Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Подумайте и выполните задание




Вспомните случаи, когда вы звонили с улицы по мобильному теле­фону. Чем отличаются эти беседы от разговоров по обычному стацио­нарному аппарату? Они длиннее? короче? На что они больше похожи — на деловые обсуждения проблем или на непринужденную беседу? Обо­снуйте свое мнение. Какую разницу вы видите в этикете при телефон­ном разговоре и личной беседе?

Публичные речи

Публичные речи могут быть самостоятельным жанром деловой коммуникации, а могут быть включены в какие-то формы, на­пример совещания, конференции, презентации, митинги, празд­ники. Любая речь должна обладать качествами хорошего собеседо­вания, ориентирована на слушателей, направлена на достижение прагматичной цели.

Как и в любой форме делового общения у речи должна быть продумана внутренняя структура, поэтому она должна содержать вступление, основную часть и заключение.

Античный риторический канон выделял пять этапов подготовки и произнесения речи:

инвенция, или «нахождение», «изобретение». На этом этапе со­бирают и систематизируют необходимый для будущей речи мате­риал;

диспозиция, или «расположение». Автор будущей речи обдумы­вает материал, структурирует его, связывает детали, готовит ком­ментарии и иллюстрации к материалу;

элокуция, или «словесное оформление мысли». В этой части осу­ществляется первая редакция ключевых слов, стилистическое оформление главной части, формулирование вступления и за­ключения, окончательная редакция текста;

меморио, или «запоминание». На этом этапе необходимо мыс­ленно освоить написанный текст, может быть, даже выучить его наизусть и попробовать освоить риторически, т.е. выделить места, где необходимы паузы, модуляции голоса, невербальная поддерж­ка текста и другие проявления индивидуального ораторского стиля;

произнесение.

Эффективное публичное выступление с речью зависит от ее предназначения и вида. Различают речи: информационные, убеж­дающие, призывающие к действию, по специальному поводу (про­токольная, траурная, торжественная, речь на юбилее и пр.).

Как уже было отмечено, речь необходимо тщательно готовить. Тема должна быть не только интересной, важной и понятной для слушателей. Она должна отражать следующие факторы:

- основные и групповые интересы аудитории;

- злободневные интересы;

- конкретные интересы отдельных слушателей;

- новизну;

- заложенные в теме полярные мнения.

Кроме того, тема должна соответствовать познаниям и лич­ным интересам оратора, должна быть уместна в конкретной си­туации и соответствовать аудитории.

Важными элементами речи являются ее введение и заключение. Манера, в которой оратор представляет начало речи, очень силь­но влияет на первое впечатление слушателей и интерес к оратору. Обычно у введения две цели: установить контакт со слушателями и привлечь внимание аудитории. Эффективные приемы, обычно используемые во введении:

- поразительное заявление;

- адресное обращение к аудитории;

- описание ситуации;

- цитирование известной личности;

- постановка риторического вопроса;

- использование уместного юмора.

В заключении, поскольку оно остается в памяти, оратору сле­дует снова коснуться центральной идеи. Хорошее заключение по­казывает слушателям, что тема полностью раскрыта. Вот несколь­ко самых распространенных способов того, как оратор может за­вершить свою речь:

- подытожить основные пункты;

- предложить решение;

- процитировать известную личность;

- побудить слушателей достичь каких-то конкретных целей;

- обрисовать будущее в случаях, когда ваше предложение будет принято или не принято.

Способность грамотно организовать и представить публично свои мысли является важнейшим фактором, определяющим лич­ный и профессиональный успех человека, его конкурентоспособ­ность. Ситуация, когда оратор говорит, а другие слушают и адекватно реагируют или отвечают на комментарии, — это эффектив­ная возможность увидеть себя со стороны и понять, как оценива­ют тебя другие.

Сообщение будет воспринято благоприятно тем вероятнее, чем больший кредит доверия, авторитет у аудитории имеет оратор. В любом случае оратору следует постоянно контролировать ситуа­цию и уметь вовремя, в зависимости от реакции аудитории, пере­страиваться, менять стратегию и действовать из лучших побужде­ний.

Для успеха любой речи необходимо соответствовать следую­щим требованиям:

- излагать мысли таким образом, чтобы слушатели отождеств­ляли получаемую информацию со своими проблемами и размыш­лениями;

- включать в основную часть речи центральную идею, основ­ные мысли и подтверждающие материалы: цитаты, примеры, ана­логии, статистику;

- затрагивать личные мотивы слушателей, их интересы;

- выражать мысли кратко, образно и эмоционально;

- ориентировать аудиторию на конкретные прагматические действия;

- пользоваться логически безупречной аргументацией, учиты­вая при этом эмоциональную культуру слушателей, их сенсорные

каналы и убеждения;

- последовательность основных мыслей оратора должна соот­ветствовать следующим схемам: хронологическая, тематическая, пространственная, логическая.

Специалисты предлагают несколько правил, нарушение кото­рых может оттолкнуть аудиторию, утомить слушателей и способ­ствовать потере контакта, а значит, привести к деструктивному (конфликтному) взаимодействию. Чтобы не допустить такой си­туации, оратору целесообразно соблюдать следующее:

-не демонстрировать собственную значимость. Для этого вмес­то местоимения «я» лучше использовать так называемый «выподход», т.е. «вам будет интересно», «вы узнаете»;

- не начинать речь с извинений (например: «Извините за то, что я занимаю ваше время»). Если нужно в чем-то извиниться, то лучше пусть это сделает тот, кто представляет выступающего;

- не злоупотреблять фактами и цифрами, произносимыми к тому же в устной форме. Целесообразнее представлять необходи­мый фактический материал в визуальной форме;

- избегать нелитературных слов, сложных профессиональных терминов, примитивных словечек. Следует использовать стандарт­ные выражения для конкретной аудитории, на понятном ей языке;

-не рассказывать неуместных, в том числе «грязных», шуток, анекдотов и историй. В то же время правильная шутка, своевременно рассказанная на профессиональном уровне, может быть не только хорошо воспринята, но и весьма полезна;

- не делать язвительных замечаний по поводу особенностей уча­стников взаимодействия, тем более их религиозной, расовой, возрастной, тендерной (половой) принадлежности. Если все же необходимо что-то критическое сказать, то лучше сохранять кор­ректность.

Подумай и выполни задание

1. Придумайте предложения со следующими выражениями: Ахилле­сова пята, крокодиловы слезы, калиф на час, между Сциллой и Хариб­дой, Пиррова победа, Дамоклов меч, Двуликий Янус, Прокрустово ложе, слава Герострата, Вавилонское столпотворение, бочка Диогена, Аника-воин, Авгиевы конюшни.

2. Составьте предложения со следующими омонимами:

- среда (день недели) и среда (окружающая обстановка, общество);

- повод (предлог, причина) и повод (ремень);

- свет (лучистая энергия, испускаемая каким-либо телом) и свет (земной шар, Земля со всем существующим на ней);

- команда (приказ), команда (группа спортсменов) и команда едино­мышленников руководителя.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 465.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...