Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Электронные ресурсы удаленного доступа




 

1. Античный театр. – Режим доступа: http://anti4teatr.ucoz.ru/

2. История: Кино. Театр. – Режим доступа: http://kinohistory.com/index.php

3. Каталог: Театр и театральное искусство. – Режим доступа: http://www.art-world-theatre.ru/

4. Планета театра: [новости театральной жизни России]. – Режим доступа: http://www.theatreplanet.ru/articles/

5. Театральная библиотека : пьесы, книги, статьи, драматургия. – Режим доступа: http://biblioteka.teatr-obraz.ru/

6. Театральная Энциклопедия. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_Index.php

7. Театральная энциклопедия. – Режим доступа: http://www.theatre-enc.ru/

8. Театры народов мира. – Режим доступа: http://teatry-narodov-mira.ru/

9. Энциклопедия: Музыка. Театр. Кино. – Режим доступа: http://scit.boom.ru/music/teatr/What_takoe_teatr.htm

 

 

Часть III. История русского драматического театра

Тема 1. Становление русского театра

       Ритуальные действа первобытного общества, обряды и обрядовые празднества, связанные с языческой религией, скоморошьи игрища. Возникновение устной народной драмы (приблизительно XVI в.). Драмы: «Лодка», о «Царе Максимилиане», о «Царе Ироде», комедия о «Петрушке». Церковные театрализованные «действа» - «Пещное действо». Гонения на скоморохов как хранителей остатков язычества со стороны ортодоксальной церкви в XI – XVII веках (Указ царя Алексея Михайловича от 1648 года).

       Возникновение театральных представлений по образцу западно-европейского театра. Первый придворный театр царя Алексея Михайловича (1672–1676) «Артаксерксово действо» в постановке И. Грегори. Комедийные хоромины(храмины) в с. Преображенском и Москве. Пьесы на библейские сюжеты – «Олофернова комедия или «Иудифь», «Малая прохладная комедия об Иосифе», «Жалобная комедия об Адаме и Еве», на мифологические сюжеты – «Комедия о Бахусе с Венусом», балет об Орфее и др. Постановочная культура и широкий спектр изобразительных средств театра.

 

Тема 2. Русский театр XVIII века

       Возникновение школьного театра в России. Абстрактность и аллегоричность школьных пьес. Пьесы Симеона Полоцкого – «О Навохудоносоре царе, о теле злате и о трех отроцех в пещи не сожженных», «Комедия притчи о блудном сыне». Первые московские школьные театры – театр Славяно-латинской академии (первое представление в 1701г.), театр гошпитальный (хирургической школы). Театр Ростовской духовной семинарии, открытый ученым-монахом Димитрием Ростовским (1702г.). Пьесы Димитрия Ростовского – «Комедия на Рождество», «Кающийся грешник» и др.

           Политические, экономические и культурные преобразования, «Великое посольство» Петра 1. Попытка царя Петра 1 создать публичный театр в России. Театральные труппы Кунста-Фюрста (1702–1706), отсутствие национальной русской драматургии, исполнение пьес Кальдерона, Мольера, немецких авторов.

 Расцвет школьного театра – Хирургической школы, Шляхетного корпуса. Влияние иностранных актерских трупп, гастролировавших в России на стиль актерской игры русских актеров.

       Появление театра «охочих комедиантов», заложившего основы будущего русского профессионального театра. Расцвет театра – 30–50-е годы XVIII века. Репертуар театра «охочих комедиантов» – шутовские (пародийные) комедии и интермедии. «Охочие комедианты» Москвы, Петербурга, Ярославля, Пензы.

Спектакли иностранных трупп, гастролировавших в России – оперно-балетные представления на основе сюжетов античной мифологии. Влияние оперно-балетных спектаклей на развитие русской театральной культуры, сценической техники, декорационной живописи. Открытие в 1738 г. Первой русской танцевальной школы во главе с преподавателем Шляхетного корпуса, балетмейстером Ж.- Б. Ланде.

 Драматургия русского классицизма.

       Александр Петрович Сумароков(1718–1777). Роль А.П. Сумарокова в создании русской национальной драматургии. Взгляды Сумарокова на предназначен6ие театра. Трактовка истории в трагедиях Сумарокова, их тираноборческое звучание. Эволюция драматургии А.П. Сумарокова. «Хорев», «Синав и Трувор», «Дмитрий Самозванец». Перевод «Гамлета» У. Шекспира, отход от сюжета и изменение философской концепции. Комедии Сумарокова: «Чудовищи», «Пустая ссора». А.П. Сумароков – первый директор Русского для представления трагедий и комедий театра, созданного Указом царицы Елизаветы Петровны (1756). Борьба первого профессионального театра за «выживание». Ярославский театр «охочих комедиантов».

       Федор Григорьевич Волков(1729–1763) – первый выдающийся русский актер-профессионал.

       Московские театры – Университетский или Русский театр (1756), Петровский театр (1780–1805), Московский публичный театр (1766); Петербургские театры – Вольный театр на Царицыном лугу (1779), Немецкий театр, Российский публичный театр. Актеры – последователи Ф.Г. Волкова: И.А. Дмитревский, Я.Д. Шумский, Т.М. Троепольская, А.М. Мусина-Пушкина. Возникновение провинциальных и крепостных театров. Мода на создание крепостных театров в конце XVIII – начале XIX вв. Самые выдающиеся крепостные театры – графов Шереметевых, князя Н.Б. Юсупова, графа А.Р. Воронцова и др. Крепостная актриса Прасковья Жемчугова- Ковалева.

 Жанровое разнообразие репертуара – сатирическая комедия, политическая трагедия, мещанская драма, слезная комедия. Тираноборческая (политическая) трагедия Я. Княжнина(1758–1815) – «Вадим Новгородский»), Н. Николева – «Сорена и Замир») Русский сентиментализм в театре. Первые представители слезной комедии и мещанской драмы – В. Лукин(1737–1794) («Мот, любовью исправленный»), М. Херасков (1733–1807) – «Веницианская монахиня»)

       Развитие комедийного жанра. Создание достоверной картины русской жизни. Сатирическая комедия. Д.И. Фонвизин (1745–1792) «Бригадир», «Недоросль». Фонвизин – родоначальник критического реализма в русской драматургии. Создание театров: театр на Царицином лугу (Санкт-Петербург, 1779), Петровский театр (Москва, 1780), Университетский театр (Русский театр) (Москва, 1759).

       Возникновение жанра русской комической оперы. Два направления жанра:

– реалистическое (представители: А. Аблесимов («Мельник – колдун, обманщик и сват»), Я. Княжнин («Несчастье от кареты». «Сбитенщик»), Н. Николев («Розанна и Любим»), М. Попов («Анюта»), И. Крылов («Кофейница»);

– идиллическое – В. Майков («Деревенский праздник или Увенчанная добродетель».

       Формирование национальной исполнительской школы. Крупнейшие актерские имена конца XVIII века: Яков Шушерин, Василий Померанцев, Петр Плавильщиков, Сила Сандунов и др.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 324.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...