Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Референтная группа и ее место в процессе взаимодействия
Совместная деятельность людей, как уже отмечалось, происходит в разнообразных группах, участвуя в которых человек демонстрирует свою индивидуальность и выражает свою сущность. Социальные группы, где закладываются основы личности человека — семья, дружеские компании, учебные группы, спортивные команды, объединения по интересам, трудовой коллектив. Под группой (от ит. — связка) понимается совокупность людей, которая базируется на общих взаимосвязях: люди имеют совместные цели, подчиняются общим правилам и нормам, осуществляют взаимодействие. Под малой группой понимается та, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов (Г.Андреева). С точки зрения управления наиболее общими характеристиками малой группы можно считать следующие: направленность (социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентации и групповых норм); организованность (ее способность к самоуправлению) и ее интегрированность (мера слитности, единства, общности членов группы друг с другом в противоположность разобщенности); микроклимат, или психологический климат (он определяет самочувствие каждой личности, ее удовлетворенность группой, комфортность пребывания в ней). Каждый стремится быть среди других людей; быть членом хорошей группы; иметь желание испытывать и получать в ответ дружеские чувства; референтность (степень принятия членами группы групповых эталонов, ценностей и поведения) и лидерство (степень ведущего влияния каких-то членов группы на группу в целом для решения определенных ею задач); интеллектуальная активность и коммуникативность (характер межличностного восприятия установления взаимопонимания); эмоциональная коммуникативность (межличностные связи эмоционального характера; удовлетворение социальной потребности в эмоционально насыщенных контактах); волевая коммуникативность (способность группы противостоять влияниям других групп, обстоятельств; стрессоустойчивость, надежность группы в экстремальных условиях, ее устремленность и настойчивость в конкретных ситуациях). В главе V мы уже рассматривали такие характеристики группы, как формальность и неформальность, однако в малых группах проявления этих характеристик имеют свою специфику. Она заключается в том, что эмоциональные связи между людьми в формально организованных группах ослаблены, зато решения более продуктивны. Неформальные группы развиваются на основе общих интересов и взаимной симпатии; решения, принимаемые в таких группах, более продуктивны и долгосрочны, поскольку обусловлены более благоприятной обстановкой в процессе принятия решения, взаимопониманием и толерантностью участников, продолжительным характером их сотрудничества. При анализе малых групп широко используется в настоящее время термин референтная группа. В нее входят обычно люди, которые симпатизируют друг другу и хотят друг с другом сотрудничать, а нормы поведения, взгляды и интересы у них совпадают и принимаются всеми. Такие группы являются как бы внутренним форумом личности: с их нормами и ценностями личность сверяет свое поведение, корректирует его. Потенциальный лидер выбирается методом социографии, т.е. для каждого члена группы с помощью опроса определяются люди симпатичные, антипатичные и безразличные. Таким образом, выявляется лицо, которому отдано наибольшее количество голосов, а также определяются «изгои», с которыми никто не хочет взаимодействовать. Их включать в группу нецелесообразно. Референтные группы могут выдавать очень высокий результат совместной деятельности, однако могут быть использованы и в манипулятивных целях. Референтная группа, как правило, становится самой важной группой принадлежности, с которой человек считается более всего. Она обладает наивысшим рангом, за признание в ней люди борются и следуют необходимым стандартам. Референтные группы у каждого человека могут быть не только реальными, но и воображаемыми. В подростковом и юношеском возрасте референтной группой может стать не реальная первичная группа, к которой данный индивид принадлежит, а герои книг или кинофильмов, выдающиеся деятели истории или современности. Также и в зрелом возрасте с реальными референтными группами могут прекрасно сочетаться и воображаемые, что свидетельствует о полноте контактов и связей личности со средой и обществом. Роль такой группы, своеобразного эталона, может выполнять для конкретного человека и наиболее авторитетный для него член коллектива, или семья, или группа лиц из ближайшего окружения. Каждая группа, независимо от степени ее формальности, при формировании проходит несколько стадий развития. Рассмотрим их подробнее. 1-я стадия — формирование первичной группы. Это стадия неуверенности (ориентации и зависимости). На этой стадии устанавливаются необходимые взаимоотношения, вырабатываются нормы и распределяются целевые роли, необходимые для существования группы: лидер, судья, миротворец и некоторые другие. Во время протекания этой фазы участники часто отказываются от личностного самовыражения. 2-я стадия — приобретение навыков. Стадия активизации (конфликта и протеста). На этой стадии происходит определение форм деятельности и окончательное распределение ролей. Она начинается примерно с того момента, когда группе поручают достаточно сложную работу, требующую общего решения. При этом индивидуальные мнения особого значения не имеют, так как важно групповое решение. 3-я стадия — упрочение. Структурирование группы (развитие связей и сотрудничества). Роли определены, выработаны собственные приемы групповой работы и ее характер (методичный, творческий, спонтанный). Будучи пока закрытой для внешнего мира, внутри себя группа открыта, но эта открытость регулируется жесткими нормами: сотрудничество, активность и ответственность. Основная проблема группы — компромисс между индивидуальностью и свободой, с одной стороны, и принадлежностью к группе и ее нормам — с другой, для каждого члена группы. Методы нормализации отношений — психологические. 4-я стадия — разделение на подгруппы. Целенаправленная деятельность на основе высокой сплоченности группы, выступает как единая система. Самая критическая стадия в развитии групповых отношений. Ускоренному прохождению этой стадии обычно способствует открытое обсуждение проблем и поддержание чувства единства, которое подтолкнет людей к необходимости сотрудничать и находить общий язык друг с другом. Иногда на этой стадии происходит разрушение группы или образование нескольких меньших групп с различными внутренними нормами. 5-я стадия — внутренняя гармония. Здесь происходит выработка общего согласия на достаточно прочной основе общности интересов и жизненных позиций; появляется признание ценности для группы каждого ее члена как личности, возрастает стабильность группы; окончательно складывается дружеская атмосфера и удовлетворенность работой. Основная проблема на этом этапе — самоудовлетворенность группы, ограничение притока новых членов, негибкость. Одно из решений проблем лежит в области повышения содержательности работы для группы и взаимоотношений с другими группами. 6-я стадия — дробление — разрушение группы. Эта стадия наступает в результате неразрешенных проблем. Если группа эффективна, то для ее восстановления требуется вмешательство лидера с разъяснениями о пользе группы для организации и ее признания. В противном случае разрушение становится логическим завершением групповых отношений. Подумай и выполни задание Определите, какие черты, на ваш взгляд, относятся или не относятся к психологическому портрету кого-либо из вашей группы. Составьте его комплексный психологический портрет по следующей схеме. Негативные черты Позитивные черты Иждивенчество. Самомнение, эгоцентризм. Неумение управлять собой. Аморальное поведение, нарушение этики. Неспособность принимать стратегически важные решения и нести ответственность. Пассивность. Супергибкость (конформность). Зависимость от мнений окружающих. Лень. Мотивация к избеганию неудач Активность, инициативность. Умение и желание прийти на помощь, стремление к коллективизму. Самоконтроль, управление эмоциями. Наличие духовных ценностей и смысла жизни. Склонность к прогнозируемому риску, к экспериментированию. Умение полагаться только на себя. Мобильность. Стремление к сотрудничеству и партнерским отношениям. Трудолюбие. Мотивация на успех |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 467. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |