Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Условия вступления в ЕС. Расширение ЕС в современных условиях




К ЕС может присоединиться любое европейское государство, отвечающее т.н. «копенгагенским критериям». Они были выработаны после заседания Европейского Совета в датской столице в 1993 г. В соответсвиии с этими критериями для вступления в ЕС страна-заявитель обязана:

1) обеспечить стабильность институтов, гарантирующих демократию, права человека, верховенство Закона в защите меньшинств;

2) обладать работающей рыночной экономикой, способностью справляться с давлением конкуренции и рыночных сил в рамках Союза;

3) принять общие правила, стандарты и политику, составляющие основу законодательства ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

На саммите ЕС в Копенгагене в декабре 2002 г. было принято окончательное решение о самом крупном в истории Союза расширении за счет 10 государств: Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словении, Словакии, Чехии, Эстонии. 16.04.2003 г. в Афинах страны – новички подписали договор о вступлении, после чего провели народные референдумы и с 1.05.2004 г. стали членами ЕС. С 1.01.2007 г. еще 2 страны – Болгария и Румыния вступили в ЕС.

По оценкам экспертов, пятая, самая крупная волна расширения ЕС уникальна. Раньше подобного не было с точки зрения не только масштаба (его численный состав возрос почти вдвое), но и разнообразия. В ЕС вошли страны с абсолютно разными культурами и историческим наследием. Кроме того, пятый этап расширения ЕС произошел слишком быстро. Ведь в первое время новые члены являются главным образом реципиентами бюджета ЕС, т.е. их фактически содержат наиболее экономически сильные государства Союза. При этом меньше внимания уделяется старым экономически слабым странам – членам ЕС.

Эксперты обращают также внимание на то, что с каждой новой волной расширения общеевропейский уровень экономического развития снижается. Это связано со слишком большой разницей в экономическом развитии стран-новичков и старых государств ЕС. По данным за 2002 г., лишь у 4 из 12 стран, готовившихся к вступлению в ЕС, ВВП на душу населения превышал 50 % уровня ЕС, а в целом по группе – 40%. Для сравнения: в год вступления Ирландии ее производство на душу населения составляло 58,5% уровня ЕЭС, Греции – 64,5%, Португалии – 51,2%.

Прирост ресурсов сводился в основном к земельным и людским (численность населения ЕС выросла более чем на 100 млн.человек, или на 30%). Но при этом новые члены увеличили ВВП ЕС всего на 5%. Это гораздо меньше, чем при любом из предыдущих расширений ЕС.

Структура экономики присоединившихся стран перегружена тяжелой и горной промышленностью, обширным массивом застойного сельского хозяйства, требующего коренной модернизации.

Впервые в ЕС вступили государства (исключая Кипр и Мальту), которые лишь в 1990 г. начали переход к рыночному хозяйству и к демократии западного образца. И хотя в целом этот переход состоялся, формирование эффективной рыночной экономики, правового государства и гражданского общества в этих странах далеко не завершено.

Таким образом, неоднородность ЕС в связи с пятым расширением резко выросла. Она увеличивается по нескольким параметрам: размерам (большие и малые страны); уровням экономического развития (высоко- и среднеразвитые государства); состоянию систем рыночной экономики и демократии (зрелые и формирующиеся системы); географическому положению (Северный, Западный, Южный и Центральный регионы Европы). Как следствие, ЕС не имеет иного выбора, кроме как «интеграции на разных скоростях». Новые государства-члены в ближайшие десятилетия обречены следовать курсом догоняющего развития. При этом вилка скоростей будет очень значительной при почти тридцати государствах.

 

Североамериканская модель интеграции (НАФТА). Интеграционные процессы в Латинской Америке

Соглашение о НАФТА было подписано в 1994 г. США, Мексикой и Канадой. Этому соглашению предшествовало американо-канадское соглашение о зоне свободной торговли. Территориально – это практически вся Северная Америка, центр силы – США, потенциал которых определяет весомость всей коалиции. Ее специфика заключается в следующем:

- импульсы к созданию хозяйственного комплекса шли снизу: от стремления к сотрудничеству между американскими и канадскими фирмами;

- соглашение охватывает широкий круг вопросов: либерализация торговли, инвестиций, сферы услуг, права на интеллектуальную собственность, экологические проблемы, трудовое сотрудничество, межгосударственный механизм разрешения споров;

- интеграционные процессы «ассиметричны», за счет многократного превосходства лидера, малого числа участников и слабой связи меду младшими партнерами. Каждый из них ориентирован на центр силы и в результате младшие партнеры больше похоже на конкурентов;

- практически отсутствуют инструменты согласования экономической политики, нет и наднациональных институтов.

В Латинской Америке существует 6 интеграционных группировок, включающих 29 стран из 33 стран региона.

1. Латиноамериканская ассоциация (ЛАИ). Создана в 1980 г. на базе ЛАСТ (1960 г.). и включает 11 стран: Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла, Аргентина, Уругвай. Находится на этапе создания общего рынка.

2. Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР). Он создан в 1961 г. 5 странами: Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа. Находится на этапе создания таможенного союза.

3. Андское сообщество наций (1969 г.). включает 5 стран: Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла. Цель – создание общего Андского рынка.

4. Сообщество Карибских государств (КАРИКОМ). Создано в 1973 г. в составе 14 стран: Багамы, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Ямайка, Тринидад и Тобаго, Антигуа и Барбуда, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, СентЛюсия, Сент-Винсент и Гренадины. Находится на этапе создания общего рынка и представляет собой одну из наиболее развитых интеграционных объединений развивающихся стран. Имеет систему межгосударственных органов.

5. Общий рынок стран Южного Конуса (МЕРКОСУР). Образован в 1991 г. 4 странами: Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Соответсвует уровню общего рынка.

6. Организация восточнокарибских государств (1981г.). Включает 7 государств:

Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент-Винсент и Гренадины, , Сент-Китс и Невис, СентЛюсия. Соответствует этапу общего рынка.

Предполагается, что в Латинской Америке может появиться аналог Евросоюза. Договор о создании нового политико-экономического союза – Южно-Американского Сообщества наций (ЮСН) – подписан 12 странами 9.12.2004 г. ЮСН создано на основе двух торговых объединений – Сообщества Анд и Южноамериканского общего рынка, а также с участием Чили, Суринами и Гайаны. Строиться ЮСН должен по примеру ЕС и в перспективе должен привести к полному экономическому и политическому единству стран Южной Америки. У граждан всего союза со временем появится единый паспорт, своя валюта, парламент, суд.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 523.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...