Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 1. Возникновение экономической мысли и особенности экономических, воззрений в древних государствах и в средние века




ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

 

 

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы

 

для студентов

факультета экономики и менеджмента

всех специальностей и направлений подготовки

и юридического факультета по специальности

036401.65 «Таможенное дело»

 

 

Киров

2014


УДК 330.8(07)

ББК 65.02

 

Допущено к изданию методическим советом факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВПО «ВятГУ» в качестве учебно-методического пособия для самостоятельной работы студентов факультета экономики и менеджмента всех специальностей и направлений подготовки и юридического факультета специальности 036401.65 «Таможенное дело» всех форм обучения.

 

 

Рецензент:

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВПО «ВятГУ»,

Фуфачева Людмила Анатольевна

 

Куклин, А.В.

 

К21 История экономических учений: Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы / А.В. Куклин. – Киров: ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2014.- 33 с.

 

 

УДК 330.8(07)

ББК 65.02

 

Учебно-методическое пособие включает в себя содержание тем дисциплины, задания для самостоятельной работы, темы рефератов (контрольных работ), тестовые задания для самоконтроля, список литературы и вопросы для зачета (экзамена). Пособие предназначено для студентов факультета экономики и менеджмента всех специальностей и направлений подготовки и юридического факультета специальности 036401.65 «Таможенное дело» всех форм обучения, изучающих дисциплину «История экономических учений».

 

 

© ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2014




СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………….…………............................. 4
Общие сведения по изучению дисциплины …………………… 5
Тема 1. Возникновение экономической мысли и особенности экономических, воззрений в древних государствах и в средние века ………………………………………………………… 6
Тема 2. Первые теоретические системы в области экономических знаний ……………………………………………………. 8
Тема 3. Классическая политэкономия …………………………. 10
Тема 4. Политическая экономия К. Маркса …………………… 12
Тема 5. Историческая школа в Германии ……………………… 14
Тема 6. Экономические аспекты социалистических учений …. 16
Тема 7. Особенности экономической мысли в России в 18-19 вв. ……………………………………………………………….. 17
Тема 8. Маржинализм и формирование неоклассического направления ……………………………………………………. 19
Тема 9. Кейнсианство ……………………………………………. 21
Тема 10. Современные школы неоклассического направления 23
Тема 11. Институционализм …………………………………….. 25
Тема 12. Российская экономическая мысль в 20 веке …………. 27
Вопросы к зачету (экзамену) по истории экономических учений ……………………………………………………………… 30
Список литературы по истории экономических учений ………. 31
Список использованной литературы …………………………… 32


Введение

 

Одной из общетеоретических дисциплин, изучение которых предусмотрено Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для подготовки специалистов и бакалавров в учебных заведениях высшего профессионального образования, является история экономических учений. Эта дисциплина позволяет получить студентам систематизированные представления о становлении и развитии экономической науки, единстве и многообразии экономического знания.

Изучение истории экономических учений:

1. Позволяет студентам осмыслить закономерности эволюции, содержание мировой экономической мысли.

2. Помогает выработать отношение к различным школам, отдельным авторам экономической теории, уловить специфику их научных подходов, понять место и роль в истории экономических учений.

4. Способствует формированию их экономической культуры и культуры экономического мышления.

5. Содействует формированию навыков видения как рациональных, так и некорректных моментов в социально-экономической политике государств на протяжении экономической истории, предвидения вероятных результатов принимаемых экономических решений.

6. Позволяет сформировать представление о месте и роли отечественной экономической мысли в мировой экономической науке, её специфике.

Для освоения содержания дисциплины и подготовки к зачету или экзамену, студенту необходимо достаточно много работать самостоятельно. В этой связи данное учебно-методическое пособие будет способствовать организации самостоятельной работы. Оно включает в себя программу по дисциплине, темы рефератов (контрольных работ), тесты для самоконтроля, примерный перечень вопросов к зачету, список основной и дополнительной литературы.

 



Общие сведения по изучению дисциплины

Цельизучения дисциплины «История экономических учений» состоит в приобретении студентами знаний об исторической эволюции мировой экономической науки, о конкретных предпосылках формирования современной экономической мысли.

Задачи изучения дисциплины:

- формирование системы знаний о современной экономической мысли как результате многовекового развития науки;

- выработка системного подхода к анализу макроэкономических преобразований и оценке современной экономической политики государств и правительств;

- формирование представления о месте и роли отечественной экономической мысли в мировой экономической науке;

- закрепление и углубление знаний, полученных при изучении «Экономической теории».

Место дисциплины в структуре учебного плана.

Учебная дисциплина «История экономических учений» относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (дисциплина по выбору).

Для успешного освоения курса дисциплины, студенты должны владеть материалами предшествующих дисциплин: «Экономическая теория», «Философия», «История экономики».

Требования к результатам освоения дисциплины.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- структуру современной экономической мысли: основные на­правления и ведущие научные школы;

- принципы и критерии классификации этих школ и направлений;

- основные пути, по которым шло развитие мировой экономиче­ской мысли, и существующие в ней современные тенденции;

- крупнейших представителей отечественной науки, содержание и значение их вклада в мировую экономическую мысль;

- теоретические рекомендации и аргументацию представителей важнейших школ относительно решения основных проблем экономики.

уметь:

- отобрать из прошлых или ныне существующих теорий те, которые в большей мере повлияли или влияют на взгляды современных учёных-экономистов и политиков;

- дать оценку тем или иным элементам экономической политики и важным макроэкономическим преобразованиям.

владеть:

- методологией микро - и макроэкономического анализа.

- современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;

- методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических моделей;

- навыками самостоятельной работы, самоорганизации организации выполнения поручений.

 


Тема 1. Возникновение экономической мысли и особенности экономических, воззрений в древних государствах и в средние века

 

Предмет и метод изучения истории экономических учений. Структурные особенности учебного курса. Методы экономического анализа. Основные теоретико-методологические принципы изучения дисциплины.

Этапы развития и главные особенности экономической мысли древнего мира и средневековья. Экономические высказывания в трудах древнегреческих философов Ксенофонта и Платона, Аристотеля. Катон, Варрон, Колумелла о рациональной организации рабовладельческого хозяйства и его ограниченности. Хозяйственные трактаты: «Кодекс царя Хамурапи», «Артхашастра». «Гуань-цзы». Экономическая мысль средневековой Западной Европы. Фома Аквинский. Экономические идеи средневекового Востока. Ибн-Хальдун. Экономические идеи феодальной России. «Русская правда» Ярослава Мудрого. «Правительница» Ермолая-Еразма. Отношения к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту в древних и средневековых обществах на разных стадиях их развития.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 187.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...