Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальная роль как идеальная модель поведения




Социальная роль это построение поведения в соответствии с требованиями ситуации социального действия (взаимодействие, совместная работа, межличностное общение). Установление ро­лей участников групповой работы связано в первую очередь с определением таких понятий, как позиция, статус, формальные и неформальные роли.

Позиция — интегральная, наиболее обобщенная характеристи­ка человека в статусно-ролевой внутригрупповой структуре. Ста­тус — положение личности в группе, коллективе, ее место и роль в системе межличностных отношений, определяющие ее права, обязанности и привилегии.

Специалисты выделяют следующие типы и виды позиций в групповой работе: функциональные соответствуют тем видам дея­тельности, которые существуют в той или иной профессии; роле­вые связаны с реализацией участниками взаимодействия одной или нескольких ролей; личностные формируются на основе оце­ночного отношения участников к тем или иным ситуациям, воз­никающим в групповом взаимодействии (см. табл. ниже).

 

Классификация позиций в групповой работе

(по А. В. Петрову)

Вид позиции Тип позиции Пример позиции
Функ­цио­нальные Профес­сиональные   Инженер, экономист, банкир, препода­ватель, студент и т.д.
  Должностные Ректор, проректор, декан, доцент, ассистент и т.д.
  Общественные Профсоюзный деятель, депутат и т.д.
Ролевые   Коммуни­кативные   Автор, понимающий, критик, организатор коммуникации и пр.
    Содержа­тельные   Эрудит, аналитик, диагност, генератор идей, разработчик, имитатор и т.д.
    Методоло­гические   Методолог, критик, проблематизатор, рефлексирующий, методист, программист и т.д.
    Организа­ционные   Организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор и т.д.
    Социально-психологи­ческие Лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый, аутсайдер и т.д.
Лич­ностные   Относи­тельно групповой работы   Содействующий, помогающий, заинте­ресованный, нейтральный, равнодушный, сочувствующий, сопротивляющийся, противодействующий и т.д.
  Относительно новизны Инноватор, инициатор, консерватор и т.д.

 

Поскольку люди одновременно выполняют разные роли, по­стольку им приходится действовать по правилам, которые в боль­шинстве случаев совместимы при исполнении разных ролей. Од­ной из разновидностей правил является норма.

Нормы это общепризнанные стандарты индивидуального и группового поведения, сложившиеся с течением времени в ре­зультате взаимодействия членов группы. Нормы бывают письмен­ные и устные. Одни из них (конвенциональные, правовые) обя­зательны для исполнения, другие (социальные, деловой этикет) являются желаемыми для выполнения. Одни нормы касаются всех членов группы (организационная культура), другие лишь для от­дельных людей (например, работа в позднее время). В формальной группе нормы могут быть установлены руководителем, но это не означает, что они будут приняты неформальной группой. Кроме того, неформальные группы могут вырабатывать и свои собственные нор­мы. Ниже приведены примеры позитивных и негативных норм.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 739.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...