Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Интерактивные имитационные технологии




Для обучения общению подростков и молодежи могут быть широко использованы интерактивные имитационные игры (мо­делируемая фантазией авторов игры среда обитания), в которых в результате игрового взаимодействия принимаются разнообразные решения. Специфика такого рода игр состоит в том, что они пост­роены на общении играющих, на индивидуальном и коллектив­ном принятии решений в условиях неопределенности, экстремаль­ности и отсутствия полной информации. На этих играх происхо­дит обучение взаимодействию, умению вести переговоры, выра­жать и обосновывать свои мысли, слушать собеседника, осуще­ствлять сотрудничество на основе эффективного и конструктив­ного общения. Обучение общению происходит именно за счет мно­гократного повторения технологий, где моделируются процесс обмена информацией, взаимодействия, восприятия и понимания, а также осуществляются групповые и межгрупповые дискуссии.

Особенности имитационных игр.

1. В имитационных играх обычно нет модели социально-эко­номической среды, не описан труд конкретных работников, не даются подробные инструкции для поведения и принятия реше­ний.

2. В имитационных играх имитируются лишь некоторые хозяй­ственные, правовые, экономические, экологические, социально-психологические принципы (технологии), определяющие пове­дение людей и их действий, причем зачастую в экстремальных ситуациях.

3. Имитационные игры предполагают лишь описание среды, причем особенности этой среды знакомы играющим в основном «понаслышке», что делает анализ информации более сложным.

4. Общая цель всего игрового коллектива изначально не задана.

5. Решения принимаются коллективно, но, как правило, на основе предварительной выработки индивидуальных решений, в условиях неопределенности информации (недостаточная компе­тентность большинства участников и неполная информация об объекте анализа).

6. Игровые процедуры, заложенные в сценарий, могут быть реализованы практически по аналогии на других объектах (на­пример, полет на Луну или происшествие в пустыне), причем самых различных по структуре, целевому назначению и постав­ленным задачам.

7. Главная учебная цель имитационной игры состоит в том, чтобы участники в ходе игровых действий самостоятельно осозна­вали смысл и целесообразность коллективной деятельности, со­трудничества, поиска компромисса или консенсуса.

8. Имитационные интерактивные игры осуществляются в жест­ком регламенте и по времени непродолжительны (не более часа).

9. В имитационных играх, как правило, отсутствуют альтерна­тивы. Участники должны действовать лишь в предложенных вари­антах, строго соблюдая нормы и правила, ничего не придумывая сами.

10. В такого рода играх конфликтная ситуация возникает из-за наличия разных потребностей и разных мнений.

11. Эти игры хотя и строятся на взаимодействии, в то же время не обучают общению и коллективному принятию решений. Участ­ники игры воспроизводят имеющийся у них опыт общения, по­рой негативный.

12. Имитационные игры могут иметь как самостоятельное зна­чение, так и использоваться в качестве технологии «погружения» для раскрепощения участников и определения лидеров, напри­мер, на деловых играх.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что имитаци­онные игры -— это учебные и развивающие интерактивные игры, создающие условия для взаимодействия и коллективного приня­тия решений на основе индивидуальных подходов.

Подумай и выполни задание

Аффирмации являются полезной техникой «программирования» сво­его сознания. Смысл метода заключается в создании и регулярном по­вторении некоего позитивного утверждения. Оформите аффирмации в виде карточек или заставок на рабочем столе компьютера. Примеры утверждений:

- Я успешный коммуникатор.

- Я намерен реализовать свои способности и возможности.

- Мое общение с людьми становится все лучше.

- У меня появляются новые друзья.

- Каждый новый человек — это дверь, открывающая мне возмож­ность узнать его и проявить себя.

- Несколько простых техник конструктивного взаимодействия помо­гут мне улучшить мои контакты.

Ролевые игры

Ролевые игры основаны на обучающем эффекте совместных действий. С психологической точки зрения содержанием ро­левой игры являются отношения между людьми (система «человек—человек»), осуществляемые через действия с предметами. Если в игровой деятельности акцент делается на общение, то в ролевой игре преобладают взаимоотношения.

Межличностный уровень общения сочетается в ролевой игре с элементами внутриличностного уровня. В целом ролевая игра на­целена на внутриличностные изменения и самокоррекцию.

Отмеченная специфика ролевой игры позволяет применять ее в психотерапевтических и личностных тренингах для моло­дежи. Ролевая игра может использоваться также в обучающих и развивающих целях. Обычно ее содержанием становится любая житейская ситуация, а игра направлена на развитие умения взаи­модействовать с другими людьми. Ролевая игра — способ рас­ширения опыта участников посредством предъявления им не­ожиданной ситуации, в которой предлагается принять позицию (роль) кого-либо из участников и затем выработать способ, ко­торый позволит привести эту ситуацию к достойному заверше­нию (игра).

Самый известный разработчик теории ролей Дж. Морено пи­сал, что слово  (роль) происходит от латинского  (не­большое колесо или круглое бревно), которое позднее стало оз­начать скрученный в трубочку лист бумаги, на котором записыва­ли слова пьес для актеров. Лишь в XVI — XVII вв. слово «роль» стало означать игру актеров.

Понятие «ролевая игра» впервые появилось в XX в. Прототип ситуационно-ролевых игр — импровизированные драматические игры на заданную тему, разработанные в 1946 г. Дж. Морено. В нача­ле XX в. он описывал ролевые игры с детьми в городских садах Вены. С середины 1950-х гг. применение ролевых игр в США по­шло двумя путями. Первый путь — использование в психотера­пии, включая группы личностного роста, социометрию, психодраму, гештальттерапию, а также группы встреч. Второй путь — тренинговые группы, задача которых — саморазвитие и самосо­вершенствование, а не психотерапия. Тренинговые группы спо­собствуют развитию в людях лидерских навыков, отработке пра­вильного поведения в больших и малых группах, конструктивно­му взаимодействию, разрешению конфликтов в группах, форми­рованию адекватного самовосприятия и восприятия других.

Специалисты по ролевым играм отмечают, что такая игра дает возможность проявить индивидуальность каждого участника, его творческие возможности, развивает умение «входить в положение других», лучше понимать их позиции и чувства, а также создает условия для лучшего осмысления норм и правил поведения и об­щения. Это, в свою очередь, способствует осознанию значимости социально-психологических факторов при взаимодействии с дру­гими людьми. Кроме того, приобретается важный социально-пси­хологический опыт более объективного анализа поведения как своего собственного, так и других, развивается психологическая ком­петентность человека.

Роли каждого участника (в соответствии с общими условиями ролевой игры) могут привести обучаемых к живой дискуссии, особенно когда каждый вживается в роль, а не просто исполняет ролевые обязанности. Упражнения позволяют развивать коммуни­кативные навыки.

Как и в любой игровой технологии, участников ролевой игры знакомят с ситуацией, а затем предлагают распределить между собой ее роли.

Как правило, возможно два варианта распределения ро­лей:

1) роли распределяются между некоторыми участниками, а остальные, не получившие ролей, становятся активными зрите­лями, наблюдателями или выполняют функции арбитра, записы­вая особенности поведения играющих и затем оценивая его по­следствия;

2) участники анализа ролевой ситуации разбиваются на не­большие группы единомышленников, и каждая группа берет на себя роль отдельного лица, участника ситуации.

К основным характеристикам ролевых игр относят:

- наличие общей цели у всего игрового коллектива;

- наличие ролей и их взаимодействие;

- различие целей участников игры, исполняющих разные роли;

- наличие группового оценивания поведения участников игры;

- наличие управляемого эмоционального напряжения.

В практике обучения подростков и молодых людей иногда ис­пользуется очень похожий на ролевые игры метод «разыгрыва­ние ситуаций в ролях». Однако эти методы хотя и имеют между собой много общего, все же весьма существенно различаются. Так, при «разыгрывании ситуаций в ролях» участники исполняют роль так, как сами считают нужным, импровизируя содержание сценария. Такая игра ведется без предварительной подготовки, ее называют спонтанной. Роли обычно распределяются сознательно и по общему согласию участников игры. Основная задача «разыг­рывания ситуации в ролях» —. проявить творческие способности к решению проблемы, к импровизации в поведении. Обычно на таких игровых занятиях обучаемые играют или самих себя, демонстри­руя свой стиль, ценности, компетентность, эмоциональную куль­туру, или подражают кому-то из тех, кого хорошо знают.

При обсуждении результатов такой игры преподаватель может решать не только образовательные, но и развивающие задачи, осуществляя коррекцию личности обучаемого, а также проанали­зировать, как возникают и развиваются все динамические груп­повые процессы: нормообразование, групповое давление и кон­формизм, лидерство и руководство.

В отличие от «разыгрывания ситуаций в ролях» в ролевой игре участнику анализируемой ситуации, наряду с ее описанием, вы­дается инструкция, в которой предписано, как вести свою роль, ка­кой стратегии придерживаться, какой характер изображать, как оценивать сложившуюся ситуацию, какие интересы отстаивать и какие цели достигать. Такая игра называется сюжетной или сце­нарной. Сюжетная игра направлена на проживание и анализ ти­пичных проблем взаимодействия. С ее помощью участники игры осваивают новые, непривычные для себя, но эффективные моде­ли поведения.

Инструкция к ролевой игре детально прописывает все аспекты ситуации, но не ставит жестких границ, препятствующих участ­никам сыграть свои роли в соответствии с их собственными пред­ставлениями о том, как необходимо действовать в таких случаях.

Таким образом, ролевые игры — это игры по заданному сцена­рию, который требует не только знакомства с материалом ситуа­ции, но и вхождения в заданный образ, т.е. в какой-то степени даже перевоплощения, актерского мастерства. Однако задача, к решению которой стремятся члены группы, участвующие в роле­вой игре, — создание модели поведения, характерного в повсе­дневной жизни для реальных людей, поэтому именно поведение, а не просто проявление талантов участников затем становится ос­новой последующей дискуссии. Группа должна наблюдать за со­держанием каждой разыгрываемой сцены. Проигрывание ролей может быть приятным средством для получения многих новых на­выков. Ролевые игры помогают участникам стать более восприим­чивыми к чувствам других.

Ролевые игры проводятся либо в форме совещания, либо в фор­ме свободно развивающегося ролевого общения — диалога между участниками. В заключение занятия обсуждают итог и ход реше­ния проблемы (конфликта), оценивают поведение в данной ситу­ации каждого из ее участников, его продуктивность. При этом начинают дискуссию «зрители», а заканчивает — педагог, делая критический разбор итогов ролевого общения, отмечая неудачи и достижения.

Наблюдения могут стать более эффективными, если будут сде­ланы видеозаписи ролевой игры и использованы для обеспечения обратной связи, а также для консультирования. Метод ролевых игр позволяет молодым людям «походить в чужих ботинках», по­смотреть на себя и своего «героя», чью роль он исполняет, как бы со стороны, достигать взаимопонимания.

Ролевая игра используется как самостоятельная технология обучения, так и в коммуникативных тренингах, направленных на развитие навыков межличностного взаимодействия. Участники занятия становятся очевидцами того, как и каким образом каж­дый из них влияет на других, какова при этом роль совместной деятельности и ее содержание, как ситуация в целом (т.е. дина­мика взаимоотношений и действий) управляет поведением от­дельных обучаемых и всей группы.

Интерактивное упражнение

Разделившись на группы по 5-7 человек, выполните предложенные ниже задания, а затем публично представьте результаты, обосновывая и аргументируя их.

1. Сочините рекомендации к действиям:

- как выковыривать изюм из булочки;

- как вымыть слона.

2. Подумайте и решите, какие десять обязательных предметов должен изучить студент, поступивший на новый факультет, который называется:

- факультет ореходробильного оборудования;

- барханостроительный факультет;

- факультет дегустации кондитерской продукции.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 396.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...