Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Финансовая политика государства, ее виды и инструменты реализации
Финансовая политика -совокупность мероприятий государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе законодательства страны. Цель - увеличение объема фин ресурсов на базе эк роста, соответствующее наращивание госфин ресурсов для наиболее полного удовлетворения потребностей общества. Финансовая стратегия - долговременный курс на перспективу для решения крупномасштабных задач в соответствии с соц-экон стратегией. Финансовая тактика -решение задач конкретного этапа развития об-ва путем перегруппировки фин ресурсов. Стратегия создает благоприятные условия для решения тактических задач, тактика позволяет в сжатые сроки с наименьшими затратами решать задачи стратегии. Задачи ФП: обеспечение условий для формир-я max возможных фин.р-сов.; установление рационального распределения и использ-я фин. рес-сов; организация, регулирование и стимулирование экономики финансовыми методами; выработка финансового механизма и его использование в соответствии с поставленными целями и задачами. Виды ФП: сдерживающая и стимулирующая (в условиях спада гос-во снижает налоги и увеличивает гос расходы на поддержку важных отраслей, происходит мобилизация ресурсов на финансовом рынке); общегосударственная, региональная и местная; внешняя и внутренняя; финансовая политика в сфере гос и муниц финансов и фин политика в области субъектов хозяйствования. Направления ФП: бюджетная и денежно-кредитная. Задачи бюджетной: определение источников формирования доходов, структуры расходов, источников покрытия дефицита. Элементы бюджетной политики: налоговая (задачи: фискальная - мобилизация средств бюджетов; экономическая или регулирующая - стимулирование сфер экономики и деловой активности; контролирующая - налоговое администрирование), таможенная (взаимодействие с другими государствами); политика управления гос долгом (выпуск заимов, определение курса облигаций и т.п.); политика межбюджетных отношений. Элементы ДКП: денежная (стабильность ден обращения за счет эмиссии, регулирования инфляции и стабилизации валюты); кредитная (обеспечение нормального проведения расчетов через регулирование банковской системы с помощью ставки и нормы резервов); финансовая политика на рцб (регламентация рынка, эмиссия и размещение госцб); ценовая политика (регулирование цен монополистов, формир-е цен на использование и реализацию природных ресурсов). Классическая ФП (Смит, Рикардо): невмешательство гос-ва в экономику, свобода рынка и рыночный механизм регулирования (ограничение гос расходов, исполнение равновесного бюджета). Регулирующая ФП (Кейнс): вмешательство гос-ва через гос расходы и налоги. Кейнс считал, что сбалансированный бюджет усугубляет циклические колебания экономики. В период спада государство должно поощрять спрос путем дефицитного финансирования ( цель - ликвидация безработицы, снижение налогов и увеличение гос расходов, желаемое состояние бюджета - дефицит, стимулирующая политика. В период подъема проводится сдерживающая политика, целью которой является снижение инфляции, желаемое состояние бюджета - профицит (повышение налогов и снижение расходов). Противоречивость в том, что расширение спроса государства ведет к снижению покупательной способности населения и проблемам с реализацией СОП. Неоклассическая ФП: некоторое ограничение вмешательства государства в экономику и соц сферу. Теории: монетаризм и неолиберализм (теория экономики предложения). Монетаризм: бюджетная политика не оказывает влияния на экономику, пока не изменится предложение денег (MV=PQ). утверждают, что скорость обращения денег в-принципе стабильна, поэтому основной фактор - предложение денег. Теория экономики предложения: в противоположность кейнсианцам считают, что налоги ускоряют эффект инфляции издержек, т.к. большая их часть перекладывается на потребителей в качестве предпринимательских издержек. В долго и среднесрочной перспективе налоги имеют более негативные последствия, т.к. подрывают стимулы к труду, инвестициям и т.п. Наиболее динамичной частью финансовой политики является финансовый механизм (инструмент ее реализации). Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий. Директивный - предусматривает детальную проработку всей системы организации финансовых отношений, в которых участвует государство: налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. Регулирующий финансовый механизм применяется в сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства и предусматривает установление только основных правил. Финансовый механизм как система делится на подсистемы: 1) Финансовое планирование (прогнозирование); 2) Финансовые рычаги и стимулы; 3) Организационная структура и правовой режим. Каждая из подсистем в свою очередь делится на блоки. Подсистема «Финансовое планирование (прогнозирование)» опирается на такие блоки как: a) Финансовые прогнозы, планы и балансы; b) Финансовые показатели; c) Финансовые нормы и нормативы (применяемые в текущем планировании). Подсистема «Финансовые рычаги и стимулы» имеет блоки: a) Нормативы распределения финансовых ресурсов (макроэкономические нормативы: ставки налогов, нормы отчислений в фонды); b) Фонды финансового обеспечения воспроизводства и стимулирования. Подсистема «Организационная структура и правовой режим» имеет блоки: a) Организация управления финансами; b) Законодательные и нормативные акты, регулирующие финансовые отношения; c) Финансовый контроль.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 457. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |