Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тренинг коммуникативной компетентности




Технологии, используемые в современном коммуникативном тренинге, включают стандартный набор методов актив­ного обучения:

информация, сообщение, мини-лекция;

структурированная или управляемая дискуссия;

мозговой штурм;

разбор кейса, задачи или упражнения;

ролевая игра и «разыгрывание» ситуаций в ролях;

имитационные игры;

фрагменты деловых игр;

видеодемонстрации.

Они выполняют следующие задачи:

- практическое применение знаний, умений и навыков обще­ния;

- открытие, осознание и демонстрация поведения и общения.

В практике обучения общению сегодня используются разнооб­разные виды тренингов, которые относятся к группе социально-психологических, например тренинг коммуникативных умений, тре­нинг общения, тренинг личностного роста.

В зависимости от поставленных задач тренинг приобретает раз­ные формы, все многообразие которых, специалисты условно делят на две группы:

ориентированные на приобретение и развитие умений и навыков взаимодействия (тренинг партнерской беседы, ведения перегово­ров, формирования команды, разрешения межличностных конф­ликтов, телефонной коммуникации);

нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения, где первичны внутриличностные изменения (коррекция, формиро­вание и развитие установок и ценностей, необходимых для ус­пешного общения; развитие способности адекватно воспринимать себя и других людей).

Тренинги могут быть классифицированы и по системе отно­шений личности, выступающей в них предметом работы. Назовем основные группы тренингов.

«Я—Я» — это тренинги личностного роста, ориентированные прежде всего на внутриличностный контекст работы участников, систему отношений к самому себе, развитие рефлексивных спо­собностей. В данной работе группа выступает средством под­держки и источником обратной связи. Такой тренинг востребован больше всего молодыми людьми.

«Я— другие люди» — тренинги коммуникативных умений и раз­личных социальных навыков. Группа служит своего рода полиго­ном для отработки соответствующих умений и навыков, данный аспект работы наиболее характерен для тренингов общения.

«Я—социальная группа» это тренинги сплочения команды, социально-психологической адаптации в конкретном коллективе. Основным предметом работы является некая социальная общность, конкретные участники тренинга рассматриваются как ее члены.

«Я—профессия» это тренинги профессионального самооп­ределения. Предмет работы — система отношений человека к про­фессиональной деятельности, а также коммуникативные навы­ки, необходимые для становления профессионала.

Для развития коммуникативной компетентности используют­ся все вышеперечисленные тренинги, но в обучении молодых людей наиболее распространены психологические тренинги про­гнозирования поведения (сенситивности) и коммуникативные тренинги.

Для тренинга сенситивности (от позднелат. зетИмиз — чув­ствительный) используются Т-группы (Ншпап-ге1а1:юп 1гатт§ §гоир — группы тренинга человеческих отношений), впервые воз­никшие в 1947 г. на базе учения о групповой динамике К.Левина. Эта практика получила широкое распространение в обучении, происходящем в обстановке сборной группы, участники которой не знакомы друг с другом. Они повышают компетентность в об­щении через продуцирование и анализ собственных взаимодей­ствий, участники обсуждают самих себя и то, как они видят свои взаимоотношения в малой группе, где они предстают друг перед другом «лицом к лицу». Акцент при таком обсуждении ставится не на интеллектуальное, а на эмоциональное обучение. Особенностью Т-групп была и остается ориентация на отношение людей друг к дру­гу. Иногда для обозначения таких групп стали использовать поня­тие «тренинг чувствительности», или «тренинг сенситивности».

Сенситивностъ — это способность одного человека точно пред­сказать чувства, мысли и поведение другого. Сенситивный тре­нинг как раз и развивает, совершенствует способности человека понимать других людей. Способность понимать собеседников в пос­ледние годы возросла по своему значению и является важной це­лью обучения в коммуникативных тренингах.

Важной целью работы Т-групп является самопознание участ­ников: тренинг развивает понимание самого себя, осознание группо­вого процесса и навыков конструктивного вмешательства в дея­тельность группы. Достигаются также и менее явные цели, напри­мер такие, как формирование исследовательского интереса к сво­ей роли в мире, более глубокой «межличностной компетентно­сти» и «аутентичности» (гр. аМИепШоз — подлинный) в межлич­ностных отношениях. Кроме того, развиваются также и некото­рые социальные умения, например подготовка лидеров, способ­ных разрешать конфликтные ситуации, особенно на расовой почве. В таких тренингах очень важна активная позиция и роль ведущего, наличие у него четкой программы по осуществлению занятия. В обу­чении сенситивности, как и в любом другом социально-психоло­гическом тренинге, используется множество методов: мини-лек­ции по психологии, групповые дискуссии, работа с ситуациями, ролевые игры. Таким образом, Т-группа является интерактивной технологией, ее результат — развитие сенситивного человека, т.е. хорошего наблюдателя: видящего, слушающего и запоминающего.

Распространенным направлением также в те годы явились так называемые группы встреч, сформировавшиеся в рамках гумани­стической психологии К. Роджерса. По сравнении с Т-группами, они в большей степени ориентированы на внутренние изменения личности, ведущие к ее росту и более полной реализации потен­циалов. В процессе использования таких групп очень важно создать доброжелательную атмосферу, быть искренним в выражении чувств. Особое значение в этой технологии придается принципу «здесь и сейчас», а не «там и тогда». Ведущий на таком тренинге занимает недирективную позицию, а содержанием взаимодействия стано­вятся ситуации и информация, выдаваемая самими участниками. Особенно популярны такие занятия в США были в 1960 —70-е гг. Однако в настоящее время, как отмечают специалисты, интерес к группе встреч несколько снизился. Для подростков, как показы­вает практика, наиболее приемлемы Т-группы, поскольку чем лучше структурированы ситуации общения, тем успешнее подро­стки в них взаимодействуют.

Наибольшую эффективность в подготовке молодых людей к взаимодействию дают коммуникативные тренинги по развитию коммуникативных и интерактивных умений и навыков. Организа­ция процесса общения в таком тренинге осуществляется с помо­щью обучения деятельностью (иногда с видеозаписью). Это по-

падение каждого участника занятия.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 486.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...