Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие формально- логического закона.Основные законы логики.




 

Рассмотрение этого вопроса следует начать с определения родового понятия «закон».Законесть существенная, внут­ренняя, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь явлений, обусловливающая их структуру, функционирование или развитие. На основе этой общей дефиниции определим категорию «закон мышления».Закон мышления - это внутренняя, существенная, устойчивая, необ­ходимая, повторяющаяся связь между элемента­ми мысли и самими мыслями. Источники этих связей объективны. Законы мышления являются обобщенным отражением закономерностей бытия, преобразованных в человеческой голове и ставших общими принципами познающего мышления. От­сюда порядок и связь вещей определяет порядок и связь мыслей. Этот процесс в мышлении осуществ­ляется по двум направлениям: а) содержательному (процесс отражения в сознании объективных связей реальных вещей и их свойств); б) формальному (установление связей между формами мысли). Первое направление реализуется в диалектических законах и изучается диалектической логикой, а второе - в формально-логическких законах и изучается формальной логикой. Формально-логическими называются законы структурно-смысловой связи элементов мысли между собой, придающие ей определенную форму, посредством которой выражается содержание мысли. В них отражены устойчивые черты внутренней структуры мыслительного процесса, отложился многовековый опыт практической деятельности человека, отражены общие свойства и стороны действительности. Однако законы формальной логики нельзя абсолютизировать даже в сфере мышления. Они – важный момент в комплексе условий, определяющих истинность наших знаний, но только отдельный момент, а не все условия; их действие правомерно в ос­новном в пределах логической формы, а с содержанием мысли они связа­ны лишь косвенно. Различают следующие виды формально-логических законов: 1) законы, связанные с отдельными формами абстрактного мышления - или с понятием, или с суждением, или с умозаключением. На основе этих законов выведены конкретные правила, которые в данном пособии рассма­тривались при анализе каждой из названных форм мышления (например, закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия, зако­ны распределенности терминов в простых суждениях, законы различных ви­дов умозаключений и т.д.); 2) законы, которые имеют всеобщий характер для мышления, проявля­ются во всех его формах. Это основные формально-логические законы: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания. Их называют основными потому, что они: — распространяют свое влияние на всю сферу мыслительной деятельности; - лежат в основе различных логических операций с понятиями и суждениями; — используются в процессе умозаключений и доказательств; - отражают важные свойства правильного мышления: определенность, логическую непротиворечивость, последовательность, обоснованность. Первые три закона были выявлены и сформулированы древнегреческим мудрецом Аристотелем, закон достаточного основания - немецким филосо­фом XVIII векаГ.В. Лейбницем. Необходимо иметь в виду, что выделение четырех формально-логических законов осуществляется только в традиционной формальной логике, которая и является объектом нашего изучения. Логика же современная (в частности, математическая, символическая) утверждает, что логических законов бес­конечно много и нет оснований делить их на основные и второстепенные. Кроме того, построены логические системы, в которых не являются закона­ми, например, закон исключенного третьего (интуиционистская логика, не­которые системы многозначной логики), закон противоречия (паранепротиворечивая логика).

 

ЗАКОН ТОЖДЕСТВА

Закон тождества гласит: «Каждая мысль в процессе рассуждения должна иметь одно и то же определение, устойчи­вое содержание». Соблюдение этого закона требует определен­ности, точности формулировок. Закон запрещает произвольно и беспричинно менять содержание и объем понятия. Во время рас­суждения нельзя подменять один предмет мысли другим. Каждое суждение сохраняет одно и то же содержание, сколько бы раз оно ни повторялось.

Нарушение закона тождества ведет к логической ошибке - подмене понятий, когда различные по смыслу понятия выдаются за тождественные, что ведет к подмене предмета рассуждения и, следовательно, к путанице и неясности. Перескакивание с одного определения понятия на другое, подмена данного содержания другим, смешивание понятий ведут к двусмысленности. В рас­суждениях некоторых ораторов трудно бывает понять, о чем идет речь, так как мысли оказываются расплывчатыми, неопределенны­ми. Иногда в споре один человек какое-либо понятие понимает так, а другой - иначе, поэтому разговор ведется согласно русской посло­вице: «Один про Фому, другой про Ерему». Вместо выяснения во­проса происходит его запутывание. Неопределенность мышления, нечеткое употребление понятий нередко возникают в связи с осо­бенностями речи. Одну и ту же мысль можно выразить с помощью различных слов, а это может привести к изменению первоначаль­ного смысла понятия, к подмене одной мысли другой.

ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ

Закон противоречия (непротиворечия) формулируется следующим образом: «Две противоположные мысли об од­ном и том же предмете, взятом в одно и то же время, в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными». Это означает, что закон противоречия не позволяет отвечать на поставленный вопрос в одно и то же время в одном и том же смысле одновременно «да» и «нет»).

Речь оратора не должна на­поминать размышления восточного мудреца, к которому обрати­лись за советом два поссорившихся соседа:

И ты прав, Али. И ты прав, Ветал.

Но тут вдруг раздался голос жены: Не могут быть правыми две стороны.

Ахмет, услыхавши такие слова, сказал ей:

Ну, что же?

Ты тоже права.

Этот закон требует, чтобы в устной и письменной речи не было противоречивых суждений.

Оратор обязан видеть конечную цель выступления, уверенно отстаивать свою позицию, уметь обнаружи­вать логические ошибки в выступлении своих оппонентов, вскрывать противоречия и непоследовательность в их высказываниях.

ЗАКОН ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ТРЕТЬЕГО

Закон исключенного третьего предписывает: «Из двух противоречащих суждений одно должно быть истин­ным, другое ложным, а третьего не дано». Рассуждение здесь ве­дется по формуле «или - или», и никаких других вариантов нет. Этот закон был открыт Платоном и сформулирован следующим образом:

«Человек не может быть одновременно как здоровым, так и больным». Противоречащие суждения всегда выражают альтернативу, т. е. два понятия, одно из которых утверждает, другое это же понятие отрицает.

Соблюдение закона исключен­ного третьего для правильного ведения диалога, полемики, дис­куссии - требование обязательное. Нарушение его приводит к логическому противоречию в высказываниях.

Выполнение тре­бований закона исключенного третьего приучает оратора к по­следовательности и принципиальности мышления, т. е. умению четко формулировать тезис и подбирать аргументы, не вызы­вающие двойного истолкования.

ЗАКОН ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ

Закон достаточного основания относится к обоснованности речи (выступления) и формулируется так: «Лю­бая мысль должна быть обоснована другими мыслями, истин­ность которых доказана ранее». Это значит, что любая мысль, высказанная в речи, должна обосновываться фактами, научными положениями, личным опытом. Закон достаточного основания не допускает голословности утверждений и выводов, требует убе­дительного подтверждения истинности наших мыслей. Логика считает допустимыми в процессе рассуждений только обосно­ванные выводы, а выводы необоснованные относит к числу не­допустимых, ошибочных. Смешение фактической достоверности выводов и их логической обоснованности нередко приводит вы­ступающих к бездоказательным, нелогичным рассуждениям. Вторая причина подобных ошибок - это использование ложных, недоказанных, сомнительных предпосылок. Любой вывод (ис­тинный или ложный), полученный из ложных предпосылок, яв­ляется логически недопустимым.Обоснованность высказываний - важнейшее требование, предъ­являемое к речи. Анализ публичных выступлений показывает, что существенным недостатком их является обилие недоказанных ут­верждений, декларативность, наличие общих фраз и положений.

Основываясь на логических законах тождества, противоре­чия, исключенного третьего и достаточного основания, можно сделать вывод, что логически правильная речь должна быть определенной, непротиворечивой и обоснованной. Это озна­чает, что:

речь говорящего должна быть определенной, т. е. ясной, с четкими формулировками и конкретными выводами. Оратор не имеет права использовать туманные намеки, расплывчатые рас­суждения, двусмысленные замечания и необоснованно переска­кивать с одной мысли на другую;

речь оратора должна быть последовательной, без противо­речивых высказываний. Вся логика речи используется для ут­верждения выдвинутой точки зрения. Логичность речи - одно из требований культуры общения;

речь выступающего должна быть обоснована доказательст­вами, опираться на действительные факты, научно обоснованные истины, надежные источники информации.

 

 

22. Закон тождества как выражение определенности мысли.

Зако́н то́ждества — закон логики, согласно которому в процессе рассуждения каждое осмысленное выражение (понятие, суждение) должно употребляться в одном и том же смысле. Предпосылкой его выполнимости является возможность различения и отождествления тех объектов, о которых идёт речь в данном рассуждении. Мысль о предмете должна иметь определённое, устойчивое содержание, сколько бы раз она ни повторялась. Важнейшее свойство мышления - его определённость - выражается данным логическим законом.

Впервые закон тождества сформулирован Аристотелем в трактате «Метафизика».

В формальной логике закон тождества принято выражать формулой: есть , или , где под понимается любая мысль.

Символическая логика при построении исчислений высказываний оперирует формулами (читается: влечет ) и ≡ (Читается: равнозначно ), где − любое высказывание, – знак импликации, ≡ – знак эквивалентности. Эти формулы соответствуют закону тождества.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 448.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...