Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Задания для самостоятельной работы
Вопросы:
1. В чем состоят исходные положения экономической теории К. Маркса? 2. Проблемы социальной справедливости и равенства в трактовке К. Маркса. 3. К. Маркс: теория прибавочной стоимости. 4. Структура и основные идеи первого тома «Капитала». 5. Структура и основные идеи второго тома «Капитала». 6. Структура и основные идеи третьего тома «Капитала». 7. Структура и основные идеи четвертого тома «Капитала».
Темы контрольных работ (рефератов):
1. Экономическое учение К. Маркса и его вклад в экономическую теорию. 2. Структура и предмет исследования первого тома «Капитала». 3. Структура и предмет исследования второго тома «Капитала». 4. Структура и предмет исследования третьего тома «Капитала». 5. Структура и предмет исследования четвертого тома «Капитала». 6. Сущность учения К. Маркса о ренте. 7. Элементы социализма в работах К. Маркса.
Тесты для самоконтроля:
1) К. Маркс считал, что прибавочная стоимость создается: 1. трудом, капиталом и землей 2. неоплаченным трудом рабочих 3. постоянным капиталом 4. переменным капиталом 2) Назовите предмет исследования первого тома «Капитала» К. Маркса: 1. процесс накопления капитала 2. процесс производства и обращения капитала 3. сфера обращения 4. сельскохозяйственное производство 3) Назовите, кем создается прибавочная стоимость: 1. промышленным рабочим 2. капиталистом 3. фермером 4. предпринимателем 4) К. Маркс считал, что политическая экономия – это наука: 1. о богатстве нации и способах его увеличения 2. о народном хозяйстве 3. об экономическом выборе в условиях редкости ресурсов 4. об экономических отношениях и законах на разных этапах общественного развития 5) Какая теория не принадлежит К. Марксу: 1. теория предельной полезности 2. теория капиталистического накопления 3. теория прибавочной стоимости 4. теория средней нормы прибыли и цены производства
Литература: 1. История экономических учений (под. ред. А.С. Квасова) – раздел II глава 7. 2. История экономических учений (А. Маркова, Ю. Федулов) – раздел II глава 7. 3. Горяинова, Л.В. История экономических учений – глава 3. 4. Воронкова, О.В. История экономических учений – глава 8.
Тема 5. Историческая школа в Германии
Предпосылки возникновения немецкой исторической школы. «Национальная система политической экономии» Ф. Листа. Предмет и метод политической экономии. Отрицание классических идей. Неприятие идеи «экономического человека». Теория производительных сил. Роль государства. Старая (В. Рошер, Б. Гильдебранд, К. Книс) и новая (Л. Брентано, Г. Шмоллер, К. Бюхер) историческая школа. Новейшая историческая школа. «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебера. В. Зомбарт о предпринимательстве, предпринимателе, конкуренции.
Задания для самостоятельной работы
Вопросы:
1. Предпосылки возникновения и этапы развития исторической школы в Германии. 2. Какие идеи обосновывал Ф. Лист в книге «Национальная система политической экономии»? 3. Как представители «старой» и «новой» исторической школ развили идеи Ф.Листа? 4. Почему представителей исторической школы принято относить к предшественникам институционального направления в экономической науке? 5. Сравните аргументацию взглядов на предмет и метод экономической науки классической и исторической школ экономической мысли. 6. Представители исторической школы о периодизации исторического развития (стадиях развития общества). 7. М. Вебер об идеальных типах хозяйства и роли протестантской этики в развитии капитализма.
Темы контрольных работ (рефератов): 1. Ф. Лист и его «Национальная система политической экономии». 2. Историческая школа Германии и этапы ее развития. 3. «Старая» историческая школа: представители и их основные идеи. 4. «Новая» историческая школа: представители и их основные идеи. 5. Экономическая роль государства в концепциях исторической школы. 6. Националистические идеи в работах В. Зомбарта. 7. Теория «идеальной бюрократии» М. Вебера.
Тесты для самоконтроля:
1) Какая школа в ХIХ веке наиболее широко рассматривала предмет экономической науки, включая в него право, политику, психологию, различные вопросы религии и культуры: 1. меркантилизм 2. австрийская школа 3. лозаннская школа 4. историческая школа 2) По Ф. Листу правительство Германии должно проводить экономическую политику, соответствующую взглядам: 1. классической политэкономии 2. физиократов 3. меркантилистов 4. неоклассиков 3) Представителем «новой» исторической школы Германии является: 1. В. Рошер 2. К. Книс 3. К. Бюхер 4. Б. Гильдебрант 4) Историческая школа Германии рассматривает в качестве предмета экономического анализа: 1. сферу производства 2. сферу обращения 3. объективные экономические законы 4. экономические и неэкономические факторы хозяйственной жизни 5) «Экономический национализм» как система политэкономии был изложен в книге, автором которой является: а) К. Маркс б) Ф. Лист в) М Вебер г) В. Рошер
Литература: 1. История экономических учений (под. ред. А.С. Квасова) – раздел II глава 8. 2. История экономических учений (А. Маркова, Ю. Федулов) – раздел II глава 8. 3. Воронкова, О.В. История экономических учений – глава 7. Тема 6. Экономические аспекты социалистических учений
Этапы развития социализма: античный социализм, социализм философов (утопический социализм), научный социализм. Критика капитализма. Попытка научного обоснования альтернатив капитализму. Представления о будущем обществе. Утопизм и значение раннего социализма. Т. Мор, Т. Кампанелла. Историческая теория А. Сен-Симона. Ш. Фурье о причинах экономических кризисов. Р. Оуэн и его отношение к частной собственности, принципу личной заинтересованности. С. Сисмонди о политэкономии как нравственной науке. Рассуждения о несправедливом характере отношений распределения в буржуазном обществе. Обоснование неизбежности проблемы реализации в буржуазной экономике и роль государства в ее разрешении. Идея и практическая программа улучшения капитализма П.-Ж. Прудона. Требования к социалистическим программам и учениям.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 231. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |