Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологические характеристики, определяющие внушаемость людей




Психологическая характеристика

Степень податливости внушению

  трудно внушаемые легко внушаемые
Тип нервной системы. Сильный. Слабый.
Темп психической деятельности. Быстрый. Медленный.
Психологическая характеристика темперамента. Интраверт. Экстраверт.
Отношение к воспринимаемой информации. Скептическое.   Доверчивое.
Психическое состояние. Спокойное. Тревожное.
Черта характера. Упрямый. Податливый.
Уровень устремления к самовыражению. Высокий. Низкий.
Мышление Творческое Репродуктивное

 

Степень податливости внушению, способность к некритиче­скому восприятию поступающей информации у разных людей раз­лична. У лиц со слабой нервной системой, а также с резкими колебаниями внимания внушаемость выше.

В групповом взаимодействии используется как открытое («верьте мне», «вы сейчас убедитесь сами»), так и закрытое внушение — через воздействие фирменных символов, корпоративных принци­пов, знаков, обстановки помещения, в котором проходит комму­никация, и целый ряд других визуальных и эмоциональных эф­фектов. Закрытое внушение в большинстве случаев более эффек­тивно, чем открытое, так как происходит порой на неосознанном уровне и исключает противодействие. Доказано также, что кора головного мозга человека принимает незначительное участие в процессах внушения. Она является органом сознания, внушение же происходит в основном на бессознательном уровне. Внушение может играть положительную роль в общении, если оно имеет гуманные цели. При взаимодействии с подростками иногда воз­никают ситуации, когда действия на разумной основе невозмож­ны или затруднены, тогда внушение оказывается эффективным способом влияния на них.

Техника манипулирования.Это влияние на другого человека со специальными намерениями, особенной целью или управление им с ловкостью, с пренебрежительным подтекстом. Любая мани­пуляция содержит три намерения: прибрать к рукам, сохранить иллюзию самостоятельности действий и решений, оказать психо­логическое воздействие. Как отмечалось при анализе видов взаи­модействия, другой человек для манипулятора — это средство достижения цели, с помощью которого можно получить односто­ронний выигрыш.

О наличии манипулятивного взаимодействия свидетельствуют два основных признака:

1) выигрыш, к которому стремится манипулятор;

2) специальные манипулятивные приемы, с помощью кото­рых манипулятор направляет поведение партнера в нужное русло.

Манипуляции бывают простые и сложные. К простым манипу­ляциям обычно относят небольшие действия, несложные приемы манипуляции, к сложным — случаи, когда используются много­образные средства для скрытия манипулятивных действий.

Механизмы, используемые в манипуляциях'.

- присоединение к внутреннему миру другого человека;

- психические автоматизмы, т. е. сокращение схемы внутриличностного взаимодействия и перемещение активности энергии манипулятора к областям внутреннего мира партнера по обще­нию;

-подключение «питания», заимствование побудительной силы у мотивов, к которым имеется доступ в данный момент;

- присвоение — отождествление «Я» адресата со своей актив­ностью, принятие партнером чужого желания за свое. Цель мани­пулятора — переложить ответственность за содеянное на свою жертву.

Манипулятивные тактики:

провоцирование защитных реакций (партнер вынужден защищать­ся, обороняться, оправдываться, испытывать чувство вины);

провоцирование замешательства и дезориентации (нарушить чу­жие планы, вывести из состояния равновесия, нанести ущерб интересам, заставив высказываться негативно);

формирование впечатления, что партнер настроен на сотрудни­чество (высказывается понимание ситуации, но выражается со­жаление по поводу оказания помощи и объясняются «объектив­ные» причины отказа);

игра на нетерпеливости (создается впечатление, что проблема решена, а затем предлагается еще кое-что предпринять для окон­чательного завершения и так несколько раз);

игра на чувстве безысходности (подвести партнера к понима­нию того, что других выходов или вариантов просто нет. В резуль­тате поле восприятия у человека сужается, трудности оказывают­ся неизбежными, и он сам готов принять предложение, которое его не устраивает);

убаюкивание с целью «убить позднее» (человеку оказывается будто бы бесплатная услуга, любезность, за которую потом приходится расплачиваться отходом от своих намерений).

Личный магнетизм.Это тип влияния человека с ярко выражен­ным социальным интеллектом, т.е. легкого в общении, хорошо адаптирующегося в любой ситуации, уверенного в себе, с высо­кой адекватной самооценкой, с развитым чувством собственного достоинства, сопереживающего и доброжелательного к другим лю­дям, тактичного. Личный магнетизм относится к высшему уровню проявления способности личного влияния на партнера по взаи­модействию. Однако в реальной жизни немногие из людей обла­дают такой способностью.

К числу факторов, способствующих продуктивному психологи­ческому влиянию в определенных условиях взаимодействия, отно­сятся следующие группы:

- внешнего влияния, направленные на следующие анализато­ры: зрительные, слуховые, обонятельные, температурные, так­тильные;

- вербального влияния, порождающие определенные особен­ности восприятия и использующие механизмы: лингвистические, парад ингвистические ;

-невербального влияния, включая все характеристики языка тела;

- регулирующие уровень удовлетворения потребностей объекта влияния;

- способствующие вовлечению объекта влияния в специально организованную деятельность.

Таким образом, алгоритмизированная система средств влия­ния составляет прием, совокупность приемов влияния образует метод. Эффективный алгоритм влияния, т.е. сочетание, последо­вательность и ритм применения средств, приемов и методов пси­хологического влияния на людей для решения тех или иных задач при взаимодействии, представляет собой психотехнологию.

Интерактивное упражнение

На групповом занятии по описанным характеристикам разыграйте следующие роли участников дискуссии.

«Инициативный» — его задача с самого начала дискуссии захватить инициативу, с помощью аргументов и эмоционального напора склонить остальных участников к поддержке его позиции.

«Спорщик» — он встречает в штыки любое предложение. Выдвигает свое, но обязательно противоположное тому, какое выдвинули осталь­ные. Его девиз: «Я спорю потому, что я спорю».

«Соглашатель» — соглашается с любыми точками зрения и поддер­живает все высказывания.

«Оригинал» — до поры до времени не вступает в дискуссию, но если взял слово, то выдвигает какое-либо неожиданное решение.

«Организатор» — его роль состоит в том, чтобы обеспечить выявле­ние позиций, он задает уточняющие вопросы, подводит промежуточный итог, определяет свою собственную позицию.

Роли распределяются индивидуально, с учетом пожеланий участни­ков дискуссии. Тема дискуссии, например: «Молодежь и образование», «Здоровье и наркотики», «Детская беспризорность и угрозы обществу» и т.д. Остальные участники игры начинают дискуссию, высказывая свое мнение по проблеме.

ПРАКТИЧЕСКИЙ САМОМАРКЕТИНГ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 326.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...