Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задания для самостоятельной работы




 

Вопросы:

 

1. В чем состоят исходные положения экономической теории К. Маркса?

2. Проблемы социальной справедливости и равенства в трактовке К. Маркса.

3. К. Маркс: теория прибавочной стоимости.

4. Структура и основные идеи первого тома «Капитала».

5. Структура и основные идеи второго тома «Капитала».

6. Структура и основные идеи третьего тома «Капитала».

7. Структура и основные идеи четвертого тома «Капитала».

 

Темы контрольных работ (рефератов):

 

1. Экономическое учение К. Маркса и его вклад в экономическую теорию.

2. Структура и предмет исследования первого тома «Капитала».

3. Структура и предмет исследования второго тома «Капитала».

4. Структура и предмет исследования третьего тома «Капитала».

5. Структура и предмет исследования четвертого тома «Капитала».

6. Сущность учения К. Маркса о ренте.

7. Элементы социализма в работах К. Маркса.

 

Тесты для самоконтроля:

 

1) К. Маркс считал, что прибавочная стоимость создается:

1. трудом, капиталом и землей

2. неоплаченным трудом рабочих

3. постоянным капиталом

4. переменным капиталом

2) Назовите предмет исследования первого тома «Капитала» К. Маркса:

1. процесс накопления капитала

2. процесс производства и обращения капитала

3. сфера обращения

4. сельскохозяйственное производство

3) Назовите, кем создается прибавочная стоимость:

1. промышленным рабочим

2. капиталистом

3. фермером

4. предпринимателем

4) К. Маркс считал, что политическая экономия – это наука:

1. о богатстве нации и способах его увеличения

2. о народном хозяйстве

3. об экономическом выборе в условиях редкости ресурсов

4. об экономических отношениях и законах на разных этапах общественного развития

5) Какая теория не принадлежит К. Марксу:

1. теория предельной полезности

2. теория капиталистического накопления

3. теория прибавочной стоимости

4. теория средней нормы прибыли и цены производства

 

Литература:

1. История экономических учений (под. ред. А.С. Квасова) – раздел II глава 7.

2. История экономических учений (А. Маркова, Ю. Федулов) – раздел II глава 7.

3. Горяинова, Л.В. История экономических учений – глава 3.

4. Воронкова, О.В. История экономических учений – глава 8.

 

Тема 5. Историческая школа в Германии

 

Предпосылки возникновения немецкой исторической школы. «Национальная система политической экономии» Ф. Листа. Предмет и метод политической экономии. Отрицание классических идей. Неприятие идеи «экономического человека». Теория производительных сил. Роль государства. Старая (В. Рошер, Б. Гильдебранд, К. Книс) и новая (Л. Брентано, Г. Шмоллер, К. Бюхер) историческая школа. Новейшая историческая школа. «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебера. В. Зомбарт о предпринимательстве, предпринимателе, конкуренции.

 

Задания для самостоятельной работы

 

Вопросы:

 

1. Предпосылки возникновения и этапы развития исторической школы в Германии.

2. Какие идеи обосновывал Ф. Лист в книге «Национальная система политической экономии»?

3. Как представители «старой» и «новой» исторической школ развили идеи Ф.Листа?

4. Почему представителей исторической школы принято относить к предшественникам институционального направления в экономической науке?

5. Сравните аргументацию взглядов на предмет и метод экономической науки классической и исторической школ экономической мысли.

6. Представители исторической школы о периодизации исторического развития (стадиях развития общества).

7. М. Вебер об идеальных типах хозяйства и роли протестантской этики в развитии капитализма.

 

Темы контрольных работ (рефератов):

1. Ф. Лист и его «Национальная система политической экономии».

2. Историческая школа Германии и этапы ее развития.

3. «Старая» историческая школа: представители и их основные идеи.

4. «Новая» историческая школа: представители и их основные идеи.

5. Экономическая роль государства в концепциях исторической школы.

6. Националистические идеи в работах В. Зомбарта.

7. Теория «идеальной бюрократии» М. Вебера.

 

Тесты для самоконтроля:

 

1) Какая школа в ХIХ веке наиболее широко рассматривала предмет экономической науки, включая в него право, политику, психологию, различные вопросы религии и культуры:

1. меркантилизм

2. австрийская школа

3. лозаннская школа

4. историческая школа

2) По Ф. Листу правительство Германии должно проводить экономическую политику, соответствующую взглядам:

1. классической политэкономии

2. физиократов

3. меркантилистов

4. неоклассиков

3) Представителем «новой» исторической школы Германии является:

1. В. Рошер

2. К. Книс

3. К. Бюхер

4. Б. Гильдебрант

4) Историческая школа Германии рассматривает в качестве предмета экономического анализа:

1. сферу производства

2. сферу обращения

3. объективные экономические законы

4. экономические и неэкономические факторы хозяйственной жизни

5) «Экономический национализм» как система политэкономии был изложен в книге, автором которой является:

а) К. Маркс

б) Ф. Лист

в) М Вебер

г) В. Рошер

 

Литература:

1. История экономических учений (под. ред. А.С. Квасова) – раздел II глава 8.

2. История экономических учений (А. Маркова, Ю. Федулов) – раздел II глава 8.

3. Воронкова, О.В. История экономических учений – глава 7.

Тема 6. Экономические аспекты социалистических учений

 

Этапы развития социализма: античный социализм, социализм философов (утопический социализм), научный социализм. Критика капитализма. Попытка научного обоснования альтернатив капитализму. Представления о будущем обществе. Утопизм и значение раннего социализма. Т. Мор, Т. Кампанелла. Историческая теория А. Сен-Симона. Ш. Фурье о причинах экономических кризисов. Р. Оуэн и его отношение к частной собственности, принципу личной заинтересованности. С. Сисмонди о политэкономии как нравственной науке. Рассуждения о несправедливом характере отношений распределения в буржуазном обществе. Обоснование неизбежности проблемы реализации в буржуазной экономике и роль государства в ее разрешении. Идея и практическая программа улучшения капитализма П.-Ж. Прудона. Требования к социалистическим программам и учениям.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 231.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...