Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История появления психологии цвета




Наверняка, многие знают или может когда-нибудь слышали о том, что каждый цвет воздействует на человека по-разному. Никто бы не посоветовал вам покрасить стены рабочего кабинета в приятный синий цвет, потому что он хорошо успокаивает и расслабляет человека. Или, может быть, вы догадывались, почему слово «акция» пишется в большинстве случаев красным цветом. Этот цвет призывает к вниманию, он заставляет вас обратить на себя взгляд, а так же побуждает вас к активным действиям. Рассмотрим, откуда же берет начало психология цвета.

Возникновение цветовой символики и использование цвета началось ещё в те времена, когда человек научился добывать, и использовать природные краски. С тех пор цветовой символизм прошел большой путь. Знания древних о цвете сейчас, во многом, утеряны. С момента своего возникновения использование цвета самым тесным образом был связан с магией и религией. Цвет рассматривался как атрибут магических, сакральных, божественных сил. Само деление магии на «белую» и «черную» свидетельствует о важнейшей роли цвета в магических ритуалах. Как показывают археологические, исторические и этнографические исследования, мистические представления человека и цветовая символика были тесно взаимосвязаны.

Уже в эпоху античности философы и мыслители использовали цвет в своих трудах. Эмпедокл, например, выделяя четыре основных стихии, наделяет каждую из них своим цветом. Воде соответствует черный цвет; земле — желтый; огню — красный; воздуху — белый. Аристотель, желая установить «истинный» цвет стихий использовал экспериментальный метод. По Аристотелю, «основных» цветов три. Белому соответствует вода, воздух и земля; желтый — цвет огня, а черный — цвет разрушения или переходного состояния. Отнесение стихии «земля» к группе белого, объясняется результатами экспериментов Аристотеля по прокаливанию почвы, которая, в конце концов, становилась белой. Внимательно разглядывая пламя огня, Аристотель пришел к выводу, что оно скорее желтое, чем красное. Подобный экспериментальный подход, естественно, разрушал мистический ореол цветов, низводил их до обычных явлений физического мира.

После античной эпохи во времена средневековья цвет снова вернул себе позицию, символа мистических сил и явлений, что особенно характерно для раннего Христианства.

В эпоху Возрождения возникают первые цветовые системы психологических свойств человека. Это ознаменовало новый этап в развитии цветовой символики. Джан Паоло Ломаццо (XV в.) поставил цвет в соответствие тому или иному темпераменту. Ломаццо считал, что белому цвету соответствует флегматический темперамент, черному — меланхолический, красному — сангвинический, а желтому — холерический. Темные, землянистые, свинцовые оттенки он связывал с печалью и меланхолией. Зеленые и светло-красные — с весельем и радостью. Как и Бернардино Телезио - итальянский учёный и философ, Ломаццо видит связь между цветами и температурными ощущениями. Самым «холодным» он полагал белый, а «теплым» — черный.[10]

Следующим шагом в разрушении символики цвета стали достижения физической оптики XVII века в лице И. Ньютона, которые привели к тому, что в эпоху Просвещения цветовой символ, практически, лишился своего теологического содержания.

Постепенно цвет начинает становиться символом человеческих чувств, мыслей и отношений, что заложило основы будущих исследований взаимосвязи между цветом и психикой.

В XVIII веке возникает наука, в сферу интересов которой входит проблема цвета, — физиологическая оптика. Бюффон вводит понятие «субъективных цветов», т.е. таких, которым не соответствует какой-то внешний объект. Под субъективными цветами понимались различные цветовые иллюзии, например, цветовые ощущения, возникающие при надавливании на глазное яблоко.

XVIII можно принять за точку отсчета для третьей составляющей учений о цвете — психологии цвета, области знаний, для которой вопросы «нравится ли человеку какой-либо цвет, что он думает о нем, какие ассоциации он у него вызывает» могут считаться основными. Ее предметом являются взаимосвязи цвета и психики. В сферу ее интересов входят влияние цвета на психическую деятельность человека, объективация посредством цвета психических процессов и состояний, цветовая психодиагностика и т.д.

Возникновение психологии цвета связано с именами многих ученых, в том или ином аспекте занимавшихся изучением взаимодействия цвета и психики.

Основоположником психологии цвета является великий поэт Германии Й.В. Гете, создавший обширный труд «Учение о цвете», актуальный и в наше время. Нас, прежде всего, интересует та часть учения Гете, которую он называет «Чувственно-нравственным действием цветов». Гете считал, что цвет «независимо от строения и формы материала оказывает известное воздействие... на душевное настроение». Тем самым, впечатление, вызываемое цветом, определяется, прежде всего, им самим, а не его предметными ассоциациями. «Отдельные красочные впечатления... должны действовать специфически и... вызывать специфические состояния», а «отдельные цвета вызывать особые душевные состояния». [11] Согласно этим положениям, Гете ставит в соответствие определенным цветам определенные психологические состояния человека. Подобное свойство цвета Гете иллюстрирует описанием тех изменений в «душевном состоянии», которые происходят при достаточно длительном воздействии цвета на человека, например, посредством цветных стекол.

Опираясь на эти основные положения психологического раздела своего учения, Гете разделяет цвета на «положительные» — желтый, красно-желтый и желто-красный и «отрицательные» — синий, красно-синий и сине-красный. Зеленый Гете относил к «нейтральным». Воздействие отдельных цветов, вызывая определенные впечатления и состояния у человека, тем самым, в терминологии Гете, «ограничивает» душу, которая стремится к цельности. Здесь Гете проводит параллель между цветовой гармонией и гармонией психики, Важную роль в формировании психологического воздействия цвета на человека Гете отводит светлотным характеристикам цветов, затрагивает Гете и межкультурные различия в цветовой символике и психологическом воздействии цвета.

Несмотря на то, что чувственно-наглядный метод Гете был воспринят современниками «в штыки», позже, на его наблюдения и выводы о взаимосвязи цвета и психики ссылались многие выдающиеся ученые.

Значимый вклад в развитие психологии цвета как науки внесли: В. Шеллинг, «Философия искусства» и А. Шопенгауэр «О зрении и цветах», В. Кандинский «Язык красок», Дидро «Мои незначительные мысли о цвете».

Исследования по выявлению воздействия цвета на личность проводили такие ученые как: А.Н.Леонтьев, С.В. Кравков, А.Ф. Лосев, Г.Г.Воробьев и В.В.Налимов, R.W. Bunham, R.M. Yanes и C.J. Bartleson, А.Е. Ольшанникова, В.В. Семенов и Л.М. Смирнов, Г. Фрилинг и К. Ауэр, А.М. Эткинд, И.А. Скотт, Л.Н. Миронова; И.В. Андрианов и Г.И. Демидов, Л.М. Веккер. Л. Н.Собчик.

На основе исследований, практическим образом доказывающих объективное влияние цветов на человека: изменения нервно-психических процессов в организме, под воздействием различных цветов и их оттенков, влияние на ощущения и восприятие, поведение, эмоции и мышление, сознание и подсознание, были созданы цветодиагностические методики Кеттела, MMPI, Векслера, Равена, ТАТ, Розенцвейга, Роршаха, Люшера.[12]

Особого же внимания требует научно-исследовательская деятельность Макса Люшера — швейцарского психолога, разработавшего в конце 1940-х годов основы функциональной психологии цветовосприятия и создавшего на ее базе широко известный в практике психодиагностики цветовой тест, относящийся к высокоэффективным проективным методикам и предназначенный для изучения ситуативного эмоционального состояния личности и ее адаптации к различным социально-психологическим ситуациям. Эта методика почти полвека успешно используется десятками тысяч педагогов, психиатров и психологов во всех странах мира. Она применяется в изучении особенностей психологии различных групп, профессиональных прослоек, этносов и субкультурных объединений.

На сегодняшний день цветовая психология — эмпирическая наука. Одним из главных препятствий на пути создания научной теории взаимосвязи цвета и психики является недостаточная степень систематизации и обобщения накопленных фактов, касающихся отношения цвет-психика.

Характеристика конкурентов

В связи с огромной конкуренцией, которая сейчас заполнила весь рынок, каждое издание старается выделиться чем-то своим. Кто-то к журналу крепит игрушки, пробники косметики, кто-то с каждым номером пополняет набор художника. Но, даже с такими примочками, журнал не будет узнаваем, если в его фирменном стиле будет царить сумбур и хаос.

Каждый популярный журнал, который имеет большую аудиторию читателей, когда-то создал свой фирменный стиль, а сейчас узнаваем по одному только логотипу. Например, не нужно даже показывать вам обложку Vogue, но вы уже знаете, что это за журнал и как выглядит эта надпись. Все это благодаря хорошему фирменному стилю.

Важно не только создать правильный фирменный стиль, но и поддержать этот «образ», привлекая новых читателей. Конкуренция заставляет и мотивирует издательства видоизменяться в лучшую сторону, делать дизайн более лаконичным, удобным, то, что будет радовать глаз читателя. Все это залог того, что издание не только благополучно войдет в рынок, но и укрепиться на хорошем месте. Потому что, не важно, сколько сил и времени вкладывать в журнал, если у него плохой дизайн. В эпоху, когда впереди свои позиции укрепила инфографика, люди предпочитают хорошо иллюстрированные, читабельные и приятные журналы.

Благодаря хорошим укрепленным позициям на рынке, благодаря красивому фирменному стилю и иллюстрированному правильно тексту, журнал начнет зарабатывать прекрасную репутацию. А как известно, репутация делает уже пол дела. Если вам предложат по одинаковой цене купить известную машину и совсем неизвестной марки авто, в большинстве случаев, конечно же, приобретут ту машину, которая имеет определенный имидж на рынке.

Следовательно, репутация журнала напрямую связана с доходом. Поэтому, не следует пренебрегать таким фактором, как удобный дизайн, приятный вид и фирменный стиль издания.

Журнал КаК

Если мы посмотрим на обложку данного журнала за 2008, 2009 и 2011 год, то можно увидеть, что в ней нет какой-то стабильной черты. Название журнала везде написано по разному, из-за чего создается впечатление, что создатели не могут прийти к общему мнению. В данном случае, название и есть логотип. Если логотип немного видоизменяется по истечению времени, это выглядит сбалансированно, но в данном журнале название каждого нового выпуска изменяется до неузнаваемости. Было бы намного лучше, если была бы выдержана некая еле уловимая стабильность, благодаря которой было бы достаточно одного взгляда на обложку, что бы узнать в нем журнал КаК.

Внутри же дизайн приятно удивляет, не смотря на, иногда, пеструю и даже нечитабельную обложку, дизайн страниц очень лаконичен, прост и приятен глазу. Но, иногда, на двух соседствующих страницах может разместиться колонка с выравненным текстом и тут же рядом с выравниванием по левому краю, что немного портит общий вид.

Сам журнал хорошо проиллюстрирован, нет злоупотребление текстом или картинками, все выдержанно в балансе и цветокоррекции. В основном присутствует светло-голубой фон и черный шрифт.

Monitor

Журнал Monitorявляется единственным международным журналом о современном дизайне, штаб-квартира которого находится в Москве. Русская версия журнала существует с 2000 года и освещает широкий круг вопросов, начиная от архитектуры и современного искусства и вплоть до предметного дизайна и дизайна одежды. Английское издание Monitor распространяется в Европе, США, Австралии, а также в Японии и Великобритании.

Проанализировав журнал, можно отметить, что в отличие от предыдущего рассмотренного журнала, в обложке присутствует стабильность, которая проглядывается в каждом новом номере. Если в журнале КаК название писалось каждый раз разными шрифтами и в разных местах, то журнал «Monitor» придерживается стабильного шрифта, а также месторасположения. Название всегда написано большими буквами вверху обложки, занимая место от края до края.

Меняется только оформление, каждый новый номер сопровождается тематической обложкой, которая заведомо дает понять, что стоит ожидать от самого издания.

Из минусов, можно отметить только то, что цвета для шрифтов на самой обложке подобраны, не всегда удачно, они могут быть слишком яркими, что затрудняет чтение или же теряться в текстуре обложки, так же оказываясь нечитабельными.

К минусам так же можно отнести то, что иной раз, дизайн обложки выглядит немного старомодно и скучно, что невольно заставляет думать и ссылаться на журналы во время Перестройки. Выглядит, к сожалению, не современно и вряд ли бы пару выпусков этого издания вызвали бы у читателей желание купить их, если бы люди не были их постоянными читателями.

FRAME

 Из всех рассмотренных журналов, наиболее лаконичный и интересный дизайн у периодического издания «FRAME». Он яркий, приковывающий внимание, можно сказать, даже броский, кидающий вызов всем. Но, даже с такими ассоциациями, он достаточно приятен, читабелен и запоминающийся. В каждом изданном номере прослеживается общая связь, из-за чего нельзя сказать, что это журналы разных производств. У издания выдержан фирменный стиль, что конечно является большим плюсом.

Развороты журнала очень красочные, но, в отличие от обложки, не слишком яркие, что способствует приятному чтению. Хорошо проиллюстрированы статьи, позволяют усвоить информацию. Но, иногда, в данном журнале злоупотребляют изображением, иной раз, на одной странице по пять иллюстраций, которые за отсутствием места заходят одна на другую, не имея стабильного распределения по всей возможной территории.

Выводом данной главы является то, что многие русские издания, которые издаются на данный момент еще далеки от идеального дизайна, который будет отвечать всем потребностям своего читателя. Дизайна, который будет притягивать взгляды новых потенциальных потребителей, и удерживать тех, кто уже приобретает данную продукцию.

То, что графический дизайн в России значительно отстает от Европы, проглядывается даже в мелочах, но даже с этими мелочами, можно уверенно сказать, что в некоторых изданиях, графический дизайн сделал большой шаг.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 816.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...