Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 7. Основные направления театра ХХ – XXI веков.




       Тесная связь театра с обществом в период между мировыми войнами как следствие идеологического грехопадения, материальной и психологической нестабильности. Ограничение влияния культурных традиций, имевших глубокие исторические корни. Разрыв сценической драмы и представляющей ее формы. Поиски своего, неповторимого, национального пути театрами новых независимых стран Восточной Европы. Достижения техники как толчок развитию театральной техники и технологий, что привело к усилению роли режиссера в 1920-е годы.

   Театральный авангард во французском театре. Диапазон театрального авангарда от теоретика и практика сюрреализма А. Арто до создателей «Картеля».

       Антонен Арто (1896 –1948) и Театр Жестокости. Сборник «Театр и его двойник» (1938). 1920 – открытие Фирменом Жемье Национального народного театра (TNP) (национальный народный театр), поддержка и развитие TNP Жаном Виларом в 50-е, Роже Планшоном – в 70-е годы ХХ века.

Деятельность коммерческого театра в послевоенной Франции: ориентация на «хорошо сделанную пьесу». «Комеди Франсез» как оплот традиционных принципов сценического воплощения классического репертуара.

       Сюрреализм как ведущее направление в искусстве Франции. Эстетические суждения Г. Аполлинера: в предисловии к сюрреалистической драме «Груди Тиресия» и в статье «Дух нового времени и поэты» (1918). Увлечение сюрреализмом Ж. Кокто, А. Салакру.

1927 – возникновение творческого объединения «Картель четырех», основанного учениками и последователями А. Антуана и Ж. Копо режиссерами Шарлем Дюлленом, Гастоном Бати, Луи Жуве, Жоржем Питоевым.

       Развитие традиции проблемного, интеллектуального театра в 30-40-е годы ХХ века. Экзистенциализм. Особенности французского экзистенциализма. Философский трактат «Бытие и ничто» Жана-Поля Сартра (1943). Философское эссе Альбера Камю «Миф о Сизифе» (1940–1941). Характер экзистенциалистской драматургии. философско-нравственных проблем. Интеллектуальная драма. Эволюция интеллектуальной драматургии в творчестве А. Салакру, Ж. Кокто, Ж. Жироду, Ж. Ануйя.

Арман Салакру (1899–1972). Творческое сотрудничество с Шарлем Дюлленом. 1938 год – премьера пьесы «Земля кругла» (постановщик и исполнитель роли Савонаролы Ш. Дюллен, Сильвио – Ж.-Л. Барро). Постановка Ж.-Л. Барро в 1946 г. драмы «Ночи гнева». Постановка Ш. Дюлленом комедии «Архипелаг Ленуар».

       Жан Кокто (1889–1963) Разрушение всех привычных установок – социальных, моральных, религиозных, эстетических в творчестве поэта на рубеже 20–30-х годов прошлого века. Обращение к мифологии. Переосмысление мифологического сюжета, насыщение его современными мотивами как новое направление в интерпретации мифа и характерная черта французской драматургии 30–40-х годов XX века (творчество Ж. Жироду и Ж. Ануя). Сотрудничество с Ш. Дюлленом, П. Пикассо при постановке «Антигоны» (адаптация Ж. Кокто пьесы Софокла); «Эдипа царя» по Софоклу (1925) Проблема личности художника в образе Орфея (постановка трагедии «Орфей» Ж. Питоевым). Разработка мифологических и легендарных сюжетов в драмах: «Адская машина», «Рыцари Круглого стола», «Рено и Армида», «Двуглавый орел», «Вакх». Драмы на современном материале: «Ужасные родители», «Идолы», «Пишущая машинка» создаются параллельно.

Жан Жироду (1882–1944). Антивоенная направленность первых пьес: «Зигфрид», «Амфитрион-38», «Юдифь» »Интермеццо». Постановщик «Юдифь» «Интермеццо» – Л. Жуве. «Гуманизация» мифа. Постановка режиссером Л. Жуве драм Ж. Жироду: «Тесса» «Добавление к путешествию Кука», «Троянской войны не будет», «Электра», «Песнь песней». Острая сатира в пьесе «Безумная из Шайо».

       Жан Ануй (1910–1987). Тесная связь с авангардными течениями в театральном искусстве. Совершенное владение опытом театральной практики и методом создания «хорошо сделанной пьесы». Образ Терезы – открытие галереи нравственно чистых героинь («Дикарка»). Первый сборник «Черные пьесы»: «Горностай, «Пассажир без багажа», «Дикарка», «Эвридика». Сборник «Розовые пьесы» : «Бал воров», «Леокадия», «Ужин в Санлисе». Трагедия «Антигона» – символ антифашистской борьбы. Сборник «Новые черные пьесы»: «Антигона», «Иезавель», «Ромео и Жанетта», «Медея». 1951 – сборник «Блестящие пьесы». Пьеса «Жаворонок» – вершина творчества Ануя. 1956 – сборник «Колючие пьесы». 1962 – сборник «Костюмные пьесы».

Период с 10-х годов по начало 40-х ХХ века – один из самых драматических в истории Германии. Экспрессионизм в литературе и искусстве. Возникновение философски напряженного «эпического театра». Успехи реалистического театра и зарождение новой его формы – социалистического реализма.

       Характер драматургии экспрессионизма. «Драма крика» как выражение экспрессионистской эстетики. В. Газенклевер, Э. Толлер, Г. Кайзер, Ф. Унру и другие.

 Драматургия Эрнста Толлера (1893–1939): пьесы «Превращение», «Человек-масса», «Гоп-ля, мы живем!». Творчество Георга Кайзера (1878–1945) – выявление внутренних противоречий экспрессионизма. Мастер сатирического гротеска: «Граждане Кале», «С утра до полуночи», «Ад-путь-земля», «Коралл», «Газ».

Плакатность и однозначность символики экспрессионистского театра. Берлинский, период экспрессионистской режиссуры – обострение социальных и политических идей. Ведущие режиссеры: Леопольд Йесснер (1978–1945), Карлхайнц Мартин (1888–1948). Актеры-экспрессионисты: Эрнст Дойч, Фриц Кортнер, Элизабет Бергнер. «Пластический диалог»: нервно-напряженный, ломаный ритм внутренней жизни; существование в роли на грани срыва в истерику; умение обнажать душевные раны и заходиться на сцене отчаянным криком.

       Творчество Бертольта Брехта (1898–1956) – одна из вершин мирового театра ХХ века. Теория эпического театра. «Эффект очуждения» – многообразные способы переключения сознания зрителей из одной действительности в другую. Апелляция не к чувству, а к разуму зрителя. «Трехгрошовая опера», «Мамаша Кураж и ее дети», «Добрый человек из Сезуана», «Жизнь Галилея», «Карьера Артуро Уи», «Кавказский меловой круг» – знаменитые пьесы-параболы, пьесы-притчи.

       Рубеж 10–20-х годов XX века – развитие «тотального театра». М. Рейнгарт, Э. Пискатор. Создание агитационного театра Эрвина Пискатора (1893–1966). Театр Трибунал в Кенигсберге, Пролетарский театр в Берлине. Постановки на сцене Фольксбюне пьес: «Знамена», «Бурный поток» Паке, «Буря над Готландом» Велька. Документальность постановок. Постановка «Похождения бравого солдата Швейка» по роману Я. Гашека.      Введение Пискатором понятия «эпический театр».

Художественная жизнь Италии первых десятилетий ХХ века. Авангардистские эксперименты авторов «театра гротеска» («сумеречники», «интимисты» и футуристы). Футуристы – отказ от психологии, логики, рационализма. Поиски новых форм «сумеречниками» и «интимистами» в практике итальянского театра. Луиджи Пиранделло (1867–1936) как один из создателей интеллектуального театра ХХ века. Комедии «озорного треугольника»: «Лиола», «Это так, если вам так кажется», «Дурацкий колпак». Лучшие пьесы: «Шесть персонажей в поисках автора», «Генрих IV», «Обнаженные одеваются», «Каждый по-своему», «Сегодня мы импровизируем». Актеры гротескной манеры: М. Абба, Л. Пикассо, П. Борбони, М. Мелато, М. Бенасси, С. Рандоне, Р. Чаленте. Творчество великого эксцентрика Этторе Петролини.

       Испания: социальный контекст худлжественной культуры. Студенческая Резиденция под Мадридом. Годы ученичества: Федерико Гарсиа Лорка, Луис Бунюэль, Сальвадор Дали.

       Федерико Гарсиа Лорка (1898–1936). Естественное стремление человека к свободе гармонии физического и духовного начала – основные темы драмы «Мария Пинеда», пьес «Чудесная башмачница» и «Любовь дона Перлимплина».

 «Крестьянские трагедии» Лорки: «Кровавая свадьба», «Йерма», «Дом Бернарды Альба». Сращивание метафоры и мифа. Творчество выдающейся актрисы Маргариты Ксиргу. Театр Ла Баррака и работа в нем Ф.Г. Лорки.

       США на рубеже веков. Юджин О`Нил (1888–1953). Сложное переплетение экспрессионизма и реализма в творчестве драматурга, влияние этих процессов на любимый жанр Бродвея – семейную камерную драму. Экспрессионистские пьесы Ю. О`Нила: «Император Джонс», «Косматая обезьяна». Основная социально-философская тема творчества Юджина О`Нила – «какая польза человеку в том, что он получит весь мир и потеряет душу свою?». Драмы: «Анна Кристи», «Любовь под вязами», «Крылья даны всем детям человеческим», «Траур – участь Электры». 

       Движение внебродвейских театров. Театры Провинстаун плейерз и актеры Вашингтон-сквера. Театр Гилд – лаборатория актерского мастерства. Алла Назимова, Алфред Лант, Линн Фонтанн. Влияние гастролей театра «Старой голубятни» Жака Копо на американский театр 20-х годов ХХ века. Переворот эстетического мироощущения деятелей американского театра в 1923 году как следствие гастролей МХТ. Гражданский репертуарный театр Евы Ле Гальенн. Джон Барримор – лидер актеров в 20-е годы ХХ века. Гамлет Барримора, влияние на него трактовок М. Чехова и Д. Гилгуда. Творчество Кэтрин Корнелл. Режиссерские искания Ли Страсберга и Гарольд Клёрмен. Стелла Адлер и ее деятельность по распространению учения К.С. Станиславского.

Теннеси Уильямс (1911–1983). Сценическая законченность пьес, отказ от старых форм реалистического театра. Развитие лучших традиций социально-психологической драматургии в США. «Поэтический реализм», концепция «пластического театра» в пьесе «Стеклянный зверинец». Два противоположных типа сознания в пьесе «Трамвай «Желание».

       Артур Миллер (1915–2005). Пьеса "Человек, которому так везло" (1944) и роман "Фокус" (1945) как квинтэссенция художнических интересов Миллера: нравственное достоинство рядового человека, поведение и психология личности в общественной среде. Ироническая коллизия между имманентной греховностью человека и поисками нравственного абсолюта в основе комедии «Сотворение мира и другие дела». Социальная природа человеческой трагедии в обществе – основная тема наиболее известных пьес А. Миллера: «Смерть коммивояжера», «Суровое испытание» (или «Сейлемские колдуньи»), «Вид с моста», «Цена», «После грехопадения», «Случай в Виши».

       Режиссерское искусство второй половины XX века – начала XXI века.

Питер Брук (р. 1925) – великий английский режиссер, теоретик и практик театра, новатор, кинорежиссер. Первая постановка «Доктор Фауст» К. Марло. Работа в Бирмингемском репертуарном театре. Постановки: «Адская машина Кокто», «Пигмалион», «Человек и сверзчеловек» Б. Шоу. Мемориальный королевский шекспировский театр в Стрэдфоде- на- Эйвоне: «Бесплодные усилия любви», «Зимняя сказка», «Король Лир», «Гамлет», «Сон в летнюю ночь и др. В театрах Европы и Америки: «Братья Карамазовы» по Достоевскому; «Жаворонок» Ануя; «Марат / Сад» П. Вайса; «US»(«Мы»). 1971 – создание в Париже Международного центра театральных исследований, показ спектаклей центра в Африке. Театр «Буфф-дю-Нор» в Париже. Спектакли: «Диспут птиц», «Оргхаст», «Махабхарата», «Счастливые дни» Беккета, «Трагедия Гамлета» Шекспира и др. Автор книги «Пустое пространство».

       Джорджо Стрелер (1921–1997) – великий итальянский режиссер, теоретик театра. Поэт театра, творец красоты, одухотворяющий сценическое пространство. Создание «Пикколо театро ди Милано» (театр «Пикколо») – театр для всех людей, независимо социального положения и уровня культуры. Обращение к истокам итальянского театра – комедии дель арте. 1947 – постановка «Слуги двух господ» К. Гольдони. Шекспировские постановки режиссера: «Король Лир». Обращение к творчеству А.П. Чехова: «Чайка», «Вишневый сад». Увлеченность Стрелера драматургией Б. Брехта. Книга «Театр для людей».

       Ежи Гротовский (1933–1999) – польский режиссер, педагог, теоретик театра. Имя Гротовского связывают со второй театральной реформой (первую – с именем В. Мейерхольда). Начало пути – работа в театре «13 рядов» в г. Опполе (Польша). Постижение актерского ремесла через системность и методологию. Постановки: «Каин» Байрона, «Мистерия-Буфф» Маяковского, «Сакунтала» Калидасы, «Акрополь» С. Выспянского. С 1965 года – работа в г. Вроцлав. Изучение мирового театра – индийский театр, пекинская опера, японские театры «Но», «Кабуки». Метод физических действий по Станиславскому, биомеханика Мейерхольда, трагический гротеск Вахтангова. Вроцлавский театр-лаборатория. Постановки: вариант «Акрополя», несколько вариантов «Стойкого принца» Кальдерона, «Apocalipsis cum figures»(«Апокалипсис в лицах»). Книга «По направлению к бедному театру». Занятия лекторской, исследовательской, преподавательской деятельностью в Польше, Восточной Европе, Америке. 1985 – творческая мастерская в г. Понтедеро. Работа с международными актерскими группами над программой «Ритуальные искусства».

       Ариана Мнушкина (р. 1939) – театральный режиссер, Франция. 1964 – создание театра «Дю Солей» (Театр Солнца). Первый спектакль театра – «Мещане» по пьесе М. Горького. Основа театра – идея коллективного существования; метод – коллективная импровизация как на основе литературного текста («1789», «1793»,»Двенадцатая ночь»), так и на документальном материале («Золотой век», «Последний караван-сарай». «Мимолетности»).

       Роберт Уилсон (р. 1941) – всемирно признанный американский театральный и оперный режиссер, скульптор, сценограф. Первая постановка – «Взгляд глухого» (1971) семичасовой спектакль по фантазиям глухонемого мальчика. Проект «Гора Ка и Сторожевая трасса» в Ширазе (Иран). «Персефона» Г. Клейста. «Игра снов» А. Стриндберга. Размывание сюжетов и содержания, торжество изысканного визионерства и совершенство формы. По Р. Уилсону: «Актер – совершеннейший кладезь для пластических экзерсисов».

       Киристофер Марталер (р. 1951) – швейцарский музыкант, режиссер (театр Шаушпильхаус в Цюрихе). Сочинение музыки к драматическим спектаклям, постановка на базельском вокзале представления «Место прибытия». Постановки в театрах Гамбурга, Берлина, Франкфурта, Зальцбурга: «Фауст»-фрагменты», «Убей европейца», «Час ноль или искусство сервировки», «Три сестры». Оперные постановки 90-х годов XX века: «Пелеас и Мелиссанда», «Луиза Миллер» и др. Особенности режиссерской эстетики Марталера – особая роль музыки, подавляющее, замкнутое (пусть огромное) пространство, наличие символики тоталитарной власти, отказ от обыденной логики, неожиданные смещения, абсурдность существования странных персонажей, наличие двух разнонаправленных линий – видимой и слышимой.

       Франк Касторф (р. 1951) – руководитель берлинского театра «Фольксбюне», немецкий режиссер-новатор. Известен как специалист по русской культуре: на его счету три спектакля по Достоевскому «Бесы», «Униженные и оскорбленные», «Идиот»), три – по Булгакову («Бег», «Зойкина квартира», «Мастер и Маргарита»), а так же как провокатор и разрушитель текстов. Особенности режиссерской манеры Касторфа – размывание четких линий в понятиях, предметах, идеях, дерзость в сочетании театральных приемов различных эпох. Отстраненная позиция актеров в спектаклях, свобода владения телом напоминает эксцентрическую школу. Спектакли: «Психопаты», «Терродром».

       Пина Бауш (Филиппине) (1940–2009) – одна из крупнейших хореографов мира, с именем которой связан расцвет нового жанра – театра танца. Театр танца «Вупперталь» (Германия). Новаторство сценического языка Пины Бауш, замена классических па глубоко символичными, (но обыденными внешне) жестами и движениями. Использование элементов оперы, кино, драмы. Выстраивание пластического эквивалента мира, драматизм постановок. Спектакли: «Гвоздики», «Кафе Мюллер», «Мойщик окон», «Луговая земля» («Wiesenland»), «Мазурка Фого», «О, Дидо», «Агуа, или Бразильский спектакль».

Тадеши (Тадаси) Судзуки (р. 1931) – режиссер, окончил факультет политехнических наук в токийском университете Васэда. В 1966 году открывает театр «Шо гекио»», который становится центром театрального авангарда в Японии. Создание театра «Того», постановки Еврипида («Троянки», «Вакханки»), Шекспира («Король Лир»), Чехова («Три Сестры», «Дядя Ваня», «Вишневый сад»). Разработка методаподготовки актеров. Школа Судзуки в Того (театральная деревня). Создание первого в Японии Международного театрального фестиваля в Того. Основание Центра исполнительских искусств Шизуока. Выдающиеся постановки: «Сирано де Бержерак» Ростана, «Царь Эдип» Софокла, опера «Король Лир».

       Михаэль Тальхаймер – главный режиссер Дойчес театра (Берлин). Начинал свою театральную карьеру как актер. В качестве режиссера он дебютировал в 1997 году в Хемниц-театре. Постановки в театрах Базеля (Швейцария), Лейпцига и Фрайбурга (Германия). Широкую театральную известность получил в 2000 году, поставив спектакли «Лилиом» Ф. Мольнара в Талиа-театре в Гамбурге и «Празднование» в Дрезденском драматическом театре (в 2001 года оба спектакля – в Дойчес-театре в Берлине). Дебют в Дойчес театре в 2001 году – спектакль по пьесе Готхольда Эфраима Лессинга «Эмилия Галотти». Другие спектакли: «Три сестры» А.П. Чехова; «Одинокие» Г. Гауптмана; «Фауст» Гете (Части 1 и 2); «Орестея» Эсхила; «Сон» Йона Фоссе; «Летучая мышь» Иоганна Штрауса. Сотрудничает с Александринским театром.

 

Тема 8. Театр Востока

        Своеобразие театра Востока. Традиция как механизм передачи культуры на Востоке. Механизмы передачи культуры: 1. Система ученичества. 2. Передача священных текстов. 3. Канонические сочинения. 4. Ритуалы.

       Синтез искусств в традиционной культуре. Миф и ритуал как истоки художественного творчества. Восточный театр как совокупность различных видов художественного творчества – слова, музыки, пения, танца, жеста, пантомимы, скульптурных и графических изображений.

       Театр как модель мира в восточной культуре. Космологическая символика восточного театра. Сцена как модель мира. Протосцена в древних цивилизациях. Скиния (иврит), скене (Древняя Греция), мандапа (санскрит, хинди, бирманский). Сохранившиеся элементы протосцены в современных традиционных театрах Азии (Индия, Китай, Тибет, Бирма, некоторые страны юго-восточной Азии).

       Происхождение театра на Востоке. Мифы о происхождении театра Индии, Китая, Японии, Бирмы, Таиланда, Индонезии. Ритуально-мифологические корни театра. Гипотеза о происхождении драматического театра из кукольного театра. Связь кукольного театра с культом предков и шаманскими ритуалами. Традиционное представление в странах Азии об актерах как о подражателях куклам.

       Религиозно-философские направления в Индии и театр. Древнеиндийские эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна». Ритуальные и фольклорно-зрелищные представления, связанные с религиозно-философскими течениями Индии и оказавшие влияние на становление и развитие её театра.

Древнеиндийский театральный трактат «Натьяшастра». Санскритская драма. Многообразие форм народного театра. Художественный язык индийского танца. Язык жестов – Мудра и язык поз – Карана. Индийский танец и храмовая скульптура (взаимодействие и взаимовлияние). Костюм, маска и грим в индийском театре (взаимосвязь с иконографией). Условность и символ в театре Индии.

Театр Юго-Восточной Азии. Влияние индийской культуры и театра на художественные традиции Юго-Восточной Азии. Театры Таиланда, Камбоджи, Бирмы. Теневые театры Индонезии. Бирма: театр живых актеров и театр марионеток. Деревянное зодчество Бирмы и театр. Камбоджа и Таиланд: многообразие театральных форм. Кхон и Лакон. Теневые театры Явы и Бали. Ваянг Кулит и Ваянг Пурво. Театр масок: актер в маске и актер в гриме. Связь современного театра с ритуалом. Общность художественно-театральных культур стран Юго-Восточной Азии.

Религиозно-идеологические системы Китая и театр. Традиционный театр Сицюй. Пекинская музыкальная драма. Региональные театральные жанры. Оформление театральной сцены. Роль графических изображений на театральной сцене. Древнекитайский философский трактат «Лицзи» – космос, музыка, ритуал. Китайская народная картина – лубок. Театральные мотивы в китайском лубке.

Театр Японии. Придворные и храмовые музыкально-хореографические представления Гагаку. Театр Но. Фарсы Кёгэн. Кукольный театр Дзёрури. Влияние сценической техники и музыкального оформления кукольного театра на формирование театра Кабуки. Китайское культурное воздействие на театр, изобразительное искусство и музыка Японии.

«Восток на Западе». Влияние художественно-театральной культуры Востока на современный западный театр и культуру. Традиции восточного театра в эстетике и театральной практике Вс. Мейерхольда. С. Эйзенштейн и художественно-театральная культура Японии и Китая. Влияние восточного театра и восточной культуры на эстетику и театральную практику Г. Крэга. М. Рейнхардт и театр Востока. Театр Востока и А. Арто. Влияние философии дзэн-буддизма на современный театр, живопись, музыку и литературу Запада.

 

   

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 629.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...