Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виды социального взаимодействия




Формы поведения участников групповой работы могут быть разными и влиять на облегчение или затруднение выполнения поставленной перед группой задачи. Зачастую этот процесс зави­сит от состава участников группы.

Специалисты считают, что для группового решения задачи лучше составлять гетерогенную группу, включающую людей раз­ного пола и возраста, имеющих разный уровень подготовки, а также разные установки и интересы, чем гомогенную, т.е. группу, в которой все члены имеют между собой много общего: возраст, пол, знания, подходы к проблемам и пр., что для поиска и при­нятия решений не всегда полезно. Как только группа приступает к выполнению своих задач, она предпринимает последовательность шагов, включающих: формулировку проблемы как вопроса о фак­тах, ценностях или политики (это зависит от цели); анализ про­блемы; поиск вариантов решений; их оценку; выбор и принятие решения; разработку его под проект реализации.

Поведение людей при совместной работе может определяться как их индивидуальными характеристиками, так и целью группы, особенностями ее организации и протекающими в ней процесса­ми. При групповой работе необходимо поддерживающее поведение лидера для снятия излишней напряженности. Вместе с тем доми­нирование поддерживающего поведения может помешать приня­тию эффективного решения.

Функции, направленные на решение задачи Функции поддержки отношений
Постановка цели и задач. Инициация процесса решения. Выяснение мнений, точек зрения. Сбор (запрос) информации. Определение главной проблемы. Передача информации участникам. Организация взаимодействия. Координация и распределение ролей, связывание всех элементов совместной работы. Выяснение всех ресурсов. Подведение итогов. Умение как бы со стороны наблюдать за всем Умение слышать, наблюдать. Умение увлечь, заинтересовать. Учет чувств людей. Разрядка напряжения. Умение вселять веру, вдохновлять. Умение достигать компромисса(признавать свои ошибки, принимать позицию другого, делать шаг навстречу). Умение подчинять личные амбиции общей цели. Признание заслуг. Роль миротворца  

 

В групповой работе функции могут распределяться между уча­стниками по-разному. Так, эмоциональные лидеры могут брать на себя функции поддержки, интеллектуальные — решения задачи, лидеры-организаторы могут осуществлять и те и другие функции; распределение функций между всеми участниками группы зачас­тую происходит спонтанно. Гибкая ролевая система, смена ролей позволяют быстрее достичь планируемых намерений.

Ролевое поведение личности в группе.Роли, исполняемые чле­нами группы, зависят от их личности, а также от требований и нужд группы. Существует четыре основных типа ролей: обеспечивающие решение поставленной задачи, поддерживающие, процедурные и эгоцентрические, способствующие или препят­ствующие групповому взаимодействию.

Роли, обеспечивающие решение поставленной задачи. Члены груп­пы, которые исполняют роли, обеспечивающие решение задачи, сообщают группе информацию или высказывают свою точку зре­ния, занимаются поиском и анализом информации или мнений. Среди них:

ищущий информацию — часто ставит вопросы и пытается полу­чить на них ответ, побуждает других участников группового взаи­модействия к принятию решений;

инициатор — чаще других предлагает новые решения, вносит предложения, касающиеся поставленного в группе задания;

последователь — подхватывает новую идею, инициативу, рас­ширяет и углубляет ее, помогает довести до решения;

оценивающий — оценивает деятельность отдельных членов и всей группы, актуальность ситуации, сравнивает с целями, подводит итоги.

Поддерживающие роли. Помогают группе развиваться и под­держивать хорошие отношения между ее членами, групповую спло­ченность и эффективный уровень разрешения конфликтов мне­ний. Участники, которые выполняют поддерживающие роли, долж­ны ободрять других членов группы, снимать напряжение, вносить гармонию. Среди них:

поощряющий — мотивирующий и «подталкивающий других» к участию в групповом процессе, вовлекает малоактивных и молча­щих членов в работу, демонстрирует своим вербальным и невер­бальным поведением понимание чужих идей и мнений («хорошая точка зрения», «отличная мысль»);

гармонизатор — поощряет к совместной деятельности, разре­шает конфликтные ситуации, пробует преодолеть противоречия между членами группы и привести всех к компромиссу, исполь­зуя улыбку, остроумные реплики;

снимающий напряжение — старается снять напряжение в труд­ных ситуациях, часто шутит, острит, балагурит, рассказывает анекдоты;

блюститель правил — напоминает членам группы о провозгла­шенных нормах и правилах взаимодействия, обращает внимание на их соблюдение;

«переводчик» — умело использует знания о различиях в соци­альной, культурной, национальной и тендерной ориентации чле­нов группы, чтобы помочь им понять друг друга.

Процедурные роли. Они помогают группе при решении проблем. Среди них:

диспетчер — способствует правильному «разделению труда» в группе, чтобы любая дискуссия работала на конечный результат, следит за регламентом, наблюдает за продвижением группы к поставленной перед ней задаче;

протоколист — старается записать все, что группа наработала, как бы ведет протокол по процедуре принятия решения;

хранитель — следит за равноправием возможностей каждого при участии в дискуссии. Анализирует невербальные сигналы и на их основе предлагает выступить тому или иному члену груп­пы.

Эгоцентрические роли. Эти роли концентрируют внимание на персональных потребностях и задачах в ущерб групповым целям. Эгоцентрические роли уменьшают эффективность групповой ра­боты. Среди них:

агрессор — противостоит групповым инициативам, подвергает сомнению важность того, что происходит в группе. Добивается повышения собственного статуса, критикуя почти все или пори­цая других, когда дела идут не лучшим образом, и принижая лич­ные качества и статус окружающих. Когда личные цели противо­речат групповым, отдает предпочтение первым;

ищущий признания — независимо от того, что происходит в груп­пе, старается обратить на себя внимание, напоминает о своих за­слугах, демонстрирует свои способности и возможности во всех подходящих для этих целей ситуациях. Старается постоянно быть в центре внимания, жаждет признания и похвалы;

монополист — непрерывно разговаривает, часто мешает дру­гим высказаться, стремится занять позицию лидера в группе, на­вязывает свое мнение, пытается манипулировать другими участ­никами;

отсутствующий — избегает работы в группе, не поддерживает групповых инициатив, стремится быть в стороне. Избегает конф­ликтов мнений и рискованных для себя и своего реноме действий и ситуаций. Предпочитает отмалчиваться или давать уклончивые ответы;

шутник — дурачится, передразнивает других, превращая в шутку все, что происходит, пытаясь привлечь внимание к себе.

Для достижения своих целей в определенной ситуации участ­ники взаимодействия кроме исполнения тех или иных ролей выстраивают также соответствующие позиции. С этой точки зрения межличностное взаимодействие предполагает:

- выбор позиции по отношению к другому, психологическую пристройку к позициям партнеров, проверку их прочно­сти;

- оформление занятой позиции посредством использования вербальных и невербальных средств коммуникации.

В психологической литературе различают т р и типа при­стройки к партнеру.

Пристройка сверху — может выглядеть как поучения, осужде­ния, порицания, советы, обращения, порой унижающие досто­инство взрослого человека, например: вербальные — на «ты», «детка» или невербальные — похлопывание по плечу, взгляды сверху вниз и пр.

Пристройка снизу — означает позицию подчинения и диктует свои стереотипы поведения. В такой ситуации человек подстраи­вается под более сильного партнера, при разговоре наклоняется вперед, опускает голову и пр.

Позиция равенства сторон — предполагает соответствующие вербальные и невербальные формы поведения: спокойный взгляд в глаза собеседнику, открытое выражение чувств и ожиданий, обоснованные высказывания, демонстрирует готовность выслу­шать критические замечания в свой адрес.

Кроме исполнения ролей и пристройки к позиции партнера при социальном взаимодействии используются также разнообраз­ные эффекты:

эффект контраста способность к быстрой смене психоло­гический позиций в зависимости от возникшей ситуации; это важ­ный показатель мастерства общения;

эффект ассимиляции (от лат.  — уподобление, сопо­ставление) — использование в новых условиях готовых умений и навыков без их существенного изменения. Обычно такой негиб­кий тип ролевого поведения используется человеком амбициоз­ным, самоуверенным или с намерениями, оставляющими желать лучшего;

техника поведенческих подкреплений партнер, выполняя ту или иную роль, не только ограничивается вербальными и невер­бальными контактами, но и подкрепляет их своими действиями и поступками.

Подумай и выполни задание

Подберите несколько пословиц или поговорок, которые лучше всего характеризуют ситуации в вашем учреждении. При этом постарайтесь, чтобы положительных и отрицательных характеристик было примерно поровну.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 401.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...