Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль глобальных торговых сетей в формировании и развитии мирового розничного рынка.




 

Развитие тенденций глобализации привело к своеобразной революции в системе мировой розничной торговли. Если раньше торговля рассматривалась как звено, соединяющее производство и конечное потребление, а его основной функцией было повышение эффективности в рамках данной связи, то сегодня торговые предприятия диктуют свою политику не только отдельным производителям и сегментам рынка, но и целым отраслям промышленности и регионам.

 

Эти революционные изменения связаны с появлением и развитием международных торговых сетей (МТС), сравнительно небольшой период функционирования и развития которых в мировой экономике, свидетельствует о стремительном росте масштабов освоения ими потребительских рынков различных стран и регионов.

 

Так, пять ведущих мировых розничных сетей продовольственных магазинов контролируют 50% розничного рынка продовольственных товаров в США и более 60% во Франции и Великобритании.

 

Появление МТС изменило рыночно-институциональную среду потребительского рынка, рассматриваемую нами как совокупность субъектов рынка, вступающих в конкурентные взаимодействия. Сама конкуренция приобрела деформированный характер, а тип рынка неоднозначно характеризуется в широких границах от совершенно конкурентного до олигополистического. Взаимосвязи между производителями и потребителями на потребительском рынке во все большей степени опосредуются объектами сетевого ритейла, усиливается диктат со стороны последних над производителями потребительских товаров (требования к качеству продукции, цене, известности марки), более мелкими торговцами (ассортиментная и ценовая политика, внедрение высоких стандартов обслу живания), а на стадии приобретения доминирующего положения на рынке — над потребителями.

 

Сетевому ритейлу на современном мировом потребительском рынке отводится особое место, как в силу стремительного роста масштабов освоения МТС потребительских рынков различных стран, так и в силу того, что в настоящее время они диктуют свою политику не только отдельным производителям и сегментам рынка, но и целым отраслям промышленности и регионам. В этой связи появляется необходимость определить содержание и характерные черты этого феномена. Под сетевым ретейлом следует понимать крупную, основанную на централизованном руководстве и единых стандартах обслуживания торговую сеть, объединяющую сразу четыре элемента инфраструктуры - организации розничной и мелкооптовой торговли, предприятия общественного питания и сферу услуг, деятельность которых основана на больших оборотах продукции с минимальными торговыми надбавками и рассчитана на массового покупателя. Целью этих структур является освоение новых потребительских рынков и приобретение на них доминирующего положения с использованием стратегий поглощения и вытеснения менее кон курентоспособных предприятий торговли и производителей.

 

Конкурентоспособность МТС как объектов сетевого ритейла— категория специфическая, что не позволяет в полной мере применять к ней как к объекту управления положения и идеи общей теории управления. С одной стороны, конкурентоспособность сетевых торговых структур достигается через использование общеэкономических механизмов — извлечение эффекта масштаба, оптимизация ассортиментной и ценовой политики, высокое качество обслуживания, возможность получения скидок при массовых закупках товаров, но, с другой - в ее основе лежит возможность направленного воздействия на рыночную среду через продвижение сетевых стандартов деятельности и собственных брэндов, высокую централизацию функций логистики и дистрибуции, способность за счет масштабного вложения финансовых средств создавать на рыночном сегменте «критическую массу» со стороны предложения, позволяющую определять рыночные условия для производителей, конкурентов и потребителей.

 

Управление конкурентоспособностью МТС как объектов сетевого ритейла — это непрерывный циклический процесс чередования общих и специфических функций управления. При этом к общим функциям можно отнести управление потенциалом организации, ценой и качеством предоставляемых продуктов и услуг, а к специфическим — управление продвижением сетевых стандартов и брэндов и активное направленное воздействие на среду существования. Стратегия реализации конкурентных преимуществ МТС при освоении новых рынков включает в себя три этапа: первый - захват рынка путем моментальной покупки значительного числа существующих объектов розничной торговли, предложение широкого ассортимента качественных товаров по более низким (зачастую убыточным для бизнеса) ценам, а также инноваций в области обслуживания покупателей; второй — подчинение себе местного производителя через жесткую ассортиментную политику, ценовой диктат и использование собственных торговых марок; третий — фактическая монополизация рынка, когда количество и обороты предприятий, входящих в сеть, достигают «критической массы», позволяющей определять рыночные условия для производителей, конкурентов и потребителей.

 

Усиливающаяся активность МТС на российском потребительском рынке создает ряд существенных угроз: российские предприятий торговли по ряду критериев оказались не готовы противостоять консолидированной силе МТС; процесс создания собственных МТС находится в России в начальной стадии; эффективность деятельности на многих предприятиях пищевой и легкой промышленности невысока, финансовое положение нестабильно, а производственные мощности устарели. Решение столь значимых для российской экономики проблем актуализирует разработку методов оценки и управления конкурентоспособностью в условиях современного потребительского рынка. В частности речь идет о методике оценки уровня конкурентоспособности объектов сетевого ритейла, основанной на включении в оценочную группу наряду с маркетинговыми показателями показателей потребительских пред почтений и качества облуживания.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 350.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...