Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Виды учебной работы, образовательные технологии
Тематика и последовательность лекций соответствуют заявленным в программе требованиям к результату освоения дисциплины “Психология”. В процессе изложения основных тем курса преподавателем активно используются информационно-коммуникационные технологии. Изложение содержания по разделам сопровождается демонстрацией учебных материалов, представленных в различных знаковых системах, в т.ч. иллюстративных, графических, аудио- и видеоматериалов (лекции-визуализации). Во вводной лекции объясняется цель курса, его роль в системе учебных дисциплин и профессиональной подготовке, дается обзор курса, намечаются научные проблемы, рассматриваемые в курсе. На этой лекции студенты знакомятся с литературой и методикой самостоятельной работы по курсу, особенностями промежуточного и итогового контроля. Проблемы первого раздела программы освещаются в ходе обзорной, объяснительной и проблемных лекций. Результаты освоения раздела проверяются в ходе тестирования на первом этапе рубежного контроля. Последующие лекции образуют пять тематических блоков в соответствии с проблематикой второго-пятого разделов программы. При чтении лекций применяются методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: диалог, беседа, дискуссия. Проблемная лекция с элементами эвристической беседы посвящена ключевым вопросам психологии личности раздела программы “Психические свойства личности”. Материал лекций закрепляется в ходе семинарских и практических занятий. Его освоение проверяется тестированием, выполнением письменных заданий, решением психологических задач, а также выполнением творческих работ. Завершающая лекция проводится в форме пресс-конференции и носит обзорный характер. Студенты заранее готовят интересующие их вопросы и заранее передают преподавателю в письменном виде.
Семинарские и практические занятия играют ключевую роль в реализации дидактических задач курса “Психология”. Задачами семинарских занятий являются: - углубленное изучение теоретического материала; - формирование навыка переработки научных текстов, обобщения и систематизации материала, развитие критического мышления и др.; - развитие самостоятельности при освоении знаний, творческой инициативы и творческих способностей; - формирование навыка публичных выступлений, способности к рассуждениям перед аудиторией и защите своей точки зрения. Наиболее часто в процессе обучения используются семинар-дискуссия, проблемный семинар, семинар-конференция. Преобладающей организационной формой являются практические занятия. Их формат соответствует деятельностной направленности процесса обучения. Цели практических занятий: - помочь студентам осмыслить изучаемый материал; - формировать навыки и умения учебной деятельности; - помочь студентам установить связь теории и практики, научить переносить знания в новые ситуации; - помочь студентам осознать связь научных знаний с их будущей профессиональной деятельностью. Для обеспечения полноценного осмысления научных знаний используются различные дидактические средства: - различного рода учебные задачи (репродуктивные, продуктивные, творческие, рефлексивные); - учебные задания на составление таблиц, схем, интерпретацию результатов диагностики; - опыты и демонстрации; - моделирование проблемных ситуаций и проектирование способов их разрешения; - изучение диагностических методик; - деловые и ролевые игры. Одно занятие проводится в форме группового психологического тренинга. Отдельное занятие организуется в форме презентаций учебных проектов с элементами учебных дискуссий и выполнением вспомогательных учебных заданий. Высоким потенциалом в преподавании дисциплины “Психология” обладают интерактивные методы. Студенты получают возможность развить необходимые навыки межличностного и группового взаимодействия, а также более глубоко понять собственный потенциал, личные ресурсы, которыми они обладают или которые необходимо развить для будущей профессиональной деятельности. Интерактивные методы эффективны в развитии коммуникативных и исследовательских навыков будущих педагогов. Особое внимание в обучении уделяется организации рефлексивной деятельности студентов, которая предполагает осознание себя не только как субъекта учебной и других видов деятельности, но и как личности, субъекта жизнедеятельности. Рефлексия может быть направлена на: - свои внутренние психические акты и состояния; - собственный психологический опыт и динамику его приобретения; - способы учебной работы, познавательной, коммуникативной и других видов деятельности; - личностные смыслы и ценности; - образ себя. Рефлексивные ситуации организуются на основе: - обращения студентов к собственному накопленному ранее психологическому опыту (рефлексивные задачи); - воссоздания и моделирования ситуаций в психологических играх и упражнениях (тренинговые методы); - использования ярких образов людей и ситуаций, представленных в художественных произведениях, фильмах.
Самостоятельная работа студентов осуществляется по следующим направлениям: 1) подготовка к семинарским и практическим занятиям, в том числе процедурам текущего контроля; 2) подготовка к мероприятиям рубежного контроля; 3) выполнение и презентация учебного проекта; В ходе обучения используются следующие виды самостоятельной работы: 1. Самостоятельная работа студента, связанная с выполнением текущих заданий (задания по базовому учебнику и дополнительным учебным пособиям, чтение хрестоматийной психологической литературы, выполнение творческих заданий, написание эссе, решение ситуационных задач, подбор материалов для экспериментальной работы а также другие виды работы). 2. Самостоятельная индивидуальная работа студента, направленная на устранение отдельных недостатков в знаниях, умениях и навыках. 3. Самостоятельная работа, связанная с овладением новым материалом (изучение студентами дополнительной литературы, выполнение лабораторных работ и т.п.); 4. Индивидуальная самостоятельная работа студентов (устные доклады, рефераты, подбор информации по актуальной проблеме и т. д.) 5. Самостоятельная работа студента по их собственной инициативе (самостоятельный поиск текстов для сообщений на семинарских и практических занятиях, написанию курсовой работы). Последовательное выполнение всех видов самостоятельной работы, постепенное усложнение заданий и задач, стоящих перед студентами, способствуют развитию навыков дальнейшей самостоятельной работы и повышает профессиональную и коммуникативную компетентность студентов. Для оптимальной организации самостоятельной работы студентам предлагаются методические рекомендации (см. часть II УМКД), которые включают задания к семинарским и практическим занятиям, характеристики контрольных мероприятий, комментарии, рекомендации по освоению отдельных содержательных линий. Дифференцированной может быть и самостоятельная работа при подготовке к рубежному контролю – комплексной контрольной работе. Тем студентам, которые не сумели освоить на должном уровне содержание практических и семинарских занятий, а также пропустили те или иные лекционные занятия, предлагается комплекс дополнительных заданий. Особый характер носит самостоятельная работа студентов при подготовке и при выполнении учебных проектов. Она предполагает более углубленное изучение выбранной темы, осуществляется в составе группы, что требует от студентов не только применения навыков самоорганизации, но и готовности к активному взаимодействию с коллегами, способности аргументировано формулировать и отстаивать собственное мнение, конструктивно воспринимать критику в свой адрес. В такой ситуации принципиальное значение приобретает алгоритм формирования групп. Наиболее целесообразный подход подразумевает формирование групп вокруг студентов, набравших по результатам рубежного контроля наибольшее количество рейтинговых баллов и способных обеспечить эффективное выполнение учебных задач.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 249. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |