Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2. Теории международной торговли




План:

2.1. Мировой рынок и его характерные черты.

2.2. Меркантилистская теория внешней торговли. Теория абсолютных и сравнительных преимуществ.

2.3. Теория Хекшера-Олина. Парадокс Леонтьева и его объяснение. Теория конкурентных преимуществ.

2.4. Альтернативные теории международной торговли.

2.5. Международная торговля товарами: структура, динамика и тенденции развития.

2.6. Международная торговля услугами: сущность и классификация услуг.

2.7. Особенности функционирования международного рынка услуг и его регулирования.

2.8. Мировой рынок объектов интеллектуальной собственности. Теории передачи технологий.

2.9. Мировой рынок технологий: структура, особенности, современные тенденции развития.

2.10. Основные формы научно-технического сотрудничества и механизмы передачи научно-технических знаний.

2.11. Внешняя торговля Республики Беларусь и тенденции ее развития.

 

Мировой рынок и его характерные черты

МРТ заложило основы для возникновения мирового рынка. Он развивался на основе внутренних рынков, которые переходили национальные границы. Внутренний рынок – все, что произведено, потребляется внутри страны. Национальный рынок – это внутренний рынок, частично уже сориентированный и на иностранного покупателя. Международный рынок – часть национальных рынков, которые непосредственно связаны с зарубежными рынками. Мировой рынок – сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанная на МРТ и других факторов производства.

Мировой рынок характеризуется следующими чертами:

- является категорией товарного производства, вышедшего в поисках сбыта за национальные границы;

- проявляется в межгосударственном перемещении товаров, находящихся под воздействием не только внутреннего, но и внешнего спроса и предложения;

- оптимизирует использование факторов производства, подсказывая производителю в каких отраслях и регионах они могут быть применены наиболее эффективно;

- выполняет санирующую роль, выбраковывая из международного обмена товары и зачастую их производителей, которые не в состоянии обеспечить международный стандарт качества при конкурентных ценах.

Выступая сферой межгосударственного обмена товаров, мировой рынок оказывает обратное влияние на производство, показывая ему: что, сколько и для кого нужно производить. В этом смысле мировой рынок оказывается первичным по отношению к производителю и является центральной категорией международной экономики.

Мировой рынок подразделяется на рынок товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Главным внешним признаком существования мирового рынка является передвижение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между странами. Мировой рынок товаров проявляется через международную торговлю. Международная торговля – сфера международных товарно-денежных отношений, представляющих собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Применительно к одной стране используют термин «внешняя торговля», к торговле двух стран между собой – межгосударственная, взаимная, двусторонняя торговля, а применительно к торговле всех стран друг с другом – международная или мировая торговля. Часто под мировой торговлей понимают не только торговлю товарами, но и услугами. Услуги – те же товары, но зачастую не имеющие овеществленной формы.

Внешняя торговля состоит из двух встречных потоков – экспорта и импорта и характеризуется торговым сальдо и торговым оборотом.

Экспорт – продажа товаров за границу. Импорт – покупка товаров из-за границы. Торговое сальдо – разница стоимости объемов экспорта и импорта. Торговый оборот – сумма стоимостных объемов экспорта и импорта. Мировой товарооборот представляет собой сумму экспорта всех стран мира. Многовековая история мировой торговли опирается на вполне осязаемую выгоду, которую она приносит участвующим в ней странам. За этот период объяснения причин и последствий международной торговли сложились в конкретные теории.

Меркантилистская теория внешней торговли. Теория абсолютных и сравнительных преимуществ

Из теорий международной торговли первой в 16-18 вв. появилась меркантилистская теория. Сторонники этой теории не учитывали выгоду, которую в ходе МРТ получают страны от импорта иностранных товаров и услуг, а экономическим оправданием считали только экспорт. Поэтому меркантилисты считали, что стране нужно ограничивать импорт (кроме импорта сырья), стараться все производить самим, а также всячески поощрять экспорт готовых изделий, добиваясь притока валюты (золота). Приток золота в страну увеличивал возможности накопления капитала и тем самым способствовал экономическому росту, занятости и процветанию страны.

Главным недостатком этой теории следует считать представление меркантилистов о том, что экономическая выгода одних участников товарообмена (в данном случае стран-экспортеров) оборачивается экономическом ущербом для других (стран-импортеров). К главному достоинству меркантилизма можно отнести разработанную ими политику поддержания экспорта, которая, однако, сочеталось с активным протекционизмом.

Из совершенно другой предпосылки исходила теория абсолютных преимуществ, Адама Смита. Она гласит, что стране целесообразно импортировать те товары, по которым у нее издержки производства выше, чем у зарубежных стран, и экспортировать те товары, по которым у нее издержки производства ниже, чем за рубежом, т.е. имеются абсолютные преимущества. В противоположность меркантилистам А.Смит выступал за свободу конкуренции внутри страны и на мировом рынке.

Сильной стороной данной теории является то, что она демонстрирует преимущества международной торговли для всех ее участников, а слабой то, что она не оставляет в международной торговле места тем странам, у которых все товары производятся без абсолютных преимуществ перед другими странами.

Отмеченный недостаток был преодолен в теории относительных преимуществ Д.Рикардо, которая обосновывала выгоду для всех стран от участия в международной торговле. Эта теория рекомендует стране импортировать тот товар, издержки производства которого в стране выше, чем по экспортному товару. Основным ее недостатком было, то, что она не объясняет, почему складываются у стран сравнительные преимущества.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 475.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...