Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 1.5.1. Формы организации семейной жизни
Цель занятия: 1. Закрепление полученных теоретических знаний.
3. Развитие навыков самостоятельной работы с правовыми документами 4. Способствовать углублению правопонимания и правосознания у студентов.
Обеспечивающие средства: методические указания по выполнению практических работ; Гражданский кодекс РФ; Семейный кодекс РФ; учебная литература.
Требования к отчету: Отчет практической работы письменно оформить на листах формата А 4.., и представить с указанием фамилии студента. Отчет должен содержать: 1. текст задания; 2. дайте определение понятий; 3. заполнить таблицу; 4. решение задач.
Порядок выполнения практической работы 1. Ознакомиться с методическими указаниями для практических работ. 2. Выполнение задания: - дайте определение понятий; - заполнить таблицу; - решение задач. 3. Защита практической работы. 4. Оформление практической работы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Спектр видов, форм и категорий современной семьи довольно многообразен. Категории, или, как их еще называют, типы, семей по-разному функционируют в тех или иных сферах семейных отношений. Родственные связи определяют простой, нуклеарный, или сложный, расширенный, тип семьи. Необходимо уметь классифицировать типы семей по ряду признаков: по количеству детей: инфертильная (бездетная) семья, однодетная, малодетная, многодетная; по составу, неполная семья, отдельная, простая (нуклеарная), сложная (семья нескольких поколений), большая семья, семья повторного брака;по типу главенства в семье: эгалитарные (равноправные) и авторитарные семьи;по семейному стажу, молодая семья; семья в ожидании ребенка; семья среднего супружеского возраста; пожилая супружеская пара;по географическому признаку, городская, сельская, отдаленная (проживающая в труднодоступных районах);по однородности социального состава', социально гомогенные — супруги примерно из одной социальной сферы; гетерогенные — супруги вышли из разных социальных групп. Знать основные модели семейных отношений
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ЗАДАНИЕ № 1 Дайте определение понятий Патриархальная семья – ______________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Бикарьерная семья – ______________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Детоцентристский тип семьи – _______________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ЗАДАНИЕ № 2
Прочитайте определения семьи, предлагаемые различными исследователями брачно-семейных отношений. Предложите свое определение понятию «семья». 1. Семья – группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других родственников, живущих вместе (Толковый словарь русского языка). Семья – социальная группа, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления, и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях (Ю. Г. Волков).
3. Семья – малая социальная группа (ячейка) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство (Н. Я. Соловьев). 4. Семья – основанная на единой, совместной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи (А. И. Антонов).
5. Семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения (А. Г. Харчев).
6. Семья– первичная группа, в которой связи строятся на непосредственных контактах, на эмоциональном вовлечении ее членов в дела группы, обеспечивающем высокую степень отождествления и слияния ее участников, которая увеличивается и разрастается не благодаря «приему» новых членов извне, а благодаря рождению детей (А. И. Захарова).
7. Семья – духовно-нравственный союз, состоящий из родителей и детей, обладающий устойчивым, постоянным характером и связанный в единстве не только жилищем и экономической зависимостью, но и чувствами, основанными на кровном родстве (С. Л. Рубинштейн).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 3 КАКОЕ РАЗЛИЧИЕ СУЩЕСТВУЕТ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ «СЕМЬЯ» И «БРАК»? Предложите свое определение понятию «брак», исходя уже из существующих: 1. Брак – исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям (Философский энциклопедический словарь). 2. Брак есть заключенный в установленном порядке с соблюдением требований закона добровольный и равноправный, в принципе пожизненный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий у них взаимные права и обязанности (В. А. Рясенцев).
ИТАК , ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО БРАК – ЭТО _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ЗАДАНИЕ № 4 СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦ Составьте таблицу «Типичные нормы традиционной и современной семьи»
ЗАДАНИЕ № 5 ЗАДАЧИ
Вариант № 1
ЗАДАЧА № 1
Родители развелись, когда ребенок был маленький. Отца он не помнит, но в послед нее время, все чаще думает о нем и очень хочет увидеть его. Юноша не знает как ему устроить встречу с отцом 1. Как можно помочь юноше в организации встречи с отцом? 2. Нужно ли сюда подключать мать юноши? ЗАДАЧА № 2
Мама запрещает ребенку общаться с отцом. Но и подросток и отец хотят общаться друг с другом. Как только она узнает о том, что они виделись, она устраивает истерику и выгоняет дочь из дома. 1. Почему у мамы такая реакция? 2. Как можно помочь этой девочке в решении ее проблемы? Вариант № 2 ЗАДАЧА № 1
Девочка хорошо учиться в школе (в 5-ом классе) Тройка для нее – это целая трагедия, она плачет, обвиняет себя в глупости, бездарности. Родители замечают ее странную реакцию, но не знают чем можно ей помочь 1. В чем проблема этой девочки? 2. Что явилось предпосылкой к возникновению такой реакции? ЗАДАЧА № 2 Отец очень суров по отношению к детям. Он часто кричит на них, наказывает, может поднять руку. Мать наоборот очень ласкова к ним и поведение мужа ее беспокоит. Она всегда защищает детей и старается смягчить реакцию мужа, но все бесполезно, муж считает, что полностью прав. Как в дальнейшем могут сложиться отношения между супругами? Как такое противоречивое воспитание отразиться на детях?
ЗАДАНИЕ № 6
Перечислите основные черты: Патриархальная семья ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Детоцентристская семья ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Супружеская семья ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы по теме: 1. Перечислите виды семейных кризисов 2. Что означает семейный кризис? 3. Какова характеристика основных типов семей? 4. Перечислите основные принципы системного кризиса в современной России 5. Какова структура и функции современной семьи? |
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 662. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |