Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социальная роль как идеальная модель поведения
Социальная роль — это построение поведения в соответствии с требованиями ситуации социального действия (взаимодействие, совместная работа, межличностное общение). Установление ролей участников групповой работы связано в первую очередь с определением таких понятий, как позиция, статус, формальные и неформальные роли. Позиция — интегральная, наиболее обобщенная характеристика человека в статусно-ролевой внутригрупповой структуре. Статус — положение личности в группе, коллективе, ее место и роль в системе межличностных отношений, определяющие ее права, обязанности и привилегии. Специалисты выделяют следующие типы и виды позиций в групповой работе: функциональные соответствуют тем видам деятельности, которые существуют в той или иной профессии; ролевые связаны с реализацией участниками взаимодействия одной или нескольких ролей; личностные формируются на основе оценочного отношения участников к тем или иным ситуациям, возникающим в групповом взаимодействии (см. табл. ниже).
Классификация позиций в групповой работе (по А. В. Петрову)
Поскольку люди одновременно выполняют разные роли, постольку им приходится действовать по правилам, которые в большинстве случаев совместимы при исполнении разных ролей. Одной из разновидностей правил является норма. Нормы — это общепризнанные стандарты индивидуального и группового поведения, сложившиеся с течением времени в результате взаимодействия членов группы. Нормы бывают письменные и устные. Одни из них (конвенциональные, правовые) обязательны для исполнения, другие (социальные, деловой этикет) являются желаемыми для выполнения. Одни нормы касаются всех членов группы (организационная культура), другие лишь для отдельных людей (например, работа в позднее время). В формальной группе нормы могут быть установлены руководителем, но это не означает, что они будут приняты неформальной группой. Кроме того, неформальные группы могут вырабатывать и свои собственные нормы. Ниже приведены примеры позитивных и негативных норм. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 739. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |