная, региональная и местная; внешняя и внутренняя; финансовая политика в сфере гос и муниц финансов и фин политика в области субъектов хозяйствования.

Направления ФП: бюджетная и денежно-кредитная.

Задачи бюджетной: определение источников формирования доходов, структуры расходов, источников покрытия дефицита.

Элементы бюджетной политики: налоговая (задачи: фискальная - мобилизация средств бюджетов; экономическая или регулирующая - стимулирование сфер экономики и деловой активности; контролирующая - налоговое администрирование), таможенная (взаимодействие с другими государствами); политика управления гос долгом (выпуск заимов, определение курса облигаций и т.п.); политика межбюджетных отношений.

Элементы ДКП: денежная (стабильность ден обращения за счет эмиссии, регулирования инфляции и стабилизации валюты); кредитная (обеспечение нормального проведения расчетов через регулирование банковской системы с помощью ставки и нормы резервов); финансовая политика на рцб (регламентация рынка, эмиссия и размещение госцб); ценовая политика (регулирование цен монополистов, формир-е цен на использование и реализацию природных ресурсов).

 Классическая ФП (Смит, Рикардо): невмешательство гос-ва в экономику, свобода рынка и рыночный механизм регулирования (ограничение гос расходов, исполнение равновесного бюджета).

Регулирующая ФП (Кейнс): вмешательство гос-ва через гос расходы и налоги. Кейнс считал, что сбалансированный бюджет усугубляет циклические колебания экономики. В период спада государство должно поощрять спрос путем дефицитного финансирования ( цель - ликвидация безработицы, снижение налогов и увеличение гос расходов, желаемое состояние бюджета - дефицит, стимулирующая политика. В период подъема проводится сдерживающая политика, целью которой является снижение инфляции, желаемое состояние бюджета - профицит (повышение налогов и снижение расходов).

Противоречивость в том, что расширение спроса государства ведет к снижению покупательной способности населения и проблемам с реализацией СОП.

Неоклассическая ФП: некоторое ограничение вмешательства государства в экономику и соц сферу. Теории: монетаризм и неолиберализм (теория экономики предложения).

Монетаризм: бюджетная политика не оказывает влияния на экономику, пока не изменится предложение денег (MV=PQ). утверждают, что скорость обращения денег в-принципе стабильна, поэтому основной фактор - предложение денег.

Теория экономики предложения: в противоположность кейнсианцам считают, что налоги ускоряют эффект инфляции издержек, т.к. большая их часть перекладывается на потребителей в качестве предпринимательских издержек. В долго и среднесрочной перспективе налоги имеют более негативные последствия, т.к. подрывают стимулы к труду, инвестициям и т.п.

Наиболее динамичной частью финансовой политики является финансовый механизм (инструмент ее реализации). Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный - предусматривает детальную проработку всей системы организации финансовых отношений, в которых участвует государство: налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

Регулирующий финансовый механизм применяется в сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства и предусматривает установление только основных правил.

Финансовый механизм как система делится на подсистемы:

1) Финансовое планирование (прогнозирование);

2) Финансовые рычаги и стимулы;

3) Организационная структура и правовой режим.

Каждая из подсистем в свою очередь делится на блоки.

Подсистема «Финансовое планирование (прогнозирование)» опирается на такие блоки как:

a) Финансовые прогнозы, планы и балансы;

b) Финансовые показатели;

c) Финансовые нормы и нормативы (применяемые в текущем планировании).

Подсистема «Финансовые рычаги и стимулы» имеет блоки:

a) Нормативы распределения финансовых ресурсов (макроэкономические нормативы: ставки налогов, нормы отчислений в фонды);

b) Фонды финансового обеспечения воспроизводства и стимулирования.

Подсистема «Организационная структура и правовой режим» имеет блоки:

a) Организация управления финансами;

b) Законодательные и нормативные акты, регулирующие финансовые отношения;

c) Финансовый контроль.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 457.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...