Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические рекомендации по подготовке к участию в семинарских занятиях, предусмотренных в рамках изучения курса.




 

Семинарские занятия являются одним из основных видов учебной работы, предусмотренных в рамках дисциплины «Введение в туристику». Сущность семинарских занятий заключается в том, чтобы решить задачи познавательного и воспитательного характера:

· в результате предварительной работы преподавателя и студентов над отобранным материалом,

· в обстановке непосредственного и активного общения,

· в процессе выступлений студентов,

· возникающей между ними дискуссии, а также

· обобщений преподавателя.

Семинарские занятия: стимулируют регулярное изучение студентами основной и дополнительной литературы по дисциплине; закрепляют знания, полученные студентами на лекциях и во время самостоятельной работы с литературой; расширяют круг знаний, а также способствуют их систематизации и структурированию.

Семинарские занятия формируют у студентов навыки устного публичного выступления, свободного ведения дискуссии, в том числе, оперирования специальной терминологией. Одной из главных целей проведения семинара является развитие способности к самостоятельному мышлению, формированию и аргументации собственной позиции, а также умению модифицировать эту позицию при столкновении с убедительными контраргументами.

    Семинарское занятие в рамках раздела № 1 на тему: «Отражение путешествия как социокультурного феномена в литературе о путешествиях».

предусмотрено для формирования интереса к путешествию, к чтению литературы путешествий. Задачами проведения семинарского занятия в рамках данного раздела являются: формирование и развитие способностей к самостоятельному анализу литературных текстов, глубокой и целостной интерпретации и квалифицированной оценке литературных источников.

В круг задач семинарских занятий входит формирование и развитие навыков публичных выступлений, ведения дискуссии. Одной из задач семинарских занятий в рамках данной учебной дисциплины является также формирование первичных навыков научной работы, стимулирование интереса к самостоятельному поиску новых идей и фактов. Таким образом, в рамках данной дисциплины семинарские занятия носят исследовательский характер, направлены на углубленную разработку частных случаев анализа литературных текстов.

Семинарские занятия в рамках данного раздела учебной дисциплины строятся на системе докладов, которые готовятся студентами по заранее выбранной ими теме. Примерные темы докладов приведены в настоящем учебно-методическом комплексе. В то же время студент может, по согласованию с преподавателем, самостоятельно сформулировать тему для своего выступления.

Доклады, разрабатываемые студентами для семинарских занятий в рамках изучения раздела «Путешествия и туризм как вид досуга и отдыха человека» – анализ корпуса текстов, основываются на развернутом анализе корпуса литературных текстов, объединенных темой путешествия. При проведении анализа литературных текстов для его последующего представления на семинарском занятии студент должен ответить на ряд вопросов:

· каков смысл путешествия, раскрываемый авторами в анализируемом им тексте (или текстах),

· какие факты приводятся авторами.

Обязательной частью проводимого анализа путешествия на основе литературы должен являться поиск и выстраивание возможных взаимосвязей с другими путешествиями данной эпохи, данного географического направления.

Важно помнить, что целью при подготовке доклада на семинарском занятии является проведение сравнительного анализа нескольких путешествий.

Обязательным требованием к докладу на семинарском занятии является его сопровождение компьютерной презентацией. Содержание презентации должно включать название темы доклада, его план, реферативное изложение его содержания, основные выводы. Презентация может включать демонстрацию отдельных кадров или целых фрагментов анализируемых путешествий, служащих для иллюстрации тех или иных положений доклада. Выступление предполагает знание географической карты, изображение которой необходимо использовать в презентации.

При оценке докладов используются наиболее существенные критерии, к которым относятся:

· глубина,

· самостоятельность,

· оригинальность предложенного студентом анализа выбранного путешествия.

В то же время, нельзя не отметить и некоторые формальные требования, которые предъявляются к докладам. Доклад должен иметь четкую структуру. Именно с целью выявления этой структуры всякое выступление на семинаре должно начинаться с изложения его плана. Изложение выводов, полученных студентом в результате анализа литературного текста, должно соответствовать требованиям логики, быть последовательным и доказательным, аргументация – полной и непротиворечивой. Выступление должно исключать неоправданные отступления от темы. В то же время тема доклада должна быть раскрыта.

Необходимо обратить внимание на то, что анализ, являющийся содержанием выступления на семинарском занятии, должен быть выполнен студентом самостоятельно. Безусловно, использование различных источников – основной и дополнительно литературы по разделу учебной дисциплины, научной, научно-популярной и художественной литературы – не только допустимо, но и приветствуется. Все источники, которыми студент пользовался при подготовке доклада, должны быть указаны в конце выступления на семинарском занятии.

Важным критерием при оценке выступления студента на семинарском занятии является соблюдение регламента. Продолжительность выступления не может превышать 15 минут. Необходимо также помнить о грамотности, стилистической выдержанности речи выступающего, корректности использования специальных терминов. Использование бытовой лексики и слов-паразитов, тавтология, стилистические и грамматические ошибки, а также чтение текста доклада с листа снижают впечатление от выступления и не могут не сказаться на его оценке.

    Семинарское занятие как форма учебной работы предполагает не только выступление студентов с докладами, подготовленными заранее, но и развернутую беседу по каждому из выступлений. Именно поэтому участие в семинаре – это еще и участие в такой беседе, предполагающее постановку вопросов, связанных с темой доклада, формулирование ответов на них, полемику как с авторами докладов, так и с другими студентами, участвующими в семинарском занятии. Более того, можно сказать, что именно вопросы и ответы на них, а также свободная дискуссия по каждому из вопросов семинарского занятия и составляют его основное содержание. Способность поставить вопрос, предложить свой вариант ответа, как и участие в дискуссии предполагают достаточно глубокую подготовленность по соответствующей теме. Именно поэтому подготовка к семинарскому занятию должна включать не только создание текста собственного выступления, но и знакомство с каждым из вопросов, выносимых на обсуждение на семинаре.

Семинарские занятия по разделам:

2. «Классификация видов и разновидностей туризма»

3. «Турист, типы туристов. Туристская мотивация и туристский интерес как факторы развития туризма».

4. Понятия «туристские ресурсы» и «туристская индустрия».

5. Туристские услуги, работы и товары. Турист как потребитель туристской услуги.

6. Туристика как комплекс наук о туризме.

строятся по такому же принципу, как и занятие№1.

 

        

 

Методические рекомендации по написанию эссе, предусмотренному как часть самостоятельной работы студента при изучении раздела № 3 «Турист, типы туристов. Туристская мотивация и туристский интерес как факторы развития туризма».

 

Подготовка эссе является одним из важных этапов обучения, предусмотренных в рамках дисциплины «Введение в туристику», а также одной из основных форм контроля выполнения студентом самостоятельной работы.

Показателями высокой степени овладения студентом необходимыми знаниями, умениями и навыками являются способность творчески применять полученные знания, формулировать собственные обоснованные суждения, целостные высказывания, аргументированную позицию по сложным содержательным проблемам. Эссе относится к заданиям высокого уровня сложности, позволяя проверить качество овладения студентом содержанием третьего раздела дисциплины «Введение в туристику», а также умениями воспринимать, анализировать, обобщать информацию, самостоятельно анализировать научную, научно-популярную, художественную  литературу, применять специальную лексику и терминологию, логично и последовательно излагать свои мысли, делать аргументированные выводы, строить письменную речь.

Эссе представляет собой прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на выбранную тему. Эссе выражает индивидуальные впечатления и субъективное мнение автора по определенному поводу или предмету и потому не претендует на объективность и полноту. Эссе – это литературный жанр, граничащий, с одной стороны, с литературным очерком, с другой - с философским трактатом. Эссеистический стиль предполагает образность, метафоричность, ассоциативность, афористичность, нередко интимную и разговорную интонации.

    Жанр эссе позволяет автору в свободной форме излагать мысли и суждения высказывать субъективную точку зрения, оригинально освещать материал. Эссе - это размышление на тему, мысли вслух, свободное выражение эмоций. Тема эссе и стиль его написания в полной мере зависят от индивидуального выбора автора. Именно отражение личности автора, его мыслей, чувств, отношения к миру – составляет основную цель написания эссе. Главная ценность эссе – в оригинальности авторских идей, нестандартности авторского взгляда, которые проявляются даже в размышлении на традиционную тему, основанную на широко известном материале. Поэтому допустимым будет сказать, что основная цель эссе – удивить читателя.

Тема эссе должна быть максимально конкретна, она может носить частный характер. Заголовок эссе может: отражать содержание работы или являться отправной точкой в размышлениях автора. Эссе представляет собой произведение малой формы. Задача при написании эссе состоит в том, чтобы выразить оригинальную авторскую позицию по выбранной теме по возможности кратко. В то же время эссе как один из литературных жанров предполагает свободу творчества в качестве условия своего создания, а потому точно определить требуемый объем эссе не представляется возможным.

Эссе – это сочинение свободное по композиции, которая подчиняется авторской логике, а не формальным требованиям. В то же время эссе должно обладать внутренним смысловым единством и гармонией, непротиворечивостью суждений; его ключевые тезисы и утверждения должны быть аргументированы.

Важно помнить, что эссе, выражающее личную позицию автора, не претендует на исчерпывающее раскрытие темы, на ее полный, законченный анализ. При написании эссе необходимо избегать как неясных, так и излишне «строгих» построений. Эссе предполагает акцент на активном использовании средств художественной выразительности: метафор, аллегорий, символов, сравнений. Использование многочисленных примеров, неожиданных параллелей, аналогий и ассоциаций для выражения личностного восприятия, субъективной позиции автора не только допустимо, но и приветствуется. Именно поэтому хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой.

Целью написания эссе по разделу № 3 «Турист, типы туристов. Туристская мотивация и туристский интерес как факторы развития туризма», предусмотренного в рамках дисциплины «Введение в туристику»,  является:

 для студента – продемонстрировать,

для преподавателя – проверить способность студента самостоятельно анализировать и интерпретировать свои туристские интересы, аргументированно излагать собственную оценку туристских ресурсов, образно выражать субъективные впечатления, полученные  от разнообразных источников – прозы, поэзии, музыки, изобразительного искусства и мотивирующие автора эссе к путешествию.

Структура эссе включает следующие компоненты:

введение, в котором обосновывается тема эссе, определяется исходная авторская позиция;

основную часть, в которой приводятся размышления автора по теме эссе, а авторская позиция аргументируется;

заключение, в котором суммируются сделанные выводы и приводится окончательная формулировка авторской позиции.

Каждый из параграфов, составляющих основную часть эссе, содержит: тезис, доказательство, иллюстрации, вывод, являющийся частью аргументации и ведущий к окончательной формулировке авторской позиции.

Первым этапом написания эссе является выбор региона и вида туризма. Материалом для написания эссе может стать любой вид искусства или несколько видов, послужившие источником возникновения туристского интереса.

    Вторым этапом написания эссе является изучение выбранного материала и связанной с ним литературы. Помните, что написание хорошего эссе предполагает подчас неоднократный просмотр тех источников – литературных, изобразительных, которые выбраны вами для анализа. Обратите внимание на литературу, на первый взгляд не связанную с выбранным вами материалом или даже с путешествием  как таковым: историческую, философскую, искусствоведческую, социологическую, культурологическую. Она может быть весьма полезной при написании эссе, поможет расширить круг затрагиваемых вопросов, рассмотреть их с разных позиций, выявить неожиданные аспекты рассматриваемой темы.

Изучив теоретический материал, окончательно сформулируйте тему эссе.

Третьим этапом написания эссе является формулировка вашей позиции по выбранной вами теме, определение системы аргументов для ее обоснования, логики ее изложения.

Выделите ключевой тезис или тезисы автора или авторов выбранных вами текстов. Прежде всего, подумайте о том, какова тема, раскрываемая автором или авторами выбранного вами текста или совокупности текстов. Как вы понимаете авторскую позицию, выраженную в этих текстах. Какими средствами выразительности пользуются авторы для ее артикуляции. Обратите внимание на особенности композиции, средств художественной выразительности. Подумайте, как эти средства выразительности используются в произведении, побудившем вас к путешествию.

Определите свою позицию по отношению к выделенным вами основным тезисам, выраженным авторами текстов. Сформулируйте аргументы вашей позиции по отношению к выбранному вами материалу, продумайте, какими иллюстрациями и доказательствами вы сможете воспользоваться. Такими аргументами, иллюстрациями и доказательствами могут быть указания на средства выразительности, используемые авторами рассматриваемого материала. Для наиболее полной и последовательной аргументации ваших тезисов попытайтесь выстроить возможные взаимосвязи выбранного вами источника  с другими источниками – литературными, музыкальными, живописными, архитектурными и т.д.

Продумайте последовательность изложения ваших основных тезисов и сопровождающих их аргументов. Изложите ваши тезисы и аргументы в определенной вами последовательности. Напишите ведение к эссе, указав обстоятельства, ставшие причиной выбора кинематографического материала, аргументировав формулировку темы эссе. Во введении вы можете сразу выделить как основные тезисы авторов рассматриваемых вами кинематографических текстов, так и вашу авторскую позицию по отношению к этим тезисам. Подумайте, какие литературные приемы вы можете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более живым и интересным. Напишите окончательный вариант эссе, осуществив литературную обработку вашего текста.

