Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тренинг коммуникативной компетентности
Технологии, используемые в современном коммуникативном тренинге, включают стандартный набор методов активного обучения: информация, сообщение, мини-лекция; структурированная или управляемая дискуссия; мозговой штурм; разбор кейса, задачи или упражнения; ролевая игра и «разыгрывание» ситуаций в ролях; имитационные игры; фрагменты деловых игр; видеодемонстрации. Они выполняют следующие задачи: - практическое применение знаний, умений и навыков общения; - открытие, осознание и демонстрация поведения и общения. В практике обучения общению сегодня используются разнообразные виды тренингов, которые относятся к группе социально-психологических, например тренинг коммуникативных умений, тренинг общения, тренинг личностного роста. В зависимости от поставленных задач тренинг приобретает разные формы, все многообразие которых, специалисты условно делят на две группы: ориентированные на приобретение и развитие умений и навыков взаимодействия (тренинг партнерской беседы, ведения переговоров, формирования команды, разрешения межличностных конфликтов, телефонной коммуникации); нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения, где первичны внутриличностные изменения (коррекция, формирование и развитие установок и ценностей, необходимых для успешного общения; развитие способности адекватно воспринимать себя и других людей). Тренинги могут быть классифицированы и по системе отношений личности, выступающей в них предметом работы. Назовем основные группы тренингов. «Я—Я» — это тренинги личностного роста, ориентированные прежде всего на внутриличностный контекст работы участников, систему отношений к самому себе, развитие рефлексивных способностей. В данной работе группа выступает средством поддержки и источником обратной связи. Такой тренинг востребован больше всего молодыми людьми. «Я— другие люди» — тренинги коммуникативных умений и различных социальных навыков. Группа служит своего рода полигоном для отработки соответствующих умений и навыков, данный аспект работы наиболее характерен для тренингов общения. «Я—социальная группа» — это тренинги сплочения команды, социально-психологической адаптации в конкретном коллективе. Основным предметом работы является некая социальная общность, конкретные участники тренинга рассматриваются как ее члены. «Я—профессия» — это тренинги профессионального самоопределения. Предмет работы — система отношений человека к профессиональной деятельности, а также коммуникативные навыки, необходимые для становления профессионала. Для развития коммуникативной компетентности используются все вышеперечисленные тренинги, но в обучении молодых людей наиболее распространены психологические тренинги прогнозирования поведения (сенситивности) и коммуникативные тренинги. Для тренинга сенситивности (от позднелат. зетИмиз — чувствительный) используются Т-группы (Ншпап-ге1а1:юп 1гатт§ §гоир — группы тренинга человеческих отношений), впервые возникшие в 1947 г. на базе учения о групповой динамике К.Левина. Эта практика получила широкое распространение в обучении, происходящем в обстановке сборной группы, участники которой не знакомы друг с другом. Они повышают компетентность в общении через продуцирование и анализ собственных взаимодействий, участники обсуждают самих себя и то, как они видят свои взаимоотношения в малой группе, где они предстают друг перед другом «лицом к лицу». Акцент при таком обсуждении ставится не на интеллектуальное, а на эмоциональное обучение. Особенностью Т-групп была и остается ориентация на отношение людей друг к другу. Иногда для обозначения таких групп стали использовать понятие «тренинг чувствительности», или «тренинг сенситивности». Сенситивностъ — это способность одного человека точно предсказать чувства, мысли и поведение другого. Сенситивный тренинг как раз и развивает, совершенствует способности человека понимать других людей. Способность понимать собеседников в последние годы возросла по своему значению и является важной целью обучения в коммуникативных тренингах. Важной целью работы Т-групп является самопознание участников: тренинг развивает понимание самого себя, осознание группового процесса и навыков конструктивного вмешательства в деятельность группы. Достигаются также и менее явные цели, например такие, как формирование исследовательского интереса к своей роли в мире, более глубокой «межличностной компетентности» и «аутентичности» (гр. аМИепШоз — подлинный) в межличностных отношениях. Кроме того, развиваются также и некоторые социальные умения, например подготовка лидеров, способных разрешать конфликтные ситуации, особенно на расовой почве. В таких тренингах очень важна активная позиция и роль ведущего, наличие у него четкой программы по осуществлению занятия. В обучении сенситивности, как и в любом другом социально-психологическом тренинге, используется множество методов: мини-лекции по психологии, групповые дискуссии, работа с ситуациями, ролевые игры. Таким образом, Т-группа является интерактивной технологией, ее результат — развитие сенситивного человека, т.е. хорошего наблюдателя: видящего, слушающего и запоминающего. Распространенным направлением также в те годы явились так называемые группы встреч, сформировавшиеся в рамках гуманистической психологии К. Роджерса. По сравнении с Т-группами, они в большей степени ориентированы на внутренние изменения личности, ведущие к ее росту и более полной реализации потенциалов. В процессе использования таких групп очень важно создать доброжелательную атмосферу, быть искренним в выражении чувств. Особое значение в этой технологии придается принципу «здесь и сейчас», а не «там и тогда». Ведущий на таком тренинге занимает недирективную позицию, а содержанием взаимодействия становятся ситуации и информация, выдаваемая самими участниками. Особенно популярны такие занятия в США были в 1960 —70-е гг. Однако в настоящее время, как отмечают специалисты, интерес к группе встреч несколько снизился. Для подростков, как показывает практика, наиболее приемлемы Т-группы, поскольку чем лучше структурированы ситуации общения, тем успешнее подростки в них взаимодействуют. Наибольшую эффективность в подготовке молодых людей к взаимодействию дают коммуникативные тренинги по развитию коммуникативных и интерактивных умений и навыков. Организация процесса общения в таком тренинге осуществляется с помощью обучения деятельностью (иногда с видеозаписью). Это по- падение каждого участника занятия. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 486. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |