Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Интеграция в Западной Европе. Европейский Союз (ЕС): этапы эволюции, механизм функционирования




Самым развитым регионом экономической интеграции оказалась Европа. Процесс создания интеграционного пространства в Европе шел непросто и занял около 30 лет. Развитие европейской интеграции началось с секторальной интеграции (объединения угля и стали на базе Парижского договора 1951 г.) с участием ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Эти же 6 стран подписали в 1957 г. Римские договоры об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Сообщества по атомной энергии (Евратом). В 1967 г. произошло слияние руководящих органов ЕЭС и двух отраслевых интеграционных группировок – ЕОУС и Евратом, после чего вся интеграционная группировка стала официально называться Европейскими сообществами, или Европейским сообществом. Изменение названия отражало не только указанный факт слияния, но и то обстоятельство, что к этому моменту западноевропейская интеграция вышла за чисто экономические рамки, затронув политику, гуманитарные отношения и другие сферы общественной жизни.

На протяжении почти всей своей истории европейская интеграция развивается по двум направлениям: вглубь и вширь.

Этапы углубления интеграции:

1951-1957 гг. – секторальная интеграция (создание общего рынка угля и стали);

1958-1968 гг. – создание таможенного союза и общего рынка товаров;

1969-1984 гг. – кризисный период и последующее формирование предпосылок перехода к единому внутреннему рынку;

1985-1992 гг. – завершение формирования единого внутреннего рынка;

1991-2002 гг. – создание экономического и валютного союза.

Сильнейшие импульсы для углубления интеграции в Европе дал Маастрихстский договор (подписан в декабре 1991 г., вступил в силу в 1993 г.). Он санкционировал переименование Европейских Сообществ в Европейский Союз и включал три принципиально новых качественных момента:

- введение с 1993 г. единого гражданства ЕС параллельно с национальным;

- формирование политического союза, что означает проведение интегрированной внешней политики, тесную увязку внутренних политик;

- формирование экономико-валютного союза во главе с единой валютой.

Одновременно с углублением интеграции происходило ее расширение. С 6 стран-основателей (Германия, Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург) ЕС дорос до 27 стран.

Этапы расширения интеграции:

1973 г. – вступление в Европейские сообщества Великобритании, Дании, Ирландии;

1981 г. – Греции;

1986 г. – Испании, Португалии;

1995 г. – Австрии, Финляндии, Швеции;

2004 г. – Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, Словении, Литвы, Латвии, Эстонии, Кипра, Мальты;

2007 г. – Болгарии, Румынии.

В связке «углубление-расширение» ведущим является углубление, но и расширение в свою очередь усиливает общий потенциал интеграции. В то же время взаимосвязь углубления и расширения интеграции, как показывает опыт ЕС, не представляет прямолинейного движения (особенно в свете последних расширений ЕС за счет стран ЦВЕ).

Механизм функционирования ЕС основывается на политико-правовой системе управления, которая состоит как из общих наднациональных и межгосударственных органов, так и из элементов национально-государственного регулирования. К основным структурам ЕС относятся следующие институты:

- Совет министров – главный законодательный орган ЕС, принимающий решения по реализации единой политики ЕС;

 - Европейский совет, состоящий из глав государств и правительств стран – членов ЕС. Он определяет принципиальные экономические решения на основе консенсуса. Образован в 1974 г., большими полномочиями не обладал. В Маастрихстский договор включено положение о повышении статуса Европейского совета, согласно которому он «призван дать необходимый импульс развитию Союза и определять его общие политические принципы»;

- Европейская комиссия (ЕК) – исполнительный орган, имеющий право представлять на утверждение Совету министров проекты законов. ЕК представляет ЕС в ряде международных организаций. Комиссия обладает широкими полномочиями, в частности, осуществляет контроль за соблюдением таможенного режима, налоговой политики, аграрного рынка. Выполняет ряд функций, в том числе, финансирование из находящихся в ее распоряжении фондов (социального, аграрного, регионального), самостоятельно ведет переговоры с третьими странами, обладает правом распоряжаться общим бюджетом. Одно из важнейших направлений деятельности ЕК – приведение принятых решений в соответствие с национальными законодательствами, стандартами и нормами;

- Европейский парламент избирается с 1979г. всеобщим прямым голосованием во всех странах-членах сроком на 5 лет. Контролирующий орган, однако его роль в законодательстве ЕС постепенно повышается. После вступления в силу Маастрихтского договора Европарламент получил дополнительные полномочия – право принятия решений совместно с Советом министров по отдельным вопросам законодательства, регулирующего единый рынок; право поручать ЕК разработку предложений по некоторым направлениям политики; право утверждать бюджет и др.

Согласно Лиссабонского договора (подписан 27 государствами ЕС 13.12.2007 г.), Европарламент получает больше полномочий в области законодательства по легальной миграции, сотрудничеству судов и полиции, а также в некоторых вопросах по торговле и сельскому хозяйству. Кроме того, без согласия Европарламента невозможно будет принимать многолетние бюджетные планы, а Совет ЕС совместно с парламентариями должен будет утверждать все виды расходов. Одобрение евродепутатов понадобится также для подписания всех международных договоров, которые лежат в плоскости обычной правовой структуры;

- Европейский суд – высший судебный орган, обеспечивает соблюдение законности, выполнение соглашений, реализацию принципов ЕС.

Помимо этих 5 основных органов ЕС, функционирует Палата аудиторов, задача которой – контроль за финансовой деятельностью, и два консультативных органа – экономический и социальный комитеты ЕЭС и Евратома и Консультативный комитет ЕОУС. В рамках Европейского союза существуют и другие вспомогательные учреждения – разного рода комитеты, комиссии, подкомиссии, фонды и т.п.

Таким образом, интеграция в Европе как развитый тип интеграции характеризуется, прежде всего, четко выраженной этапностью развития. Кроме того, она имеет уникальные наднациональные институты: Европейский Совет, Европейская Комиссия, Европейский Суд, Европарламент, которые сочетаются с межгосударственными институтами. Наконец, там сформировалось единое правовое пространство, т.е. основополагающие документы ЕС являются частью национального права государств – участниц и обладают преимущественной силой при возникновении разногласий с национальным правом.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 385.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...