Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 1.4.1. Жизненный цикл семьи




 Цель занятия:

 

1. Закрепление полученных теоретических знаний.

2. Развитие навыков самостоятельной работы с правовыми документами

3. Способствовать углублению правопонимания и правосознания у студентов.

 

Обеспечивающие средства: методические указания по выполнению практических работ; Гражданский кодекс РФ; Семейный кодекс РФ; учебная литература.

 

Требования к отчету: Отчет практической работы письменно оформить на листах формата А 4.., и представить с указанием фамилии студента. Отчет должен содержать:

1) текст задания;

2) определение понятий;

3) решение задач.

 

                     

Порядок выполнения практической работы

1. Ознакомиться с методическими указаниями для практических работ.

2. Выполнение задания:

-  определение понятий;

-  решение задач.

3. Защита практической работы.

4. Оформление практической работы.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Необходимо обратить внимание на жизненный цикл семьи – история жизни семьи, протяженность во времени, собственная динамика, жизнь семьи, отражающая повторяемость, регулярность семейных событий.

Знать, что семья есть малая социальная группа «естественного» происхожде­ния с целым рядом индивидуальных функций, имеющих свою историю, протяженность во времени, обладающая семейной динамикой, т.е. закономерной сменой различных этапов и состояний.

Семейная динамика, однако, представляет собой смену одних семейных событий другими. Под событиями понимаются не миллионы повседневных семейных ситуаций, а наиболее значимые из них, сущест­венно влияющие на изменение семейной структуры. Совокупности семейных событий образуют основные этапы семейного цикла жизни.

 Знать, что стадии супружеской жизни – последовательное отражение смены супружества молодого, среднего возраста, зрелого возраста и супружества пожилого возраста. Обратить внимание на стадии

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

ЗАДАНИЕ № 1

Дайте определение понятий

Нормативный семейный кризис - _____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ненормативный семейный кризис - ____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

                                                      ЗАДАНИЕ № 2

Какие законы, связанные с семьей и детством, вы знаете? Перечислите

1. ___________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________________________

4. ___________________________________________________________________________

5. ___________________________________________________________________________

                                           

 

                                                      ЗАДАНИЕ № 3

 

1. Расположите основные этапы жизненного цикла семьи в последовательном порядке их возникновения:

1. рождение последнего ребенка

2. вступление в брак

3. «пустое гнездо»

4. рождение первого ребенка

5. прекращение существования семьи

 

 

ЗАДАНИЕ № 4 СИТУАЦИИ

 

 Проанализируйте ситуацию из семейной жизни. Каковы её причины?

         Ситуация 1

  Жизнь у нас сложилась неважно, не находим общего языка с му­жем, не понимаем друг друга, хотя живем уже вместе 10-й год. Он по своему характеру относится к сангвиникам, я же считаю себя меланхоликом. Очевидно, у нас несовместимость характеров. Я много читаю, анализирую, сравниваю. Стараюсь найти общий язык, но ничего не получается.

 Конечно, сказывается и образова­ние: у него 8 классов, работает шофером. А я закончила техникум, работаю бухгалтером. У нас хороший сын-первоклассник. Вроде бы и не ссоримся, но тепла в доме нет.         Живем как чужие люди.

 

 Ситуация 2

Мягкий по характеру, спокойный мужчина женился на девушке деятельной, энергичной. Она, по ее словам, постоянно «тормо­шила» мужа, упрекала его в сонливости, пыталась увлечь новыми идеями, планами.

Постепенно в доме все чаще стали раздавать­ся взаимные упреки, происходили ссоры, так как жена считала, что это лучший способ бороться с медлительностью и спокойст­вием мужа, его домоседством.

 

Ситуация 3

Молодой мужчина жалуется приятелю: поженились мы по любви, и характерами, вроде бы, подходим друг другу, и интересы у нас общие. А вот ссоримся постоянно. Мать у меня домовитая была, а жена — хозяйка плохая.

     Три года живем вместе, а опыта не на­бирается — ни порядка в доме нет, ни приготовить ничего вкусно­го не может, все на скорую руку, ни ребенка занять, чтоб не кап­ризничал...

 

                                                        ЗАДАНИЕ № 5

Прокомментируйте предложенные «Семейные мудрости» (В.М. Целуйко «Психология современной семьи»).

Вариант № 1

№1.Тем, кто ищет партнера, стоит вспомнить старую мудрость: чтобы хорошо выбрать, надо иметь, из чего выбирать. Практика показывает, что наиболее удачно складывается семейная жизнь у тех, кто в юности имел широкий круг общения: занимался в спортивных секциях, кружках самодеятельности, участвовал в туристических походах, хоровых капеллах. У таких людей возникает меньше иллюзий по поводу избранника.

 

№ 2. Уровень притязаний супругов зависит от того, какие потребности, материальные и духовные, сформировались у них в прошлом, и прежде всего – в родительской семье. Избежать возникновения семейной напряженности легче всего удается тем, кто не считает свои вкусы безупречными и единственно возможными, способен трезво воспринимать критику, уважать право других думать, считать и чувствовать по-своему.

 

№ 3. Многие психологи и психиатры справедливо считают, что образцы поведения, заданные в родительской семье, оказывают существенное влияние на характер отношений, которые пытаются строить мужчина и женщина в своей собственной семье.

Как правило, брак детей, выросших в счастливых семьях, удачен, ибо прекрасен образец. Дети из несчастливых семей стремятся строить отношения «от противного», т.е. диаметрально по-другому. Это очень важно понять, чтобы не упекать постоянно супруга в похожести на своих родителей. Как можно больше тепла – и огонь благодарности будет ярко освещать вашу семейную жизнь

 

№ 4. Многие супруги защищают традиции своих родителей и нетерпимо относятся к мнению родителей своего партнера по браку. Нужно понять, что перевоспитать взрослых практически невозможно. Самое лучшее решение проблемы просто: не критикуй и по возможности выражай симпатию по отношению к родственникам партнера. Помните, к вам в старости будут относиться так же, как и вы относитесь к своим отцам и матерям, к бабушкам и дедушкам.

 

 

Вариант № 2

 № 1. Каждый человек имеет свой психологический «сценарий», то есть план взаимных отношений, и люди чаще всего бессознательно живут по этому сценарию. Но ведь жизнь меняется очень быстро, и нужно успевать вносить соответствующие изменения в «сценарий».

№ 2. Нужно прекратить традиционные споры о мужских и женских обязанностях в семье. Постарайтесь лучше узнать друг друга и помочь найти себя, развернуть, развить таящиеся задатки, способности, физические и духовные силы каждого члена семьи на радость близким и себе

 

 № 3. Постоянные инструкции типа: «Мой за собой посуду», «Убери одежду на место» (то есть «Делай, что я велю») – могут разрушительно действовать на брак. Если в доме не бывает никогда незапланированных и случайных изменений, то может родиться скука, и дом покажется тюрьмой, а один из супругов – тюремщиком.

№ 4. Каждому человеку необходимо сознание того, что его уважают за личные качества, а не за должность, славу и т.д. Нельзя говорить: «моя работа важнее твоей, я больше получаю и, следовательно, важнее тебя». Главное – верить друг другу, чтобы во время ссоры не сказать оскорбительных слов, то есть не сделать то, что не входило в ваши намерения. Простить обиды – это значит навсегда забыть о случившимся событии, никогда о нем не вспоминать и тем более не говорить.

 

? Вопросы для контроля знаний

 1.Дайте характеристику семьи как социокультурной среды развития и воспитания личности.

2. Каковы основные социальные функции семьи по отношению к детям? Каковы функции ребенка в семье?

3. Назовите основные этапы жизненного цикла семьи, охарактеризуйте их.

4. В чем заключаются проблемы взаимоотношений супругов на этапе первого и второго критических периодов жизнедеятельности семьи?
5. Назовите условия устойчивости брака, причины разводов.

                          Список использованных источников

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ). // Собрание законодательства РФ. 2014. № 9. ст. 851.

2. Тюрина, Э.И. Социальная работа с семьей и детьми: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Э.И.Тюрина, Н.Ю. Кучукова, Е.А. Пенцова.- М.: Издательский центр «Академия», 2009.- 288с.

3. Басов, Н.Ф. Основы социальной работы: учебное пособие для студ. высш учеб заведений / Н.Ф.Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 288с.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1038.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...