![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
МАТЕРИАЛЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ И ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ
Практическое занятие № 1 Социальная тематика в творчестве советских и современных российских публицистов: сходство и различие проблемных полей 1. Определить основную тематическую направленность анализа советскими и российскими публицистами острых социальных проблем, (отобрать по 10-15 текстов в каждом периоде) а) в 70-х – первой половине 80-х гг. (эпоха застоя) б) во второй половине 80-х (период перестройки) в) в 90-е (смутное время) г) 2000 – 2008 гг. (правление президента В.В. Путина) д) 2008 – 2012 гг. (правление президента Д.А. Медведева) 2. Провести сравнительный анализ и классификацию проблематики, определить сходство и различие проблемных полей в каждом периоде. 3. Определить сквозные проблемы, т.е. свойственные для всех периодов. Литература Основная 1. Социология журналистики: Учебное пособие для вузов по направлению и специальности «Журналстика» / Под редакцией С.Г. Корконосенко. – М.: Аспект Пресс. – 2004. 2. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации : учебник для вузов по специальности "Связи с общественностью". - Санкт-Петербург: Питер, 2003. 3. Шарков Ф.И. Социология массовой коммуникации : в 2 ч. : учебное пособие для вузов. - Москва : Социальные отношения. - 2002. Дополнительная 1. Дарендорф Р. Тропы из утопии. – М.: Праксис. – 2002. 2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Общ, ред. и предисл. П.С. Гуревича. — М.: Издательская группа «Прогресс» — «Политика», 1992. 3. Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие / Пер. с англ. под ред. А.Ф. Филиппова; Ин-т "Открытое о-во". - М.: Аспект-Пресс, 1996. 4. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник для вузов /Под редакцией проф. В.И. Добренькова. – М. Гардарики. – 2001. 5. Дзялошинский И.М. Российские СМИ: противостояние матриц/Российские СМИ и журналистика в новой реальности: Материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 75-летию журналистского бразования на Урале (Екатеринбург, 14 – 15 апреля 2011 г.) / Ф-т журналистики Урал. гос. ун-та [Электронный ресурс]. Екатеринбург, 2011. 6. Журналистика и социология/ Под редакцией И.Д. Фомичевой. – М.: МГУ. – 1995. 7. Конецкая В. П. Социология коммуникации. – М.: Международный университет бизнеса и управления. –1997. 8. Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. — М.: «Аванти плюс», 2003. 9. Прохоров Е.П. Методология – предмет «новой парадигмы» социологического знания // Социс. – 1994, №2. – С. 35–39; см. также Социология журналистики /Под ред. Е.П. Прохорова. – М., 1981. 10. Российская социологическая энциклопедия / Под общей редакцией академика РАН Г.В. Осипова. – М.: Норма-Инфра-М. – 1998. 11. Свитич Л. Г. Социология журналистики: Учебное пособие. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2005. 12. Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность. // Питирим Сорокин. «Человек. Цивилизация. Общество». (Серия «Мыслители XX века»). М., 1992. 13. Сорокин П.А. Социология революции. – М: РОССПЭН. – 2004. 14. Социологияжурналистики. Конспект лекций/Авт.-сост. Е. И. Дмитриев – Минск: БГУ, 2001. 15. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М.: Омега-Л. – 2007. Практическое занятие № 2 СМИ как социальный институт И его субинституциональные составляющие 1. Описать институциональную структуру СМИ, используя понятия «социальный институт», «субинституциональное образование», «СМИ», «журналисика», «пресса», «печать», закон «О СМИ», «надзорные органы». 2. Провести интерпретацию понятий «печать» и «пресса». Выявить различия в лексико-семантическом и эмпирическом использовании этих понятий; определить место обозначаемых данными понятиями явлений и процессов в институциональной структуре СМИ. 3. Определить, к какому типу относятся современная российская система СМИ в соответствии с теоретическим подходом Ф. Сиберта, У. Шрамма и Т. Питерсона. Обосновать свою позицию. 4. Определить формы проявления и характер выражения в региональной печати, телевидения и радио: «теории повестки дня», «теории свободной печати», «теории стереотипных капсул». Обосновать свою точку зрения проведенным анализом одного из видов СМИ за последние 2 года? Литература Основная 1. Социология журналистики: Учебное пособие для вузов по направлению и специальности «Журналстика» / Под редакцией С.