Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психологические характеристики, определяющие внушаемость людей
Степень податливости внушению, способность к некритическому восприятию поступающей информации у разных людей различна. У лиц со слабой нервной системой, а также с резкими колебаниями внимания внушаемость выше. В групповом взаимодействии используется как открытое («верьте мне», «вы сейчас убедитесь сами»), так и закрытое внушение — через воздействие фирменных символов, корпоративных принципов, знаков, обстановки помещения, в котором проходит коммуникация, и целый ряд других визуальных и эмоциональных эффектов. Закрытое внушение в большинстве случаев более эффективно, чем открытое, так как происходит порой на неосознанном уровне и исключает противодействие. Доказано также, что кора головного мозга человека принимает незначительное участие в процессах внушения. Она является органом сознания, внушение же происходит в основном на бессознательном уровне. Внушение может играть положительную роль в общении, если оно имеет гуманные цели. При взаимодействии с подростками иногда возникают ситуации, когда действия на разумной основе невозможны или затруднены, тогда внушение оказывается эффективным способом влияния на них. Техника манипулирования.Это влияние на другого человека со специальными намерениями, особенной целью или управление им с ловкостью, с пренебрежительным подтекстом. Любая манипуляция содержит три намерения: прибрать к рукам, сохранить иллюзию самостоятельности действий и решений, оказать психологическое воздействие. Как отмечалось при анализе видов взаимодействия, другой человек для манипулятора — это средство достижения цели, с помощью которого можно получить односторонний выигрыш. О наличии манипулятивного взаимодействия свидетельствуют два основных признака: 1) выигрыш, к которому стремится манипулятор; 2) специальные манипулятивные приемы, с помощью которых манипулятор направляет поведение партнера в нужное русло. Манипуляции бывают простые и сложные. К простым манипуляциям обычно относят небольшие действия, несложные приемы манипуляции, к сложным — случаи, когда используются многообразные средства для скрытия манипулятивных действий. Механизмы, используемые в манипуляциях'. - присоединение к внутреннему миру другого человека; - психические автоматизмы, т. е. сокращение схемы внутриличностного взаимодействия и перемещение активности энергии манипулятора к областям внутреннего мира партнера по общению; -подключение «питания», заимствование побудительной силы у мотивов, к которым имеется доступ в данный момент; - присвоение — отождествление «Я» адресата со своей активностью, принятие партнером чужого желания за свое. Цель манипулятора — переложить ответственность за содеянное на свою жертву. Манипулятивные тактики: провоцирование защитных реакций (партнер вынужден защищаться, обороняться, оправдываться, испытывать чувство вины); провоцирование замешательства и дезориентации (нарушить чужие планы, вывести из состояния равновесия, нанести ущерб интересам, заставив высказываться негативно); формирование впечатления, что партнер настроен на сотрудничество (высказывается понимание ситуации, но выражается сожаление по поводу оказания помощи и объясняются «объективные» причины отказа); игра на нетерпеливости (создается впечатление, что проблема решена, а затем предлагается еще кое-что предпринять для окончательного завершения и так несколько раз); игра на чувстве безысходности (подвести партнера к пониманию того, что других выходов или вариантов просто нет. В результате поле восприятия у человека сужается, трудности оказываются неизбежными, и он сам готов принять предложение, которое его не устраивает); убаюкивание с целью «убить позднее» (человеку оказывается будто бы бесплатная услуга, любезность, за которую потом приходится расплачиваться отходом от своих намерений). Личный магнетизм.Это тип влияния человека с ярко выраженным социальным интеллектом, т.е. легкого в общении, хорошо адаптирующегося в любой ситуации, уверенного в себе, с высокой адекватной самооценкой, с развитым чувством собственного достоинства, сопереживающего и доброжелательного к другим людям, тактичного. Личный магнетизм относится к высшему уровню проявления способности личного влияния на партнера по взаимодействию. Однако в реальной жизни немногие из людей обладают такой способностью. К числу факторов, способствующих продуктивному психологическому влиянию в определенных условиях взаимодействия, относятся следующие группы: - внешнего влияния, направленные на следующие анализаторы: зрительные, слуховые, обонятельные, температурные, тактильные; - вербального влияния, порождающие определенные особенности восприятия и использующие механизмы: лингвистические, парад ингвистические ; -невербального влияния, включая все характеристики языка тела; - регулирующие уровень удовлетворения потребностей объекта влияния; - способствующие вовлечению объекта влияния в специально организованную деятельность. Таким образом, алгоритмизированная система средств влияния составляет прием, совокупность приемов влияния образует метод. Эффективный алгоритм влияния, т.е. сочетание, последовательность и ритм применения средств, приемов и методов психологического влияния на людей для решения тех или иных задач при взаимодействии, представляет собой психотехнологию. Интерактивное упражнение На групповом занятии по описанным характеристикам разыграйте следующие роли участников дискуссии. «Инициативный» — его задача с самого начала дискуссии захватить инициативу, с помощью аргументов и эмоционального напора склонить остальных участников к поддержке его позиции. «Спорщик» — он встречает в штыки любое предложение. Выдвигает свое, но обязательно противоположное тому, какое выдвинули остальные. Его девиз: «Я спорю потому, что я спорю». «Соглашатель» — соглашается с любыми точками зрения и поддерживает все высказывания. «Оригинал» — до поры до времени не вступает в дискуссию, но если взял слово, то выдвигает какое-либо неожиданное решение. «Организатор» — его роль состоит в том, чтобы обеспечить выявление позиций, он задает уточняющие вопросы, подводит промежуточный итог, определяет свою собственную позицию. Роли распределяются индивидуально, с учетом пожеланий участников дискуссии. Тема дискуссии, например: «Молодежь и образование», «Здоровье и наркотики», «Детская беспризорность и угрозы обществу» и т.д. Остальные участники игры начинают дискуссию, высказывая свое мнение по проблеме. ПРАКТИЧЕСКИЙ САМОМАРКЕТИНГ |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 378. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |