Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Требования к уровню освоения содержания дисциплины




УТВЕРЖДЕНА

Советом факультета ИФМИП _______________________________ _________________/Е. Ю. Булыгина/     (подпись) « » _____________ 2011 г. Обсуждена на заседании кафедры журналистики Протокол № __  от «___» __________ 20___ г. _________________/______________/    (подпись)

 

 

ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

                 ОПД. Ф.18.                      Социология журналистики

                      (код по УП)                              (наименование дисциплины)

 

Специальность 030601 «Журналистика»

Квалификация: журналист

Составитель: А.М. Пазовский, к. социолог. н., доцент

Новосибирск 2012

ВЫПИСКА ИЗ ГОССТАНДАРТА

ОПД.Ф.18. Социология журналистики

Социология журналистики как предметная область социологии. Формирование социологической грамотности и культуры журналиста. История развития социологии журналистики. Социология журналистики и потребности практики средств массовой информации.

Задачи, объекты, направления, типы, виды социологических исследований. Теоретическая база, основной понятийный аппарат. Особенности организации исследований в области социологии журналистики. Этапы и процедуры исследований.

Социологическая теория функционирования средств массовой информации. Социальные функции СМИ и их социологический анализ. Социологический подход к процессам производства, распространения и потребления массовой информации.

Социологическое знание в процессе обоснования типа, концепции и программы органа информации и их реализации. Виды и задачи соответствующих исследований. Роль социологических методов и информации на других этапах работы редакции и журналиста.

Аудитория средств массовой информации (в целом, отдельных изданий, каналов, программ). Понятия целевой (базовой), потенциальной, реальной аудитории. Социальные потребности как объективная основа информационных потребностей. Субъективные и объективные характеристики аудитории: информационные потребности, интересы, мотивы обращения к СМИ, запросы, ожидания, характеристики потребления массовой информации.

Задачи и методы комплексных социологических исследований аудитории СМИ. Медиаметрические исследования аудитории как направление социологии журналистики и информационного маркетинга. Количественные и качественные методы аудиторных исследований. Интервьюирование (очные, телефонные и электронные опросы), анкетирование, дневники, фокус-группы, технические методы замеров аудитории. Типы выборок. Анализ данных, их комментирование. Итоговые документы аудиторных исследований (стандартизация показателей, табличные и графические способы представления данных).

Тенденции информационного поведения аудитории современных российских СМИ и ее отношения к ним.

Задачи и методы изучения текстов массовой информации. Качественные и качественно-количественные методы. Особенности конструирования выборок. Контент-анализ и его разновидности. Качественный анализ (в том числе экспертное чтение). Особенности социологического анализа печатной и аудиовизуальной информации. Новые возможности анализа текстов массовой информации с использованием компьютерной техники, на базе электронных версий СМИ.

Задачи и методы изучения редакционной почты. Возможности контент-аналитической техники. Принципы и методы разработки кодификаторов.

Общественное мнение как социальный феномен, его роль в демократическом обществе и в процессе функционирования СМИ. Направления, особенности и методы изучения общественного мнения.

Социологическая информация на страницах печати, телевидения, радио, в сетевых СМИ. Надежность и достоверность социологической информации, правила работы с нею в журналистике (критерии отбора, интерпретации, комментирования, способы представления СМИ). Правовые и иные формы регулирования.

Владельцы СМИ, учредители органов информации и их социологическое изучение.

Редакция и журналист как объекты социологии журналистики. Задачи и методы исследований. Социология журналистского образования. Черты социологического портрета современного российского журналиста.

Социологическая литература и периодика. Социологические центры, их специализация. Каналы распространения социологической информации.

 Принципы сотрудничества редакций и журналистов с социологической организацией. Права и обязанности заказчика и исполнителя. Редакционные социологические исследования. Оперативные опросы (в том числе в формах интерактивной журналистики): репрезентативность, границы выводов. Специализированная социологическая служба органа информации.

Пояснительная записка

По циклу общепрофессиональных дисциплин в области социологии журналистики специалист должен:

     Знать: сущность СМИ как вида социальной коммуникации и социального института, ориентироваться в их функциях, содержании ролей основных участников процесса производства, потребления и распространения информации; понимать суть взаимодействия СМИ и аудитории, социальный смысл участия общества в коммуникации; быть осведомленным относительно направлений, содержания и методов теоретических и эмпирических исследований СМИ;

   Уметь: находить источники социологических данных о функционировании СМИ на основе их анализа оценивать деятельность конкретных каналов и изданий; быть способным использовать полученное социологическое знание в своей профессиональной деятельности;

   Владеть: навыками формирования заказа на проведение исследований специальными центрами, а также (в рамках имеющихся возможностей) организации необходимых редакционных исследований.

 Работа в курсе "Социология журналистики" строится на основе изучения методов проведения социологических исследований текстов, аудиторий, использования социологических методов сбора и обработки информации в журналистике. С этой целью практические занятия проводятся в полевых условиях, направлены на максимально приближенным к проведению реальных социологических исследований.

На практических занятиях используются разные формы организации деятельности студентов: индивидуальные, парные и групповые. В курсе "Социология журналистики" студенты самостоятельно изучают ряд теоретических вопросов, связанных с методами и формами распространения социологической информации на страницах печати, телевидения, радио, в сетевых СМИ, социологическими методами исследования функционирования СМИ разных форм собственности.

На дневном отделении 36 часов аудиторных занятий в 7 семестре (18 –лекционных, 18 - практических), на ОЗО – __ часов в ___ семестре. Курс завершается зачетом.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель - изучение студентами проблем, исследуемых в предметной области собственно социологии журналистики, а также социологических подходов к организации управления СМИ и оценке практики их деятельности.

Задачи:

1. Дать студентам теоретические знания и практические навыки использования основных методов сбора и анализа социологической информации в сфере функционирования СМИ;

2. Развить у студентов навыки использования результатов социологических исследований печати, телевидения, радио, интернет-СМИ в профессиональных целях;

3. Сформировать умение и способности находить источники социологических данных о функционировании СМИ; на основе их анализа оценивать деятельность конкретных каналов и изданий; использовать полученное социологическое знание в своей профессиональной деятельности.

 

 

 

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент должен уметь использовать социологические методы сбора, обработки и анализа данных как получения достоверной информации для своих публикаций, так и для проведения аудиторных, рейтинговых, конкурентных исследований и разработки стратегических прогнозов в деятельности редакции.  










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 547.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...