Г. Корконосенко. – М.: Аспект Пресс. – 2004. 2. Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы (Four theories of the press); пер. с англ. М. Полевой. - Москва: Вагриус, 1998. 3. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации: учебник для вузов. - Санкт-Петербург: Питер. – 2003. 4. Социология: история и современность : учебное пособие для вузов : рек. М-вом общего и проф. образования РФ / Ю. Г. Волков и др.; отв. ред. Ю. Г. Волков. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. Дополнительная 1. Грушин Б. А. Горький вкус невостребованности. Опубликовано: // Российская социология 60-х годов в воспоминаниях и документах». - СПб.: РХГИ. - 1999. 2. Грушин Б. А. Мнения о мире и мир мнений: Проблемы методологии исследования общественного мнения. М., 1967. 3. Дзялошинский И.М. Российские СМИ: противостояние матриц/Российские СМИ и журналистика в новой реальности: Материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 75-летию журналистского бразования на Урале (Екатеринбург, 14 – 15 апреля 2011 г.) / Ф-т журналистики Урал. гос. ун-та [Электронный ресурс]. Екатеринбург, 2011. 4. Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. - http://www.smi.ru/99/10/04/419850.html 5. История советской социологии 1950—1980-х годов: Курс лекций. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2001. 6. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М.: ГУ ВШЭ. - 2000. 7. Российская социология шестидесятых годов в воспоминаниях и документах / Отв. ред. и авт. предисл. Г.С. Батыгин; Ред.-сост. С.Ф. Ярмолюк. - СПб.: Русский христианский гуманитарный институт, 1999. 8. Свитич Л.Г. Социология журналистики. Учебное пособие. – М.: ИМПЭ. - 2005. 9. Социологияжурналистики. Конспект лекций/Авт.-сост. Е. И. Дмитриев – Минск: БГУ, 2001. 10. Этапы развития социологической мысли/Общ, ред. и предисл. П.С. Гуревича. — М.: Издательская группа «Прогресс» — «Политика», 1992. Практическое занятие 3 Функционирование социологической информации в работе СМИ 1. Определить основные проблемы социальной направленности и характер предлагаемых проектов их разрешения в публицистике современных региональных СМИ: 1.1 выбрать издание – областное, городское или районное (обосновать свой выбор); 1.2 отобрать 5 публицистических статей за последний год (желательно по одной тематике социальной или социально-правовой направленности); 1.3 обосновать, в чем заключается социальный характер данных публикаций; 1.4 выделить характерные для данных статей признаки социальной аналитики; 1.5 какие содержательные формы свойственны выбранным публикациям: социальное предвидение, социальный прогноз, социальный проект? Почему Вы так считаете? Аргументируйте примерами из выбранных вами статей. 2. Определить тип аудитории, на которую ориентируется, выбранное Вами СМИ: 1.1 духовно-личностный, 1.2 профессионально-функциональный, 1.3 потребительский. Аргументируйте свои выводы. 3. Найдите соответствия, определенного Вами типа аудитории критериям классификации западной социологии СМИ, в которой аудитории делят на традиционалистов, прогрессистов и радикалов. Аргументируйте свои выводы. Литература Основная 1. Социология журналистики: Учебное пособие для вузов по направлению и специальности «Журналстика» / Под редакцией С.Г. Корконосенко. – М.: Аспект Пресс. – 2004. 2. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации : учебник для вузов по специальности "Связи с общественностью". - Санкт-Петербург: Питер, 2003. 3. Шарков Ф.И. Социология массовой коммуникации : в 2 ч. : учебное пособие для вузов. - Москва : Социальные отношения. - 2002. Дополнительная 1. Авансы и долги // Новый мир,1987, №6. 2. Прозревшие // Российская газета. - Федеральный выпуск, 07.11.2011, №5625 (249). 3. Свитич Л. Г. Социология журналистики: Учебное пособие. – М.: ИМПЭ. - 2005. 4. Смирнова М. Г.. Социологические исследования печати, радио и телевидения в развитых капиталистических странах. Учебно-метод. пособие. —М.: МГУ. - 1984. 5. Социология журналистики. Конспект лекций/Авт.-сост. Е. И. Дмитриев – Минск: БГУ, 2001. 6. Энциклопедический словарь – http://www.edudic.ru/bes/50732/ Практическое занятие № 4 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 463. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |