Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Объем дисциплины и виды учебной работы




Вид учебной работы Всего часов Семестры
Общая трудоемкость дисциплины 72  
Аудиторные занятия 36 7
Лекции 18  
Практические занятия 18  
Лабораторные работы    
Самостоятельная работа 36  
Вид итогового контроля зачет 7

Тематический план

№ п.п. Тема Аудит СР
1. Предмет и задачи курса 4 4
2. Основные социологические теории СМИ 4 4
3. Социологическая информация в работе редакции 4 4
4. Структура социологического исследования 4 4
5. Особенности применения метода контент-анализа в социологии журналистики 6 6
6. Социологические методы в журналистике 6 6
7. Основы рейтинговых измерений 4 4
8. Социологическая культура в журналистике 4 4
  Итого: 36 36

.

ОЗО. Тематический план

1. Предмет и задачи курса    
2. Основные социологические теории СМИ    
3. Социологическая информация в работе редакции    
4. Структура социологического исследования    
5. Особенности применения метода контент-анализа в социологии журналистики    
6. Социологические методы в журналистике    
  ИТОГО    

 

Содержание курса

Предмет и задачи курса. Изученность и библиография социологии журналистики.

Основные социологические теории СМИ.  Место журналистики в институциональном порядке СМИ  - один из субъинститутов и вид деятельности, обеспечивающий функционирование социального института СМИ. Социология СМИ и другие специальные социологические теории - исследования У. Липпмана, Ч. Кули, П. Лазарсфельда, Б. Берельсона, Э. Годэ.«Четыре теории прессы» Ф. Сиберта, У. Шрамма и Т. Питерсона. Г. Маклуэн и его «Галактика Гуттенберга». Теория и практика изучения общественного мнения, разработанная Д. Гэллапом. Институт демоскопии Э. Ноэль и теория прецизионная журналистики. М. Кастельст и еготеория информационного общества. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса. История развития отечественной социологии СМИ

Социологичсекая информация в работе редакции. Области прикладного применения социологии в журналистике. Социологическая грамотность как показатель профессионализма журналиста. Направления и виды социологических исследований СМИ. Публицистика как форма социальной аналитики. Основные характеристики социологического мышления журналиста. Аудитории СМИ, основные понятия и характерные признаки. Методы исследования аудиторий.

Структура социологического исследовании. Этапы социологического исследования. Особенности создания программы социологического исследования. Разделы программы исследования – методологический, методический и процедурный этапы разработки программы. Кабинетное и полевое исследование. Выборочное исследование. Понятия репрезентативности, репрезентативного и нерепрезентативного исследования. Понятие выборки и виды выборки. Репрезентативные выборки: вероятностная, или случайная, квотная, стратифицированная, районированная, серийная (гнездовую, кластерную) – их характерные свойства и особенности использования при проведении социологического исследования в области журналистики. Нерепрезентативные выборки их свойства и особенности применения: стихийная выборка, типологическая выборка, выборка максимальной вариации, выборка однородных (гомогенных) объектов, цепная выборка по методу «снежного кома». Количественное и качественное исследования, их особенности и принципиальное различие. Этапы и процедуры сбора и обработки социологической информации. Представление результатов социологического исследования. 

Социологические методы в журналистике. Опросы в социологии и журналистике.

Анкетирование и виды используемых при его проведении инструментов – раздаточная анкета, почтовая анкета, прессовая анкета, интернет-опрос.

Интервьюирование, инструменты и техники его проведения: массовое, экспертное, индивидуальное, групповое, бинарное, стандартизированное, нестандартизированное, полустандартизированное интенсивное (клиническое), фокусированное, нарративное, ненаправленное, документальное, интервью мнений, личное, телефонное, интерактивное.

Наблюдение и его виды: активное, пассивное, структурированное, неструктурированное, полевое, лабораторное, случайное, систематическое, включенное участие, невключенное, открытое, скрытое, стимулирующее. Роли наблюдателя в процессе проведения включенного наблюдения, документы наблюдения.

Эксперимент как метод исследования в социологии и журналистике. Типы экспериментов – естественный, лабораторный, последовательный, параллельный. Виды полевых документов, используемых для фиксации процесса и полученных в ходе эксперимента результатов.

Социологическая культура в журналистике.Распространенные ошибки при публикации социологических данных в СМИ и способы их устранения.  Понятие культуры социологического мышления. Социологическое мышление как составляющая культуры интеллектуальной деятельности.

Формы и содержание социологических публикаций и материалов в СМИ.

Основная литература

Гартон Э. Паблисити: жми сюда. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер. – 2003.

Кочеткова А.В. Медиапланирование : учебно-практическое пособие. – М.: РИП-холдинг. – 2003.

Романов А.А. Маркетинговые коммуникации. – М.: Эксмо. – 2006.

Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы (Four theories of the press); пер. с англ. М. Полевой. - Москва: Вагриус, 1998.

Социологический словарь / отв. ред.: Г. В. Осипов. - Москва: Норма. - 2008.

Социология журналистики: Учебное пособие для вузов по направлению и специальности «Журналстика» / Под редакцией С.Г. Корконосенко. – М.: Аспект Пресс. – 2004.

Социология: история и современность : учебное пособие для вузов : рек. М-вом общего и проф. образования РФ / Ю. Г. Волков и др.; отв. ред. Ю. Г. Волков. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007.

Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации : учебник для вузов по специальности "Связи с общественностью". - Санкт-Петербург: Питер, 2003.

Шарков Ф.И. Социология массовой коммуникации : в 2 ч. : учебное пособие для вузов. - Москва : Социальные отношения. - 2002.

Щепилов К.В. Медиаисследования и медиапланирование. – Москва.: РИП-холдинг. – 2004.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования : Описание, объяснение, понимание социальной реальности: учебное пособие / В. Я. Ядов. - Москва : ОМЕГА-Л, 2007.

Дополнительная литература

Аверьянов Л.Я. Контент- анализ. – М., 2007 - http://sbiblio.com/biblio/archive/averjanov_kontent/

Алексеев А.Н. Драматическая социология и социологическая ауторефлексия. - СПб.: Норма, 2003. http://www.kiis.com.ua/txt/pdf/book/book.html

Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Общ, ред. и предисл. П.С. Гуревича. — М.: Издательская группа «Прогресс» — «Политика», 1992.  

Балабанов А.В. Занимательное медиапланирование. – М.: РИП-холдинг, 2001.

Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие / Пер. с англ. под ред. А.Ф. Филиппова; Ин-т "Открытое о-во". - М.: Аспект-Пресс, 1996.

Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004.

Бузин В.А. Основы медиапланирования : курс лекций. – М.: Междунар. ин-т рекламы. – 2002.

Бурдье П. За социологию социологов./Сб. Пространство и время в современной социологической теории / Отв. ред. Ю.Л. Качанов. — М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2000. -http://bourdieu.name/content/burde-za-sociologiju-sociologov

Васильева Е.Г. Методика и техника конкретного социологического исследования. – Волгоград: Изд-во ВолГУ. – 2000.

Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник для вузов /Под редакцией проф. В.И. Добренькова. – М. Гардарики. – 2001.

Ворошилова А.А. Антология научных исследований в области манипуляции сознанием: монография. - Красноярск: СибГАУ, 2007.

Гидденс Э. Десять тезисов о будущем социологии//Альманах THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. – М.: Начала-пресс. – Зима, 1993.

Гидденс Э. Социология // Социс. - №2. – 1994.

Глазунова Н. Зачем обществу себя изучать? – http://theoryandpractice.ru/posts/185-zachem-obshchestvu-sebya-izuchat

Гоббс Т. Левиафан. – М.: Мысль, 2001.

Голосенко И.А. Исторические судьбы идей Огюста Конта: трансформация позитивизма в русской социологии XIX-XX веков // Социологические исследования. - М., 1982, №4.

Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований : учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та. - 1988.

Грушин Б. А. Горький вкус невостребованности // Российская социология 60-х годов.

Грушин Б. А. Мнения о мире и мир мнений: Проблемы методологии исследования общественного мнения. М., 1967.

Дарендорф Р. Тропы из утопии. – М.: Праксис. – 2002.

Дзялошинский И.М. Российские СМИ: противостояние матриц/Российские СМИ и журналистика в новой реальности: Материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 75-летию журналистского бразования на Урале (Екатеринбург, 14 – 15 апреля 2011 г.) / Ф-т журналистики Урал. гос. ун-та [Электронный ресурс]. Екатеринбург, 2011.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004.

Доган М. Фрагментация социальных наук и перераспределение специальностей вокруг социологии // Международный журнал социальных наук, №3. – 1994.

