![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Требования к уровню освоения содержания дисциплиныСтр 1 из 10Следующая ⇒
УТВЕРЖДЕНА
ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОПД. Ф.18. Социология журналистики (код по УП) (наименование дисциплины)
Специальность 030601 «Журналистика» Квалификация: журналист Составитель: А.М. Пазовский, к. социолог. н., доцент Новосибирск 2012 ВЫПИСКА ИЗ ГОССТАНДАРТА ОПД.Ф.18. Социология журналистики Социология журналистики как предметная область социологии. Формирование социологической грамотности и культуры журналиста. История развития социологии журналистики. Социология журналистики и потребности практики средств массовой информации. Задачи, объекты, направления, типы, виды социологических исследований. Теоретическая база, основной понятийный аппарат. Особенности организации исследований в области социологии журналистики. Этапы и процедуры исследований. Социологическая теория функционирования средств массовой информации. Социальные функции СМИ и их социологический анализ. Социологический подход к процессам производства, распространения и потребления массовой информации. Социологическое знание в процессе обоснования типа, концепции и программы органа информации и их реализации. Виды и задачи соответствующих исследований. Роль социологических методов и информации на других этапах работы редакции и журналиста. Аудитория средств массовой информации (в целом, отдельных изданий, каналов, программ). Понятия целевой (базовой), потенциальной, реальной аудитории. Социальные потребности как объективная основа информационных потребностей. Субъективные и объективные характеристики аудитории: информационные потребности, интересы, мотивы обращения к СМИ, запросы, ожидания, характеристики потребления массовой информации. Задачи и методы комплексных социологических исследований аудитории СМИ. Медиаметрические исследования аудитории как направление социологии журналистики и информационного маркетинга. Количественные и качественные методы аудиторных исследований. Интервьюирование (очные, телефонные и электронные опросы), анкетирование, дневники, фокус-группы, технические методы замеров аудитории. Типы выборок. Анализ данных, их комментирование. Итоговые документы аудиторных исследований (стандартизация показателей, табличные и графические способы представления данных). Тенденции информационного поведения аудитории современных российских СМИ и ее отношения к ним. Задачи и методы изучения текстов массовой информации. Качественные и качественно-количественные методы. Особенности конструирования выборок. Контент-анализ и его разновидности. Качественный анализ (в том числе экспертное чтение). Особенности социологического анализа печатной и аудиовизуальной информации. Новые возможности анализа текстов массовой информации с использованием компьютерной техники, на базе электронных версий СМИ. Задачи и методы изучения редакционной почты. Возможности контент-аналитической техники. Принципы и методы разработки кодификаторов. Общественное мнение как социальный феномен, его роль в демократическом обществе и в процессе функционирования СМИ. Направления, особенности и методы изучения общественного мнения. Социологическая информация на страницах печати, телевидения, радио, в сетевых СМИ. Надежность и достоверность социологической информации, правила работы с нею в журналистике (критерии отбора, интерпретации, комментирования, способы представления СМИ). Правовые и иные формы регулирования. Владельцы СМИ, учредители органов информации и их социологическое изучение. Редакция и журналист как объекты социологии журналистики. Задачи и методы исследований. Социология журналистского образования. Черты социологического портрета современного российского журналиста. Социологическая литература и периодика. Социологические центры, их специализация. Каналы распространения социологической информации. Принципы сотрудничества редакций и журналистов с социологической организацией. Права и обязанности заказчика и исполнителя. Редакционные социологические исследования. Оперативные опросы (в том числе в формах интерактивной журналистики): репрезентативность, границы выводов. Специализированная социологическая служба органа информации. Пояснительная записка По циклу общепрофессиональных дисциплин в области социологии журналистики специалист должен: Знать: сущность СМИ как вида социальной коммуникации и социального института, ориентироваться в их функциях, содержании ролей основных участников процесса производства, потребления и распространения информации; понимать суть взаимодействия СМИ и аудитории, социальный смысл участия общества в коммуникации; быть осведомленным относительно направлений, содержания и методов теоретических и эмпирических исследований СМИ; Уметь: находить источники социологических данных о функционировании СМИ на основе их анализа оценивать деятельность конкретных каналов и изданий; быть способным использовать полученное социологическое знание в своей профессиональной деятельности; Владеть: навыками формирования заказа на проведение исследований специальными центрами, а также (в рамках имеющихся возможностей) организации необходимых редакционных исследований. Работа в курсе "Социология журналистики" строится на основе изучения методов проведения социологических исследований текстов, аудиторий, использования социологических методов сбора и обработки информации в журналистике. С этой целью практические занятия проводятся в полевых условиях, направлены на максимально приближенным к проведению реальных социологических исследований. На практических занятиях используются разные формы организации деятельности студентов: индивидуальные, парные и групповые. В курсе "Социология журналистики" студенты самостоятельно изучают ряд теоретических вопросов, связанных с методами и формами распространения социологической информации на страницах печати, телевидения, радио, в сетевых СМИ, социологическими методами исследования функционирования СМИ разных форм собственности. На дневном отделении 36 часов аудиторных занятий в 7 семестре (18 –лекционных, 18 - практических), на ОЗО – __ часов в ___ семестре. Курс завершается зачетом.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Цель - изучение студентами проблем, исследуемых в предметной области собственно социологии журналистики, а также социологических подходов к организации управления СМИ и оценке практики их деятельности. Задачи: 1. Дать студентам теоретические знания и практические навыки использования основных методов сбора и анализа социологической информации в сфере функционирования СМИ; 2. Развить у студентов навыки использования результатов социологических исследований печати, телевидения, радио, интернет-СМИ в профессиональных целях; 3. Сформировать умение и способности находить источники социологических данных о функционировании СМИ; на основе их анализа оценивать деятельность конкретных каналов и изданий; использовать полученное социологическое знание в своей профессиональной деятельности.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины Студент должен уметь использовать социологические методы сбора, обработки и анализа данных как получения достоверной информации для своих публикаций, так и для проведения аудиторных, рейтинговых, конкурентных исследований и разработки стратегических прогнозов в деятельности редакции. |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 695. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |