Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Референтная группа и ее место в процессе взаимодействия




Совместная деятельность людей, как уже отмечалось, проис­ходит в разнообразных группах, участвуя в которых человек де­монстрирует свою индивидуальность и выражает свою сущность. Социальные группы, где закладываются основы личности чело­века — семья, дружеские компании, учебные группы, спортив­ные команды, объединения по интересам, трудовой коллектив.

Под группой (от ит.  — связка) понимается совокупность людей, которая базируется на общих взаимосвязях: люди имеют совместные цели, подчиняются общим правилам и нормам, осу­ществляют взаимодействие. Под малой группой понимается та, в которой общественные отношения выступают в форме непосред­ственных личных контактов (Г.Андреева).

С точки зрения управления наиболее общими характеристика­ми малой группы можно считать следующие:

направленность (социальная ценность принятых ею целей, мо­тивов деятельности, ценностных ориентации и групповых норм);

организованность (ее способность к самоуправлению) и ее интегрированность (мера слитности, единства, общности членов группы друг с другом в противоположность разобщенности);

микроклимат, или психологический климат (он определяет са­мочувствие каждой личности, ее удовлетворенность группой, ком­фортность пребывания в ней). Каждый стремится быть среди других людей; быть членом хорошей группы; иметь желание испыты­вать и получать в ответ дружеские чувства;

референтность (степень принятия членами группы групповых эталонов, ценностей и поведения) и лидерство (степень ведущего влияния каких-то членов группы на группу в целом для решения определенных ею задач);

интеллектуальная активность и коммуникативность (характер межличностного восприятия установления взаимопонимания);

эмоциональная коммуникативность (межличностные связи эмо­ционального характера; удовлетворение социальной потребности в эмоционально насыщенных контактах);

волевая коммуникативность (способность группы противосто­ять влияниям других групп, обстоятельств; стрессоустойчивость, надежность группы в экстремальных условиях, ее устремленность и настойчивость в конкретных ситуациях).

В главе V мы уже рассматривали такие характеристики группы, как формальность и неформальность, однако в малых группах проявления этих характеристик имеют свою специфику. Она за­ключается в том, что эмоциональные связи между людьми в фор­мально организованных группах ослаблены, зато решения более продуктивны. Неформальные группы развиваются на основе об­щих интересов и взаимной симпатии; решения, принимаемые в таких группах, более продуктивны и долгосрочны, поскольку обус­ловлены более благоприятной обстановкой в процессе принятия решения, взаимопониманием и толерантностью участников, про­должительным характером их сотрудничества.

При анализе малых групп широко используется в настоящее время термин референтная группа. В нее входят обычно люди, ко­торые симпатизируют друг другу и хотят друг с другом сотрудни­чать, а нормы поведения, взгляды и интересы у них совпадают и принимаются всеми. Такие группы являются как бы внутренним форумом личности: с их нормами и ценностями личность сверяет свое поведение, корректирует его. Потенциальный лидер выбира­ется методом социографии, т.е. для каждого члена группы с по­мощью опроса определяются люди симпатичные, антипатичные и безразличные. Таким образом, выявляется лицо, которому отда­но наибольшее количество голосов, а также определяются «из­гои», с которыми никто не хочет взаимодействовать. Их включать в группу нецелесообразно. Референтные группы могут выдавать очень высокий результат совместной деятельности, однако могут быть использованы и в манипулятивных целях.

Референтная группа, как правило, становится самой важной группой принадлежности, с которой человек считается более всего. Она обладает наивысшим рангом, за признание в ней люди борют­ся и следуют необходимым стандартам. Референтные группы у каж­дого человека могут быть не только реальными, но и воображаемыми. В подростковом и юношеском возрасте референтной груп­пой может стать не реальная первичная группа, к которой дан­ный индивид принадлежит, а герои книг или кинофильмов, вы­дающиеся деятели истории или современности. Также и в зрелом возрасте с реальными референтными группами могут прекрасно сочетаться и воображаемые, что свидетельствует о полноте кон­тактов и связей личности со средой и обществом. Роль такой груп­пы, своеобразного эталона, может выполнять для конкретного человека и наиболее авторитетный для него член коллектива, или семья, или группа лиц из ближайшего окружения.

Каждая группа, независимо от степени ее формальности, при формировании проходит несколько стадий развития. Рассмотрим их подробнее.

1-я стадия — формирование первичной группы. Это стадия неуверенности (ориентации и зависимости). На этой стадии уста­навливаются необходимые взаимоотношения, вырабатываются нормы и распределяются целевые роли, необходимые для суще­ствования группы: лидер, судья, миротворец и некоторые другие. Во время протекания этой фазы участники часто отказываются от личностного самовыражения.

2-я стадия — приобретение навыков. Стадия активизации (конфликта и протеста). На этой стадии происходит определение форм деятельности и окончательное распределение ролей. Она на­чинается примерно с того момента, когда группе поручают дос­таточно сложную работу, требующую общего решения. При этом индивидуальные мнения особого значения не имеют, так как важно групповое решение.

3-я стадия — упрочение. Структурирование группы (разви­тие связей и сотрудничества). Роли определены, выработаны соб­ственные приемы групповой работы и ее характер (методичный, творческий, спонтанный). Будучи пока закрытой для внешнего мира, внутри себя группа открыта, но эта открытость регулирует­ся жесткими нормами: сотрудничество, активность и ответствен­ность. Основная проблема группы — компромисс между индиви­дуальностью и свободой, с одной стороны, и принадлежностью к группе и ее нормам — с другой, для каждого члена группы. Мето­ды нормализации отношений — психологические.

4-я стадия — разделение на подгруппы. Целенаправленная деятельность на основе высокой сплоченности группы, выступает как единая система. Самая критическая стадия в развитии группо­вых отношений. Ускоренному прохождению этой стадии обычно способствует открытое обсуждение проблем и поддержание чув­ства единства, которое подтолкнет людей к необходимости со­трудничать и находить общий язык друг с другом. Иногда на этой стадии происходит разрушение группы или образование несколь­ких меньших групп с различными внутренними нормами.

5-я стадия — внутренняя гармония. Здесь происходит вы­работка общего согласия на достаточно прочной основе общно­сти интересов и жизненных позиций; появляется признание цен­ности для группы каждого ее члена как личности, возрастает ста­бильность группы; окончательно складывается дружеская атмо­сфера и удовлетворенность работой. Основная проблема на этом этапе — самоудовлетворенность группы, ограничение притока новых членов, негибкость. Одно из решений проблем лежит в об­ласти повышения содержательности работы для группы и взаимо­отношений с другими группами.

6-я стадия — дробление — разрушение группы. Эта стадия наступает в результате неразрешенных проблем. Если группа эф­фективна, то для ее восстановления требуется вмешательство ли­дера с разъяснениями о пользе группы для организации и ее при­знания. В противном случае разрушение становится логическим завершением групповых отношений.

Подумай и выполни задание

Определите, какие черты, на ваш взгляд, относятся или не относятся к психологическому портрету кого-либо из вашей группы. Составьте его комплексный психологический портрет по следующей схеме.

Негативные черты

Позитивные черты

Иждивенчество. Самомнение, эгоцентризм.

Неумение управлять собой.

Аморальное поведение, нарушение этики.

Неспособность принимать страте­гически важные решения и нести ответственность. Пассивность.

Супергибкость (конформность).

Зависимость от мнений окружаю­щих. Лень.

Мотивация к избеганию неудач

Активность, инициативность.

Умение и желание прийти на по­мощь, стремление к коллективизму. Самоконтроль, управление эмоциями.

Наличие духовных ценностей и смысла жизни. Склонность к прогнозируемому риску, к экспериментированию.

Умение полагаться только на себя. Мобильность.

Стремление к сотрудничеству и партнерским отношениям. Трудолюбие.

Мотивация на успех










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 467.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...