Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 1.5.1.  Формы организации семейной жизни




Цель занятия:

1. Закрепление полученных теоретических знаний.

  1. навыков работы с законодательством.

3. Развитие навыков самостоятельной работы с правовыми документами

4. Способствовать углублению правопонимания и правосознания у студентов.

 

Обеспечивающие средства: методические указания по выполнению практических работ; Гражданский кодекс РФ; Семейный кодекс РФ; учебная литература.

 

Требования к отчету: Отчет практической работы письменно оформить на листах формата А 4.., и представить с указанием фамилии студента. Отчет должен содержать:

1. текст задания;

2. дайте определение понятий;

3. заполнить таблицу;

4. решение задач.

 

                     

Порядок выполнения практической работы

1. Ознакомиться с методическими указаниями для практических работ.

2. Выполнение задания:

- дайте определение понятий;

- заполнить таблицу;

- решение задач.

3. Защита практической работы.

4. Оформление практической работы.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Спектр видов, форм и категорий современной семьи довольно многообразен. Категории, или, как их еще называют, типы, семей по-разному функционируют в тех или иных сферах семейных от­ношений.

Родственные связи определяют простой, нуклеарный, или слож­ный, расширенный, тип семьи. Необходимо уметь классифицировать типы семей   по ряду признаков:

по количеству детей: инфертильная (бездетная) семья, одно­детная, малодетная, многодетная; по составу, неполная семья, отдельная, простая (нуклеарная), сложная (семья нескольких поколений), большая семья, семья повторного брака;по типу главенства в семье: эгалитарные (равноправные) и ав­торитарные семьи;по семейному стажу, молодая семья; семья в ожидании ребен­ка; семья среднего супружеского возраста; пожилая супружеская пара;по географическому признаку, городская, сельская, отдаленная (проживающая в труднодоступных районах);по однородности социального состава', социально гомогенные — супруги примерно из одной социальной сферы; гетерогенные — супруги вышли из разных социальных групп. Знать основные модели семейных отношений

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

ЗАДАНИЕ № 1 Дайте определение понятий

Патриархальная семья – ______________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бикарьерная семья – ______________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Детоцентристский тип семьи – _______________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ № 2

 

Прочитайте определения семьи, предлагаемые различными исследователями брачно-семейных отношений. Предложите свое определение понятию «семья».

 1. Семья – группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других родственников, живущих вместе (Толковый словарь русского языка). Семья – социальная группа, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления, и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях (Ю. Г. Волков).


       2. Семья
– основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный институт, т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т. д. (Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой).

 

3. Семья – малая социальная группа (ячейка) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство (Н. Я. Соловьев).

4. Семья – основанная на единой, совместной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи (А. И. Антонов).

 

5. Семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения (А. Г. Харчев).

 

6. Семья– первичная группа, в которой связи строятся на непосредственных контактах, на эмоциональном вовлечении ее членов в дела группы, обеспечивающем высокую степень отождествления и слияния ее участников, которая увеличивается и разрастается не благодаря «приему» новых членов извне, а благодаря рождению детей (А. И. Захарова).

 

7. Семья – духовно-нравственный союз, состоящий из родителей и детей, обладающий устойчивым, постоянным характером и связанный в единстве не только жилищем и экономической зависимостью, но и чувствами, основанными на кровном родстве (С. Л. Рубинштейн).


ИТАК , ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО СЕМЬЯ - ЭТО 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 



ЗАДАНИЕ № 3

КАКОЕ РАЗЛИЧИЕ СУЩЕСТВУЕТ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ «СЕМЬЯ» И «БРАК»?

       Предложите свое определение понятию «брак», исходя уже из существующих:

1. Брак – исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям (Философский энциклопедический словарь).

2. Брак есть заключенный в установленном порядке с соблюдением требований закона добровольный и равноправный, в принципе пожизненный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий у них взаимные права и обязанности (В. А. Рясенцев).

 

ИТАК , ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО  БРАК – ЭТО 

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                       ЗАДАНИЕ № 4  СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦ


Составьте таблицу «Типичные нормы традиционной и современной семьи»

 

Сфера жизнедеятельности семьи и внесемейной деятельности супругов Типичные нормы традиционной семьи Типичные нормы современной семьи
     
     
     
     

 

 

ЗАДАНИЕ № 5 ЗАДАЧИ

 

Вариант № 1

 

ЗАДАЧА № 1

 

  Родители развелись, когда ребенок был маленький. Отца он не помнит, но в послед

нее время, все чаще думает о нем и очень хочет увидеть его. Юноша не знает как ему

устроить встречу с отцом

1. Как можно помочь юноше в организации встречи с отцом?

2. Нужно ли сюда подключать мать юноши?

ЗАДАЧА № 2

 

     Мама запрещает ребенку общаться с отцом. Но и подросток и отец хотят общаться друг с другом. Как только она узнает о том, что они виделись, она устраивает истерику и выгоняет дочь из дома.

1. Почему у мамы такая реакция?

2. Как можно помочь этой девочке в решении ее проблемы?

Вариант № 2

ЗАДАЧА № 1

 

    Девочка хорошо учиться в школе (в 5-ом классе) Тройка для нее – это целая трагедия, она плачет, обвиняет себя в глупости, бездарности. Родители замечают ее странную реакцию, но не знают чем можно ей помочь

1. В чем проблема этой девочки?

2. Что явилось предпосылкой к возникновению такой реакции?

ЗАДАЧА № 2

Отец очень суров по отношению к детям. Он часто кричит на них, наказывает, может поднять руку. Мать наоборот очень ласкова к ним и поведение мужа ее беспокоит. Она всегда защищает детей и старается смягчить реакцию мужа, но все бесполезно, муж считает, что полностью прав.

 Как в дальнейшем могут сложиться отношения между супругами?

Как такое противоречивое воспитание отразиться на детях?

 

 

ЗАДАНИЕ № 6

 

Перечислите основные черты:

Патриархальная семья

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Детоцентристская семья

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Супружеская семья

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

               Контрольные вопросы по теме:

1. Перечислите виды семейных кризисов

2. Что означает семейный кризис?

3. Какова характеристика основных типов семей?

4. Перечислите основные принципы системного кризиса в современной России

5. Какова структура и функции современной семьи?










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 616.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...