Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Интерактивные имитационные технологии
Для обучения общению подростков и молодежи могут быть широко использованы интерактивные имитационные игры (моделируемая фантазией авторов игры среда обитания), в которых в результате игрового взаимодействия принимаются разнообразные решения. Специфика такого рода игр состоит в том, что они построены на общении играющих, на индивидуальном и коллективном принятии решений в условиях неопределенности, экстремальности и отсутствия полной информации. На этих играх происходит обучение взаимодействию, умению вести переговоры, выражать и обосновывать свои мысли, слушать собеседника, осуществлять сотрудничество на основе эффективного и конструктивного общения. Обучение общению происходит именно за счет многократного повторения технологий, где моделируются процесс обмена информацией, взаимодействия, восприятия и понимания, а также осуществляются групповые и межгрупповые дискуссии. Особенности имитационных игр. 1. В имитационных играх обычно нет модели социально-экономической среды, не описан труд конкретных работников, не даются подробные инструкции для поведения и принятия решений. 2. В имитационных играх имитируются лишь некоторые хозяйственные, правовые, экономические, экологические, социально-психологические принципы (технологии), определяющие поведение людей и их действий, причем зачастую в экстремальных ситуациях. 3. Имитационные игры предполагают лишь описание среды, причем особенности этой среды знакомы играющим в основном «понаслышке», что делает анализ информации более сложным. 4. Общая цель всего игрового коллектива изначально не задана. 5. Решения принимаются коллективно, но, как правило, на основе предварительной выработки индивидуальных решений, в условиях неопределенности информации (недостаточная компетентность большинства участников и неполная информация об объекте анализа). 6. Игровые процедуры, заложенные в сценарий, могут быть реализованы практически по аналогии на других объектах (например, полет на Луну или происшествие в пустыне), причем самых различных по структуре, целевому назначению и поставленным задачам. 7. Главная учебная цель имитационной игры состоит в том, чтобы участники в ходе игровых действий самостоятельно осознавали смысл и целесообразность коллективной деятельности, сотрудничества, поиска компромисса или консенсуса. 8. Имитационные интерактивные игры осуществляются в жестком регламенте и по времени непродолжительны (не более часа). 9. В имитационных играх, как правило, отсутствуют альтернативы. Участники должны действовать лишь в предложенных вариантах, строго соблюдая нормы и правила, ничего не придумывая сами. 10. В такого рода играх конфликтная ситуация возникает из-за наличия разных потребностей и разных мнений. 11. Эти игры хотя и строятся на взаимодействии, в то же время не обучают общению и коллективному принятию решений. Участники игры воспроизводят имеющийся у них опыт общения, порой негативный. 12. Имитационные игры могут иметь как самостоятельное значение, так и использоваться в качестве технологии «погружения» для раскрепощения участников и определения лидеров, например, на деловых играх. Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что имитационные игры -— это учебные и развивающие интерактивные игры, создающие условия для взаимодействия и коллективного принятия решений на основе индивидуальных подходов. Подумай и выполни задание Аффирмации являются полезной техникой «программирования» своего сознания. Смысл метода заключается в создании и регулярном повторении некоего позитивного утверждения. Оформите аффирмации в виде карточек или заставок на рабочем столе компьютера. Примеры утверждений: - Я успешный коммуникатор. - Я намерен реализовать свои способности и возможности. - Мое общение с людьми становится все лучше. - У меня появляются новые друзья. - Каждый новый человек — это дверь, открывающая мне возможность узнать его и проявить себя. - Несколько простых техник конструктивного взаимодействия помогут мне улучшить мои контакты. Ролевые игры Ролевые игры основаны на обучающем эффекте совместных действий. С психологической точки зрения содержанием ролевой игры являются отношения между людьми (система «человек—человек»), осуществляемые через действия с предметами. Если в игровой деятельности акцент делается на общение, то в ролевой игре преобладают взаимоотношения. Межличностный уровень общения сочетается в ролевой игре с элементами внутриличностного уровня. В целом ролевая игра нацелена на внутриличностные изменения и самокоррекцию. Отмеченная специфика ролевой игры позволяет применять ее в психотерапевтических и личностных тренингах для молодежи. Ролевая игра может использоваться также в обучающих и развивающих целях. Обычно ее содержанием становится любая житейская ситуация, а игра направлена на развитие умения взаимодействовать с другими людьми. Ролевая игра — способ расширения опыта участников посредством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предлагается принять позицию (роль) кого-либо из участников и затем выработать способ, который позволит привести эту ситуацию к достойному завершению (игра). Самый известный разработчик теории ролей Дж. Морено писал, что слово (роль) происходит от латинского (небольшое колесо или круглое бревно), которое позднее стало означать скрученный в трубочку лист бумаги, на котором записывали слова пьес для актеров. Лишь в XVI — XVII вв. слово «роль» стало означать игру актеров. Понятие «ролевая игра» впервые появилось в XX в. Прототип ситуационно-ролевых игр — импровизированные драматические игры на заданную тему, разработанные в 1946 г. Дж. Морено. В начале XX в. он описывал ролевые игры с детьми в городских садах Вены. С середины 1950-х гг. применение ролевых игр в США пошло двумя путями. Первый путь — использование в психотерапии, включая группы личностного роста, социометрию, психодраму, гештальттерапию, а также группы встреч. Второй путь — тренинговые группы, задача которых — саморазвитие и самосовершенствование, а не психотерапия. Тренинговые группы способствуют развитию в людях лидерских навыков, отработке правильного поведения в больших и малых группах, конструктивному взаимодействию, разрешению конфликтов в группах, формированию адекватного самовосприятия и восприятия других. Специалисты по ролевым играм отмечают, что такая игра дает возможность проявить индивидуальность каждого участника, его творческие возможности, развивает умение «входить в положение других», лучше понимать их позиции и чувства, а также создает условия для лучшего осмысления норм и правил поведения и общения. Это, в свою очередь, способствует осознанию значимости социально-психологических факторов при взаимодействии с другими людьми. Кроме того, приобретается важный социально-психологический опыт более объективного анализа поведения как своего собственного, так и других, развивается психологическая компетентность человека. Роли каждого участника (в соответствии с общими условиями ролевой игры) могут привести обучаемых к живой дискуссии, особенно когда каждый вживается в роль, а не просто исполняет ролевые обязанности. Упражнения позволяют развивать коммуникативные навыки. Как и в любой игровой технологии, участников ролевой игры знакомят с ситуацией, а затем предлагают распределить между собой ее роли. Как правило, возможно два варианта распределения ролей: 1) роли распределяются между некоторыми участниками, а остальные, не получившие ролей, становятся активными зрителями, наблюдателями или выполняют функции арбитра, записывая особенности поведения играющих и затем оценивая его последствия; 2) участники анализа ролевой ситуации разбиваются на небольшие группы единомышленников, и каждая группа берет на себя роль отдельного лица, участника ситуации. К основным характеристикам ролевых игр относят: - наличие общей цели у всего игрового коллектива; - наличие ролей и их взаимодействие; - различие целей участников игры, исполняющих разные роли; - наличие группового оценивания поведения участников игры; - наличие управляемого эмоционального напряжения. В практике обучения подростков и молодых людей иногда используется очень похожий на ролевые игры метод «разыгрывание ситуаций в ролях». Однако эти методы хотя и имеют между собой много общего, все же весьма существенно различаются. Так, при «разыгрывании ситуаций в ролях» участники исполняют роль так, как сами считают нужным, импровизируя содержание сценария. Такая игра ведется без предварительной подготовки, ее называют спонтанной. Роли обычно распределяются сознательно и по общему согласию участников игры. Основная задача «разыгрывания ситуации в ролях» —. проявить творческие способности к решению проблемы, к импровизации в поведении. Обычно на таких игровых занятиях обучаемые играют или самих себя, демонстрируя свой стиль, ценности, компетентность, эмоциональную культуру, или подражают кому-то из тех, кого хорошо знают. При обсуждении результатов такой игры преподаватель может решать не только образовательные, но и развивающие задачи, осуществляя коррекцию личности обучаемого, а также проанализировать, как возникают и развиваются все динамические групповые процессы: нормообразование, групповое давление и конформизм, лидерство и руководство. В отличие от «разыгрывания ситуаций в ролях» в ролевой игре участнику анализируемой ситуации, наряду с ее описанием, выдается инструкция, в которой предписано, как вести свою роль, какой стратегии придерживаться, какой характер изображать, как оценивать сложившуюся ситуацию, какие интересы отстаивать и какие цели достигать. Такая игра называется сюжетной или сценарной. Сюжетная игра направлена на проживание и анализ типичных проблем взаимодействия. С ее помощью участники игры осваивают новые, непривычные для себя, но эффективные модели поведения. Инструкция к ролевой игре детально прописывает все аспекты ситуации, но не ставит жестких границ, препятствующих участникам сыграть свои роли в соответствии с их собственными представлениями о том, как необходимо действовать в таких случаях. Таким образом, ролевые игры — это игры по заданному сценарию, который требует не только знакомства с материалом ситуации, но и вхождения в заданный образ, т.е. в какой-то степени даже перевоплощения, актерского мастерства. Однако задача, к решению которой стремятся члены группы, участвующие в ролевой игре, — создание модели поведения, характерного в повседневной жизни для реальных людей, поэтому именно поведение, а не просто проявление талантов участников затем становится основой последующей дискуссии. Группа должна наблюдать за содержанием каждой разыгрываемой сцены. Проигрывание ролей может быть приятным средством для получения многих новых навыков. Ролевые игры помогают участникам стать более восприимчивыми к чувствам других. Ролевые игры проводятся либо в форме совещания, либо в форме свободно развивающегося ролевого общения — диалога между участниками. В заключение занятия обсуждают итог и ход решения проблемы (конфликта), оценивают поведение в данной ситуации каждого из ее участников, его продуктивность. При этом начинают дискуссию «зрители», а заканчивает — педагог, делая критический разбор итогов ролевого общения, отмечая неудачи и достижения. Наблюдения могут стать более эффективными, если будут сделаны видеозаписи ролевой игры и использованы для обеспечения обратной связи, а также для консультирования. Метод ролевых игр позволяет молодым людям «походить в чужих ботинках», посмотреть на себя и своего «героя», чью роль он исполняет, как бы со стороны, достигать взаимопонимания. Ролевая игра используется как самостоятельная технология обучения, так и в коммуникативных тренингах, направленных на развитие навыков межличностного взаимодействия. Участники занятия становятся очевидцами того, как и каким образом каждый из них влияет на других, какова при этом роль совместной деятельности и ее содержание, как ситуация в целом (т.е. динамика взаимоотношений и действий) управляет поведением отдельных обучаемых и всей группы. Интерактивное упражнение Разделившись на группы по 5-7 человек, выполните предложенные ниже задания, а затем публично представьте результаты, обосновывая и аргументируя их. 1. Сочините рекомендации к действиям: - как выковыривать изюм из булочки; - как вымыть слона. 2. Подумайте и решите, какие десять обязательных предметов должен изучить студент, поступивший на новый факультет, который называется: - факультет ореходробильного оборудования; - барханостроительный факультет; - факультет дегустации кондитерской продукции. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 402. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |