Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задания для самостоятельной работы




 

Вопросы:

 

1. Сущность и причины возникновения утопического социализма.

2. Первые попытки описания социалистического переустройства в произведениях Т. Мора и Т. Кампанеллы.

3. Утопии в экономической науке и практике: движение вперед или назад?

4. Сисмонди – родоначальник теории кризисов перепроизводства при капитализме.

5. Реформизм Прудона.

6. Охарактеризуйте экономические взгляды Сен-Симона – представителя социально-утопического направления.

7. Сформулируйте экономические взгляды Р. Оуэна.

 

Темы контрольных работ (рефератов):

 

1. Античный социализм Платона, ересей, хилиастов.

2. Ранний (утопический) социализм и особенности взглядов его представителей.

3. Мелкобуржуазная критика капитализма С. Сисмонди и П. Прудоном и их проекты социальных реформ.

4. Отличие экономических взглядов Сисмонди и Прудона.

5. Вклад А. Сен-Симона в развитие экономической науки.

6. Экономические идеи Ш. Фурье.

7. Вклад Р. Оуэна в развитие экономической мысли.

 

Тесты для самоконтроля:

 

1) Согласно социалистам-утопистам приоритетное значение в экономике должна иметь собственность:

1. частная

2. общенародная

3. кооперативная

4. акционерная

2) Экономисты-утописты выдвигали реформаторские концепции, в соответствии с которыми естественной и справедливой объявляется:

1. социалистическая экономика

2. регулируемая рыночная экономика

3. экономика мелких товаропроизводителей

4. экономика свободной конкуренции

3) Причиной минимизации заработной платы рабочих С. Сисмонди считает:

1. низкий уровень разделения труда в обществе

2. избыточное предложение труда из-за высоких темпов рождаемости

3. вытеснение труда рабочих машинами и механизмами

4. закон убывающего плодородия почвы

4) Частная собственность, по мнению Шарля Фурье, рождает:

1. анархию, конкуренцию

2. создает неравномерное распределение богатства и расточительство ресурсов

3. промышленный строй

4. рабство

5) Что внёс в экономическую теорию Сисмонди:

1.теорию кризисов перепроизводства

2. теорию предельной полезности

3. теорию недопотребления и теорию «третьих лиц»

4. теорию факторов производства

 

Литература:

1. История экономических учений (под. ред. А.С. Квасова) – раздел II глава 6.

2. История экономических учений (А. Маркова, Ю. Федулов) – раздел II глава 6.

 

Тема 7. Особенности экономической мысли в России в 18-19 вв.

 

Революционная экономическая теория А.И. Радищева. Аграрные проекты декабристов. «Русский социализм» А.И. Герцена и Н.П. Огарева. «Политическая экономия трудящихся» Н.Г. Чернышевского. Идея крестьянского социализма. Обоснование самобытного пути развития России. Славянофильство К.С. Аксакова, Ю.Ф. Самарина. Социально-экономические идеи народничества. Роль крестьянской общины. Теория «народного производства». Дискуссия с российскими марксистами. «Развитие капитализма в России» В.И. Ленина.

 

Задания для самостоятельной работы

 

Вопросы:

 

1. Вклад А.Н. Радищева в развитие экономической науки.

2. Сущность теории «крестьянского социализма» Н.Г. Чернышевского.

3. Что общего и каковы различия экономических концепций западников и славянофилов?

4. Систематизируйте взгляды ученых России конца 18 – начала 19 века отстаивающих протекционизм, и сторонников фритрейдерства.

5. Эволюция экономических взглядов Г.В. Плеханова.

6. Идея анархизма в работах М. Бакунина.

7. Разработка экономических проблем в работах В.И. Ленина.

 

Темы контрольных работ (рефератов):

 

1. А.Н. Радищев об уничтожении крепостного права и феодального строя в России.

2. Экономические взгляды П.И. Пестеля.

3. Вклад Н.Г. Чернышевского в развитие экономической науки.

4. Особенности экономических взглядов народников.

5. Идея М.А. Бакунина о построении свободной федерации рабочих и сельскохозяйственных общин.

6. Распространение марксизма в России.

7. Развитие Лениным марксистской политической экономии.

 

Тесты для самоконтроля:

                

1) Назовите одну из причин, по которой в России стали укрепляться идеи социализма:

1. большой государственный долг

2. наличие противоречий капитализма

3. проблемы налогообложения

4. необходимость передачи земли крестьянам

2) В теоретическом обосновании социалистической революции Ленин опирался на идеи:

1. маржинализма

2. марксизма

3. исторической школы

4. классической политической экономии

3) Попытки синтеза теории трудовой стоимости и предельной полезности предпринимал:

1. Туган-Барановский

2. Ленин

3. Дмитриев

4. Плеханов

4) Кто из народников считал средствами борьбы за развитие народного хозяйства строительство железных дорог, совершенствование кредитной системы и развитие внешней торговли:

1. Даниэльсон

2. Воронцов

3. Бакунин

4. Лавров

5) Какую концепцию в экономической науке разработал Н. Г. Чернышевский:

1. создание на основе крестьянских общин крупных коллективных хозяйств

2. политическая экономия трудящихся

3. земля и воля

4. поземельная собственность крестьян

 

Литература:

1. История экономических учений (под. ред. А.С. Квасова) – раздел IV главы 21, 22, 23.

2. История экономических учений (А. Маркова, Ю. Федулов) – раздел IV главы 21, 22, 23.

3. Горяинова, Л.В. История экономических учений – глава 8.

4. Воронкова, О.В. История экономических учений – глава 20.

 

Тема 8. Маржинализм и формирование неоклассического направления

 

Маржиналистская революция, её предпосылки. Пересмотр предмета, метода, названия науки. Предельный анализ. Равновесные ситуации и максимизирующее поведение. Проблема и технологии выбора в экономике.

Австрийская (субъективно-психологическая) школа. Классический маржинализм. К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бём-Баверк. Лозаннская школа. Л. Вальрас, В. Парето. Математическая школа. У. Джевонс, Ф. Эджуорт.

Кембриджская школа. А Маршалл и формирование основ неоклассической микроэкономики. Синтез маржинализма и классики. Переход к «экономикс». А. Пигу. Американский маржинализм. Синтетическая теория Дж.Б. Кларка. Признание и развитие маржиналистских идей в России конца 19 в. Б.Н. Чичерин, Ю.Г. Жуковский, В.К. Дмитриев, М.И. Туган-Барановский и др.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 254.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...