Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Коммуникативная компетентность




Коммуникативный тренинг направлен на развитие следующих базовых умений, позволяющих улучшить общение и взаимодей­ствие.

Коммуникативные умения и навыки:

- инициировать и вступать в контакт;

- формировать благоприятное первое впечатление;

- задавать вопросы и отвечать на них;

- вести беседу, кратко и точно выражать свои мысли;

- стимулировать собеседника к прояснению его позиции, вы­сказываний;

- слушать, услышать и понять то, что имел в виду собеседник;

- осуществлять обратную связь, т. е. передать партнеру, что его услышали и поняли;

- выравнивать эмоциональное напряжение в беседе, в дискуссии;

- считывать и грамотно интерпретировать невербальные сигна­лы собеседника (взгляд, мимику, жесты, позы);

- управлять собственными экспрессивными сигналами в про­цессе общения;

- эффективно взаимодействовать с другими, осуществляя со­трудничество:

- владеть моделями общения;

- использовать в процессе взаимодействия разнообразные сти­ли общения;

- понимать специфику речевых жанров и коммуникативных средств достижения цели при взаимодействии.

Немаловажное значение в современной практике общения име­ют также навыки отношений, или интерактивные навыки. Они чаще всего связаны с управлением ролями, стратегиями и тактиками взаимодействия, индивидуальным и.групповым стилями общения.

Интерактивные умения и навыки:

- диагностировать и оценивать собеседников (их цели и моти­вы, уровень восприятия информации и ее понимания, лидерство);

- правильно распределять роли в игровом общении и подби­рать эффективные стратегии взаимодействия;

- управлять индивидуальной и групповой интеллектуальной деятельностью участников игры внутри команды;

- определять сенсорные каналы собеседников и эффективно их использовать с помощью вербальных и невербальных ключей до­ступа;

- разрешать спорные ситуации, снимать конфликты мнений;

презентацию.

У многих молодых людей именно отсутствие хорошо развитых коммуникативных и интерактивных умений и навыков вызывает настоящую панику при необходимости самому публично высту­пить, например отвечать на экзамене, обратиться к аудитории с речью, сделать самопрезентацию, быть руководителем дискуссии.

Интерактивное упражнение

Проведите в учебной группе игру-тренинг «Дипломатия». Цель игры — научиться корректно захватывать инициативу в споре.

Все участники игры делятся на тройки. Один в тройке — контролер, двое других — собеседники. Один из собеседников хочет деликатно выйти из разговора, а другой назойливо и несколько нахально хочет продолжить его и узнать что-то важное для себя. Контролер будет оце­нивать искусство дипломатии первого, снижая оценку за нарушение ра­мок вежливости в разговоре. Время раунда — 7 мин: начало разговора, словесный поединок, выход из разговора, анализ контролера.

Игра происходит в три раунда: каждый из тройки должен проиграть все три роли. Затем идет обсуждение итогов: каждый рефлексирует свое речевое поведение в той ситуации, которая ему была наиболее приятна.

 

Овладение коммуникативной компетентностью создает моло­дому человеку условия для успеха и карьеры, позволяет стать кон­курентоспособной личностью. Как отмечает Н.А. Морева в книге «Тренинг педагогического общения», для людей с высокой ком­муникативной компетентностью характерны следующие признаки:

- быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации взаимодействия и в партнерах;

- стремление понять другого человека в контексте требований

конкретной ситуации;

- установка в контакте не только на дело, но и на партнера, доброжелательное отношение к нему, учет его состояния и воз­можностей;

- уверенность в себе, адекватная включенность в ситуацию;

- владение ситуацией, гибкость, готовность проявить инициа­тиву в общении или передать ее партнеру;

- большая удовлетворенность общением и уменьшение нервно-психических затрат в процессе коммуникации;

-умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых по­зициях, устанавливая и поддерживая требуемые рабочие контак­ты независимо, а иногда и вопреки сложившимся отношениям;

- высокий статус и популярность в том или ином коллективе;

- умение взаимодействовать в групповой работе, добиваться высокого результата деятельности;

- способность создавать благоприятный климат в коллективе.

Перечисленные внешние поведенческие проявления характер­ны для людей с высокой коммуникативной компетентностью. Од­нако для успеха в профессиональной деятельности важно разви­вать также социальную компетентность, которая в конечном итоге формирует так называемый социальный интеллект, востребован­ный как практикой менеджмента, менеджмента персонала, так и в деятельности всех специалистов, работающих с другими людьми.

Выделяют следующие компоненты социальной ком­петентности:

- социальная сенситивность;

- основные навыки взаимодействия;

- навыки одобрения и вознаграждения, которые существенны для всех социальных ситуаций (т.е. умение давать положительную обратную связь партнерам по общению);

-равновесие, спокойствие как антитеза (от гр.про­тивоположение) социальной тревожности.

Применительно к подростковому возрасту пред­ставляется целесообразным расширить этот перечень характерис­тик, добавив к ним те, которые необходимы каждому молодому человеку и могут быть развиты с помощью тренинга общения:

- развитие речи и лексикона — способность говорить точно и кратко;

- чувствительность к вербальной и невербальной экспрессии собеседников — способность адекватно интерпретировать их пе­реживания, выражающиеся в речи, мимике, позах и пр.;

- гибкость ролевых позиций в общении, способность динамич­но менять их в соответствии с поведением собеседников, с ситуа­цией общения;

- социальная наблюдательность;

- социальная рефлексия, самоосознание себя как субъекта об­щения;

- умение принимать и в конструктивной форме давать обрат­ную связь собеседникам;

- ассертивность — умение уверенно отстаивать свою позицию в конфликтных ситуациях, не переходя ни к агрессии, ни к пассив­но-зависимому поведению;

- самоконтроль.

Коммуникативный тренинг включает в себя и поведенческий тренинг, т.е. обучение навыкам, лежащим в основе поведения, например: общение по телефону, деловая коммуникация — пере­говоры, деловые встречи, межличностное взаимодействие, про­ведение презентаций.

В реальной практике общения коммуникативные умения соот­носятся с коммуникативными техниками, которые как раз и от­рабатываются на тренинге. Так, например, к техникам активного слушания относятся: умение разговаривать и умение услышать и понять. Умение разговаривать предполагает владение техниками формулирования вопросов, прежде всего — открытых, закрытых, альтернативных и техникой собеседования. Умение услышать и по­нять включает владение техникой обратной связи, т. е. повторения (вербализации полученной информации с помощью дословного воспроизведения или цитирования сказанного собеседником); техникой перефразирования (краткое повторение сути высказыва­ния собеседника своими словами), техникой интерпретации (вы­сказывание предположений об истинном значении сказанного или о причинах и целях высказывания собеседника).

Интерактивное упражнение

Развивайте навыки говорения. Попросите участников занятия сесть попарно спиной к спине. Выдайте одному участнику в каждой паре про­стые линейные рисунки, изображающие квадраты, треугольники, пря­моугольники и круги, так, чтобы партнер не видел изображения ориги­нала. Попросите участника, держащего рисунки, описать только слова­ми, что изображено на его листке, а его партнера попытаться воспроиз­вести оригинал на чистом листке. Через определенное время пусть они сравнят оригиналы с копиями и обсудят, какую информацию они полу­чили о вербальной коммуникации.

 

В процессе такого тренинга отрабатываются навыки вербализа­ции, задавания вопросов и формулирования ответов на них и выявляются типичные ошибки при постановке вопросов, а также способы их преодоления. К типичным ошибкам вербализации от­носятся: безапелляционность, навязчивое повторение, ложная интерпретация, слишком точная интерпретация.

Если коммуникативный тренинг проводится систематически, на протяжении длительного времени, то его постоянные участ­ники рано или поздно приобретут коммуникативную компетент­ность, а следовательно, станут более конкурентоспособными и успешными людьми.

ПРАКТИЧЕСКИЙ САМОМАРКЕТИНГ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 423.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...