Журналистика и социология /Под редакцией И.Д. Фомичевой. – М.: МГУ. – 1995.

Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. - http://www.smi.ru/99/10/04/419850.html

Зборовский Г.Е.Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004.

История советской социологии 1950—1980-х годов: Курс лекций. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2001.

Йоргенсен М.В., Филлипс Л.Д. Дискурс-анализ. Теория и метод /Пер. с англ. – Харьков: Гуманитарный центр. – 2008.

Калужская М.В. Рейтинговая система оценивания. Как? Зачем? Почему? – М.: Чистые пруды. – 2006.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. — М.: ГУ ВШЭ, 2000.

Кихтан В.В. Информационные технологии в журналистике. – Ростов н/Д: Феникс. – 2004.

Климин А.И. Медиапланирование своими силами. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер. – 2008.

Конецкая В.П. Социология коммуникации. – М.: Международный университет бизнеса и управления. –1997.

Кропотов Л. А. Журналистика на путях социологии. – Свердловск. – 1976.

Култыгин В.П. Современные зарубежные социологические концепции. – М.: Союз. – 2000.

 Лапин Н.И. Когда и как Огюст Конт ввел термин «sociologie» // «Социс», №4, 2003.

Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. — М.: «Аванти плюс», 2003.

Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. — М. Прогресс, 1978.

Овсянников В.Г. Методология и методика в прикладном социологическом исследовании. - Ленинград : Изд-во Ленингр. ун-та. – 1989.

Олешко В. Ф. Социожурналистика: Прагматическое моделирование технологий массово-коммуникационной деятельности. - Екатеринбург, 1996.

Пазовский А.М. Забастовки в ПАТП: игры по правилам или игры без правил?// ЭКО, №12. – 2000. 

Пазовский А.М., Хенкин М.Е. Забастовки в ПАТП: игры по правилам или игры без правил?// ЭКО, № 10. – 2000.

Прозревшие // Российская газета. - Федеральный выпуск, 07.11.2011, №5625 (249).

Прохоров Е.П. Методология – предмет «новой парадигмы» социологического знания // Социс. – 1994, №2. – С. 35–39; см. также Социология журналистики /Под ред. Е.П. Прохорова. – М., 1981. 

Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. – М.: Прогресс. – 1972.

Радиожурналистика /Под редакцией профессора A.A. Шереля. – М.: Изд-во МГУ, 2000

Российская социологическая энциклопедия / Под общей редакцией академика РАН Г.В. Осипова. – М.: Норма-Инфра-М. – 1998.

Российская социология шестидесятых годов в воспоминаниях и документах/ Отв. ред. и авт. предисл. Г.С. Батыгин; Ред.-сост. С.Ф. Ярмолюк. - СПб.: Русский христианский гуманитарный институт, 1999.

Санжаревский И.И., Титаренко В.А. История, методология и техника исследования проблем общества и личности в социологии. http://politlogia.narod.ru/s/SANZ_SOC/g-013.htm 

Свитич Л. Г. Социология журналистики: Учебное пособие. – М.: ИМПЭ им. А.С. Гри­боедова, 2005.

Смелсер Н. Социологические теории //Международный журнал социальных наук, №3. – 1994.

Смирнова М. Г. Социологические исследования печати, радио и телевидения в развитых капиталистических странах. Учебно-метод. пособие. —М., 1984.

Солонин Ю. Н. Журналист и его сознание: в защиту профессионализма // Журналист. Пресса. Аудито­рия. Вып. 4 / Под ред. И. П. Лысаковой. - Л., 1991.

Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность. // Питирим Сорокин. «Человек. Цивилизация. Общество». (Серия «Мыслители XX века»). М., 1992.

Сорокин П.А. Социология революции. – М: РОССПЭН. – 2004.

Социология журналистики. Конспект лекций/Авт.-сост. Е. И. Дмитриев – Минск: БГУ, 2001.

Урсу Н. Причины актуализации использования технологий политического манипулирования в СМИ современной России // Власть, №1 -2012’01.

Федотова Л.Н. Анализ содержания - социологический метод изучения средств массовой коммуникации. – М.: Ин-т социологии РАН, 2001.

Федотова Л.Н. К истории исследований общественного мнения. - Социологические ис­следования. 1980, № 4.

Фомичева И. Д. Социология СМИ: Учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2007.

Цуладзе А. Большая манипулятивная игра. - М.: Алгоритм, 2000.

Цыганов В.В. Информационные войны в бизнесе и политике: теория и методология. – М.: Академический Проект. – 2007.

Шалак В.И. Современный контент-анализ. Приложения в области: политологии, рекламы, социологии, экономики, психологии, культурологи. – М.: Омега-Л. – 2009.

Шарков Ф.И. Консалтинг в связях с общественностью : учебник для вузов по специальности "Связи с общественностью". – М.: Экзамен. – 2005.

Шейнов В. П. Пиар "белый" и "черный": Технология скрытого управления людьми – М.: АСТ; Минск: Харвест. – 2007.

Шмелев А.Г. Продуктивная конкуренция: опыт конструирования объединительной концепции: проблемы формирования открытого общества в России. – М.: Магистр. – 1997.

Шмелев Н. П. Авансы и долги // Новый мир,1987, №6;

Шумаков Г. Е. К участникам русско-японской войны // Социология в России ХIХ – начала ХХ века. – М., 1997. – Вып. 2.

Шумилина Т. В. Методы сбора информации в журналистике. – М., 1983.

Энциклопедический словарь – http://www.edudic.ru/bes/50732/

Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М.: Наука, – 1987.

Периодические издания

Журнал «Социс»

«Социологический журнал»

«Альманах социальных исследований»

«Телескоп» - журнал социологических и маркетинговых исследований

«Журнал социологии и социальной антропологии»

Журнал «Среда»

Интернет-ресурсы

Академические НИИ

http://www.cemi.rssi.ru/isesp/ - Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН. Структура, направления деятельности, персоналии, публикации, библиография, журнал.

http://www.cemi.rssi.ru/ - Центральный экономико-матемаический институт РАН. Обширнейший сайт, содержащий самую разнообразную информацию. Содержит информацию и по социологии.

http://www.chat.ru/~isocio/ – Кабинет научной литературы Института Социологии РАН. http://www.isras.rssi.ru/INSTITUTE_OF_SOCIOLOGY.htm – Институт социологии РАН.

http://www.cpc.unc.edu/rlms/ – RLMS - Russia Longitudinal Monitoring Survey. Исследования России зарубежным институтом (на англ.). Демографическое положение, экология, демократия, финансовое положение и т. д.

http://www.rags.ru/sc/s_center.htm – Информационно-аналитическое управление РАГС. Содержит несколько исследований с описанием и графиками: установки сознания и политические предпочтения избирателей.
    http://www.eawarn.ru/ – центр по изучению и урегулированию конфликтов института этнологии и антропологии РАН.
    http://www.nw.ru/sociolog/ – Институт Социологии РАН, Санкт-Петербургский филиал. http://www.ispr.ras.ru/ – ИСПИ РАН.
    http://niiss.ru – НИИ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ при МГУ им М.В. Ломоносова.

http://www.mpsf.org/index.html Московский общественный научный фонд. Достаточно подробный сайт с интересной информацией, в частности статьи, опубликованные фондом.

http://www.ras.ru/russian/RAS/ofcpp.html – ОТДЕЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ, СОЦИОЛОГИИ, ПСИХОЛОГИИ И ПРАВА РАН. Информация об отделении, входящих в него институтах, людях, публикациях.

http://www.riisnp.ru/ – Российский независимый институт национальных и социальных проблем.

 http://www.opinio.msu.ru/ - – Центр социологических исследований МГУ им.М.В.Ломоносова.

http://www.informika.ru/windows/goscom/cinorgan/socio/first_pg.html Центр социологических исследований.

 http://nisots.nm.ru/ Научно-исследовательский социологический центр Нижегородского государственного университета. Профессионально оформленный сайт. Есть и публикации, и отчёты, и ссылки на ресурсы в сети.

http://www.ieie.nsc.ru/ Институт Экономики и Организации Промышленного Производства СО РАН, поддерживает такие сайты как:
http://ieie.nsc.ru:8101/~rokos/nesch/ НОВОСИБИРСКАЯ ЭКОНОМИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА. Представлять эту организацию нет необходимости. Самую подробную информацию Вы прочтёте на самом сайте.

http://socionet.ru/ Cоционет - информационное пространство по общественным наукам. Соционет представляет собой механизм виртуальной интеграции существующих в Интернете разнородных информационных ресурсов по общественным наукам, децентрализованных как по их расположению на серверах различных организаций, так и по форме ответственности за их содержание.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 506.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...