При оценке эссе наиболее существенными критериями являются новизна заявленной темы, глубина и оригинальность авторской позиции, логичность и непротиворечивость аргументации, широта демонстрируемой автором эрудиции.

    Эссе должно представлять собственную точку зрения, позицию, отношение автора к заявленной теме. Тема эссе должна быть раскрыта. В то же время эссе должно включать только ту информацию, которая необходима для высказывания и аргументации авторской позиции.

Эссе должно восприниматься как единое целое, его идея должна быть ясной и понятной. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль. Изложение выводов должно соответствовать требованиям логики, быть последовательным и доказательным, аргументация – убедительной, полной и непротиворечивой.

Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи, корректно употребляя специальную терминологию. Язык, которым написано эссе, должен быть стилистически выдержанным, по возможности ярким и образным.

Правила оформления эссе.

Эссе должно быть снабжено титульным листом, на котором указываются: название министерства, вуза, факультета, выпускающей кафедры; тема эссе; ФИО студента, выполнившего эссе; ФИО, ученая степень, ученое звание преподавателя, проверяющего эссе; город, год.

Используется шрифт Times New Roman, 14 кегль, междустрочный интервал 1,5.

Объем эссе должен составлять от 15 до 20 тысяч знаков с пробелами.

Сноски и список использованных источников, если они есть, должны быть оформлены в соответствии с ГОСТ 7.1. - 2003.

 

Предлагаемые темы для написания эссе:

1. Рассказ Константина Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и музыка Эдварда Грига как источники формирования интереса к путешествию в Норвегию.

2. Мир мумми-троллей в творчестве Туве Марики Янссон как источник формирования интереса к путешествию в Финляндию.

3. Фильм «Девушка с жемчужной сережкой» как фактор формирования туристского интереса к городам Дельфт и Гаага.

4. Пейзажи «малых голландцев» как фактор формирования интереса к Нидерландам.

5. Пейзажи И.И.Шишкина как фактор формирования туристского интереса к природе Центральной полосы России.

6. Пейзажи К.-Д.Фридриха как фактор формирования туристского интереса к Северной Германии.

7. Пейзажи художников Барбизонской школы как фактор формирования туристского интереса к окрестностям Парижа.

8. Первый бранденбургский концерт И.С.Баха как фактор формирования туристского интереса к земле Бранденбург и окрестностям Берлина.

9. Описания Лондона в произведениях английских писателей как средство формирования туристского интереса к британской столице.

10.  Поэзия Роберта Бёрнса как средство формирования туристского интереса к Шотландии.

11. Фильмы с участием Греты Гарбо как средство формирования туристского интереса к Швеции.

12. Фильмы Лукаса Мудисона как средство формирования туристского интереса к Швеции.

13. Фильмы И.Бергмана как средство формирования туристского интереса к Швеции.

14. Романы Майгуль Аксельсон как средство формирования туристского интереса к Швеции.

15. Петербург в графических произведениях художников «серебряного века» как средство формирования туристского интереса к Петербургу.

16. Поэзия А.С.Пушкина как средство формирования туристского интереса к Петербургу.

17. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» как средство формирования туристского интереса к Петербургу.

18. Книга "Москва и москвичи" Владимира Гиляровского  как средство формирования туристского интереса к Москве.

19. Экранизация романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» как средство формирования туристского интереса к Москве.

20. Живопись импрессионистов как средство формирования туристского интереса к Парижу.

21. Исторические фильмы, посвященные Франции, как средство формирования туристского интереса к Парижу и регионам Франции.

22. Сказки Шарля Перро как средство формирования туристского интереса к Франции.

23. Живопись Клода Моне как средство формирования туристского интереса к Живерни.

24. Роман Г.Флобера «Мадам Бовари» как средство формирования туристского интереса к Руану.

25. Творчество Густава Климта как средство формирования туристского интереса к Вене.

26. Творчество Отто Вагнера как средство формирования туристского интереса к Вене.

27. Творчество Ф.Б.Растрелли как средство формирования туристского интереса к Петербургу.

28. Творчество Ф.Брунеллески как средство формирования туристского интереса к Флоренции.

29. Итальянские стихи И.Бродского  как средство формирования туристского интереса к Италии.

30. Итальянские стихи А.Блока  как средство формирования туристского интереса к Италии.

31. Роман Э.М.Ремарка «Триумфальная арка» как средство формирования туристского интереса к Парижу.

 

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

Культуры и искусств»

Факультет культуры семьи и детства

Кафедра туризма и социально-культурного сервиса

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 345.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...