Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Примеры позитивных и негативных норм
Роль лидера имеет значение для всех видов групп. Однако не всегда человек, управляющий группой, является лидером. Руководитель — это лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом, формальной группой и организацией их деятельности. Лидер неформальной группы является уважаемым и признаваемым человеком, с высоким статусом, но без формальной власти. Лидер — это человек, который объединяет, направляет действия всей группы, принимающей и поддерживающей его действия. Это человек, за которым группа людей признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях. Кроме того, лидер выполняет следующие важные задачи: - вносит вклад в выполнение целей, стоящих перед группой; - позволяет членам группы удовлетворять свои потребности; - воплощает в себе основные ценности группы (собственно говоря, неформальный лидер и олицетворяет основные ценности группы); - представляет точку зрения группы при взаимодействии с лидерами других групп; - сглаживает противоречия и межличностные конфликты, возникающие при взаимодействии в группе. Как показывает практика, хороших лидеров немного. Для того чтобы стать эффективным лидером группы, необязательно обладать харизмой или шармом (от фр. сИагте — обаяние, очарование). Быть лидером — значит видеть перспективу, уметь ставить четкие и конкретные цели, быть готовым конструктивно общаться с разными людьми, обладать навыками коллективного взаимодействия на основе сотрудничества и поддержки, быть обучаемым. Многим лидерам присущ свой индивидуальный, порой смешанный стиль управления, предпочтительные стратегии взаимодействия. Это зависит от целого ряда факторов, влияющих на выбор стиля, — личных качеств лидера, групповых характеристик, ситуативных характеристик. Личные качества лидера: - система ценностей (какими он видит власть и положение); - лидерские наклонности (склонности к определенным стилям); - спокойное отношение к аморфным ситуациям, сохранение уверенности в неопределенных обстоятельствах; - оценка своей компетентности и компетентности своей команды. Групповые характеристики: - потребность в независимости; - готовность взять на себя ответственность; - интерес к проблеме; - понимание целей группы и осознание своей причастности к ним; - знания и опыт в решении подобных задач; - терпимость к неопределенности и потребность в конкретности; - соответствие ожиданиям. Ситуативные характеристики: - тип группы (ее определяющие ценности, традиции, размер, цели); - природа задач (их сложность, необходимость опыта при их решении, потребность в творческом подходе к их решению и т.д.); - временные ограничения. Хороший лидер заботится прежде всего о том, чтобы на основе общения обеспечить нацеленность группы на конкретные совместные действия в рамках организации. Это, как правило, требует, с одной стороны, открытости лидера (для побуждения членов группы к участию в ее делах), а с другой — авторитарности (вмешиваясь, когда это необходимо, для достижения целей группы). В то же время для конструктивного осуществления такой миссии лидеру необходимо иметь эмоциональный, социальный интеллект, который, как правило, у мужчин развит в меньшей степени. Поэтому зачастую на практике социальным лидером становится женщина-руководитель. В формальных и неформальных группах существует близость или общность отношений, поведения и деятельности. Эта близость, относящаяся к сплоченности, обычно рассматривается как сила, активно действующая на членов группы, создающая условия для их закрепления в группе, соблюдения правил. Группа с высоким уровнем сплоченности является для людей привлекательной, она обладает притягательной силой за счет следующих характеристик: - цели группы четко обозначены и понятны ее участникам; - члены группы совместимы друг с другом в психологическом (характеры, эмоциональная культура) и социальном плане (ценности, направленность, мотивация); - лидер группы обладает характеристиками лидера (признаваем всеми); - репутация группы свидетельствует о том, что она успешно выполняет поставленные перед ней задачи; - группа достаточно мала, что позволяет узнавать мнение каждого ее члена и оценить его; - члены группы испытывают чувство привязанности друг к другу, поддерживают друг друга и помогают преодолеть препятствия и барьеры на пути развития; - в группе высока степень взаимозаменяемости и поддержки. Перечисленные факторы отражают стремление людей к удовлетворению своих прежде всего социальных потребностей. Человек вступает в группу, поскольку она привлекает его внимание, для него важна мотивация причастности, потребность быть признанными и уважаемыми. При таких отношениях достаточно часто наблюдается высокая результативность деятельности. Однако степень сплоченности может иметь как позитивное, так и негативное значение в зависимости от того, насколько цели группы и ее нормы соответствуют корпоративной миссии и организационной культуре. При совпадении целей — позитивное взаимодействие и эффективный результат. При несовпадении целей или норм, поведение группы может быть негативным. В связи со сказанным, организация должна объединять людей, обладающих определенным сходством, ставить перед ними общую задачу и мотивировать, т. е. вознаграждать и признавать за проделанную работу. Подумай и выполни задание Добровольцы (4-5 человек) выбирают тему, по которой они должны принять решение. Каждый выполняет одну из функций лидерства по очереди. При проведении групповой работы важно: следить за регламентом, использовать шутку, говорить по очереди, не перебивая друг друга. |
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 501. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |