Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Невербальные средства взаимодействия




Восточная мудрость гласит: «Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют». Достижению взаимопонимания спо­собствует не только грамотное говорение, эффективное слуша­ние, но и «прочтение» экспрессивного репертуара собеседника, т. е. того, что называется языком телодвижений («боди ленгвидж»).

Невербальная коммуникация представляет собой не только об­мен экспрессивными сообщениями между людьми, но и их ин­терпретацию. Поскольку язык тела и внутренний мир человека взаимосвязаны, постольку отслеживание такой информации в ходе общения сможет вооружить его участников сведениями о мораль­но-личностном потенциале собеседника, о его внутреннем мире, настроении, помыслах и чувствах, намерениях и ожиданиях, пе­реживаниях, степени решительности.

Рефлекторная природа большинства реакций человека не по­зволяет ему в полной мере контролировать собственные жесты, позу и мимику. Многие люди редко задумываются над своими дви­жениями во время разговора, поэтому в ситуации, когда их мыс­ли и слова не совпадают, выдают именно глаза и жесты: они яв­ляются местами утечки информации. Один из специалистов в этой сфере, А. Мехрабьен, уверен, что слова передают только очень небольшую часть сообщения, всего 7 %, и сообщают лишь о ло­гичности, компетентности, разнообразии лексикона, культуре речи говорящего.

Получаемые визуальные сообщения основываются на физи­ческом облике говорящего — мимике, позе, жестах — и свиде­тельствуют о душевном состоянии. Для того чтобы понимать этот язык, необходимо изучить различные средства невербального вы­ражения эмоций и уметь их корректно и адекватно интерпрети­ровать.

Распознать собеседника нам позволяет включенное наблюде­ние, внимание, часто неосознанное, к мелким невербальным сигналам (изменение зрачков, спрятанная правая рука) и умение их «считывать». Психологами обнаружено, что при неискренно­сти, лукавстве, лжи и противоречиях у человека появляется не­конгруэнтность (от лат.соответствую­щий, совпадающий), т.е. не совпадают речевые и неречевые сиг­налы. Интересно, что об этом размышляли еще древние, свиде­тельством чего является само происхождение слова «интуиция». Латинское тШеп означает просто «внимательно смотреть». На этом принципе основан широко известный «детектор лжи», отмечаю­щий благодаря чувствительным датчикам то, что с трудом разли­чает и анализирует глаз.

Невербальные коммуникации обычно осуществляются совмест­но с вербальными и всегда как часть ситуации, которая передает контекст. Когда мы говорим, что невербальные сообщения интер­претируются как имеющие смысл, то имеется в виду, что люди действуют так, как будто у них есть определенное намерение, хотя они подают невербальные сигналы бессознательно или непроиз­вольно (когда кто-то, хлопая ладонью по столу, громко говорит «Баста!», мы интерпретируем громкость голоса и удар как наме­ренное подчеркивание смысла сказанного).

Особенностями невербальных сообщений являются их ситуативность — тон голоса указывает на нынешнее состояние говоря­щего и его отношение к предмету разговора, к собеседнику в не­посредственный момент взаимодействия; синтетичность — экс­прессивное поведение воспринимается комплексно, трудно вы­делить отдельные единицы невербальных сигналов; непроизволь­ность — многие невербальные сигналы спонтанны.

Хотя во всем мире используются, по большей части, одни и те же невербальные сигналы, они могут восприниматься и интерпре­тироваться по-разному. Например, если у человека выступили сле­зы, то они могут свидетельствовать о страдании, боли, о сопережи­вании кому-то, а могут быть и слезами радости; улыбка может озна­чать удовольствие от контакта, а может быть маской вежливости.

Кроме движений и голоса, которые сопровождают речь, не­вербальная коммуникация также включает в себя сообщения, пе­реданные с помощью организации окружающего нас физическо­го пространства, предпочтений в одежде, мебели, освещении, температуре и цветовом оформлении интерьеров. Умение «считы­вать» невербальные сигналы позволяет распознавать затруднения, возникающие на уровне разговора и отношений, и перестроиться в процессе собеседования. Благодаря обратной связи можно также перепроверить правильность своей интерпретации воспринимае­мых сигналов, а также вести контроль истинности наблюдения, чтобы не наделать ошибок, которые скажутся на эффективности взаимодействия.

Теперь рассмотрим более подробно основные каналы невер­бальной коммуникации. Важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с участием разных сенсорных систем: зрения, слуха, ощущения, вкуса, обо­няния. В силу полисенсорной природы невербальной коммуника­ции выделяют такие ее виды, как кинесика, такесика, проксемика, паралингвистика (просодика) и экстралингвистика.

Все обозначенные виды невербальных сообщений не изолиро­ваны, находятся во взаимодействии, иногда дополняя друг друга, иногда вступая в противоречие друг с другом, однако при этом каждую позицию можно исследовать самостоятельно.

Кинесика.Из всех видов невербального поведения люди боль­ше всего знакомы с кинесикой, или движениями, к которым от­носятся зрительный контакт, выражение лица, жесты и изменение позы в процессе общения. «Кин» — мельчайшая единица, «буква» движения. Считывая «кины», мы в итоге можем интер­претировать сообщения, передаваемые через жесты и другие дви­жения тела.

В кинесике различаются цифровые сигналы — символические, абстрактные, т. е. слова, и аналоговые (неязыковые) сигналы — язык тела, который содержит большое количество сигналов, сообща­ющих партнерам информацию на уровне отношений. Наиболее выразительными средствами являются зрительный контакт и вы­ражение лица.

Зрительный контакт, или контакт глазами, находится в тес­ной связи с речевой коммуникацией и характеризуется тем, как и сколько времени мы смотрим на другого человека в процессе взаи­модействия. Взгляд выполняет многочисленные функции и гово­рит о следующем: слушаем ли мы собеседника, какие чувства при этом испытываем; доминируем (смотрим в упор) или подчиня­емся (часто моргаем, избегаем контакта глаз).

Глаза играют особую роль при коммуникации посредством мимики. Продолжительный контакт глаз может быть сигналом восхищения, тогда как краткий контакт глаз обычно означает бес­покойство. С другой стороны, прямой контакт глаз в течение бо­лее 10 секунд может вызвать у собеседника психологический дис­комфорт и беспокойство. Психологами замечено, что общитель­ные и уверенные в себе люди смотрят на собеседников присталь­нее и дольше, чем замкнутые, направленные «вовнутрь себя». До­казано, что максимальное время, в течение которого прямой взгляд незнакомого человека переносится без дискомфорта, не превышает 3 секунд. Не очень уверенные в себе люди начинают ощущать напряжение и беспокойство раньше. Оптимальным в об­щении является спокойный, внимательный взгляд.

Контакт глазами особенно важен при разговоре, беседе, так как он выполняет регулирующую функцию. С помощью визуаль­ного контакта можно начать разговор, дать сигнал о необходимо­сти реплики или о конце высказывания. Частота контактов позво­ляет судить о степени межличностной близости между собеседни­ками, а направление взгляда при взаимодействии зависит от со­держания общения, индивидуальных различий собеседников, от сложившегося характера взаимоотношений.

Считается, что люди должны смотреть друг на друга во время беседы в среднем от 30 до 60 % времени. Замечено также, что если люди во время собеседования смотрят друг на друга более 60 % времени, то они, по всей вероятности, больше заинтересованы в личности партнера, чем в предмете общения. Кроме того, извест­но, что в монологах люди смотрят на партнеров в течение 40-45 % всего времени общения, тогда как в активном диалоге — в течение 60-65 %. Считается также, что если собеседники не смотрят в глаза друг другу, то они что-то скрывают, имеют сомни­тельные намерения. То же самое может означать, когда глаза умыш­ленно «отвлекают» (например, избегают контакта глаз, вращаясь на кресле влево или вправо, снимая с себя невидимые пылинки, рассматривая что-то в окне, рисуя, протирая очки).

Таким образом, поддерживая зрительный контакт, можно оп­ределить, обращает ли собеседник на вас внимание или нет, ин­тересен ли ему разговор и вызывает ли у него сказанное вами какие-либо чувства.

 

Подумай и выполни задание

Понаблюдайте за своими партнерами в течение дня и зафиксируйте сигналы их глаз. Какие чувства чаще переживают ваши собеседники?

Специалистами замечено, что при гневе глаза широко раскрыты, а зрачки сужены; при презрении или страдании — глаза сужены, тусклые; при огорчении — глаза как бы «угасшие»; при страхе — блеск глаз не выражен; при удивлении расширены не только глаза, но и зрачки; во время «отсутствия» в момент слушания — глаза становятся стеклянны­ми, зрачки — прозрачными; при радости, удовлетворении интереса — глаза блестят.

Выражение лица, или мимика это организация лицевых мышц, которая передает эмоциональное состояние человека или реакцию на сообщение (обратную связь). Важность мимики тако­ва, что при ее отсутствии (амимии) общение становится практи­чески невозможным: это основной канал передачи человеческих эмоций. С ее помощью передаются такие эмоции, как радость, пе­чаль, удивление, страх, гнев и отвращение. Л.Н.Толстой исполь­зовал в романе «Война и мир» словесные выражения для 97 оттен­ков человеческой улыбки, для оттенков выражения глаз и других эмоциональных экспрессии, отражающих человеческое отношение к внешнему миру и демонстрирующих его чувства.

Именно потому, что лицо является основным каналом переда­чи человеческих эмоций, его иногда называют визитной карточ­кой человека. Человек может сделать выражение своего лица та­ким, какое ждет от него собеседник, поэтому для сохранения хороших отношений необходимо научиться управлять своим ли­цом, экспрессией.

 

Подумай и выполни задание

Оцените выражение собственного лица, поучитесь управлять своей мимикой. Внимательно посмотрите на себя в зеркало.

Словесно прокомментируйте увиденное вами в течение нескольких минут. Постарайтесь заметить как можно больше мимических сигналов. Например: я морщу лоб, мои губы сжаты, у меня довольный (недоволь­ный) взгляд, появились постоянные складки вокруг глаз и пр.

Опишите себя:

1) как вы сейчас выглядите;

2) какое впечатление производите на окружающих. Прочитайте стихотворение К.Бальмонта «Есть люди»:

Есть люди: мысли их и жесты

До оскорбительности ясны.

Есть люди: их мечты — как тихие невесты,

Они непознанно-прекрасны.

Есть люди — с голосом противным,

Как резкий, жесткий крик шакала.

Есть люди — с голосом глубоким и призывным,

В котором Вечность задремала.

О, жалок тот, кто носит крики

В своей душе, всегда смущенной.

Блажен, с кем говорят негаснущие лики,

Его душа — как лебедь сонный.

Во время чтения придайте своему лицу выражение безразличия, радости, враждебности и т.д. (темы выбираются по желанию). Ответьте на вопросы:

- Легко ли вам управлять мышцами лица?

- Насколько удалось точно выполнить задание?

- Получилось ли нужное выражение лица?

Жесты это внешнее проявление внутреннего эмоциональ­но-психологического состояния человека. Обычно под языком жестов подразумеваются движения рук, кистей, пальцев, ног, головы, используемые при рассказе о чем-то или для привлечения внима­ния собеседника, а также многие другие сигналы в виде действий (собеседник открывает дверь или форточку, вынимает сигареты, застегивает пуговицу, листает бумаги и т.п.). Специалисты по не­вербальной коммуникации выделяют пять типов жестов: сим­волы, иллюстраторы, регуляторы, проявления аффекта, адаптеры.

Символы считаются языком знаков, они эквивалентны словам или фразам. Например, движение пальца из стороны в сторону — в США, России, в Италии — означает легкое осуждение, угрозу или призыв прислушаться к тому, что сказано, а в Голландии — отказ.

Иллюстраторы связаны непосредственно с вербальным язы­ком, эти жесты иллюстрируют слова, которые произносит собе­седник. Когда он говорит: «Мой третий вопрос...», поднимая три пальца, такой жест называется иллюстратором.

Регуляторы управляют устными коммуникациями, заставляя отправителя поторопиться, замедлиться или повторить что-ни­будь. Примером может служить частое поглядывание на часы или постукивание пальцами по столу во время беседы.

Проявления аффекта указывают на эмоциональные состояния, такие, как гнев или смущение, и обычно проявляются в выражении лица. Проявления аффекта отличаются от трех предыдущих типов жестов тем, что люди почти не могут ими управлять. На­пример, многие краснеют, когда они сердятся, и при этом сжи­мают кулаки, стискивают зубы, но они мало что могут сделать, чтобы управлять этим проявлением.

Адаптеры также относятся к жестам, которыми человеку труд­но управлять. Часто люди не осознают, что делают такие жесты. Подавленный зевок или обхватывание руками лица от страха яв­ляются жестами-адаптерами.

Жесты бывают условные и неусловные, причем условные жес­ты не всегда бывают понятны по своему значению. Условность им придают договоренность или традиция. К таким жестам от­носится воинский жест приветствия (рука под козырек), кивок сверху вниз, означающий «да». Условные жесты бывают интер­национальными, национальными. Например, высунутый язык для европейцев — насмешка, для китайцев — угроза, для ин­дейцев — гнев. Однако ни один жест нельзя интерпретировать абсолютно точно. Психологи рекомендуют отслеживать «жест в связке с лицом» и считают, что он несет информацию не столько о качестве психического состояния, сколько об интенсивности его переживания.

Различают также жесты: коммуникативные (приветствие, про­щание, утверждение, вопрос, отрицание); модальные (выражаю­щие оценку и отношение — одобрение, неудовлетворение, дове­рие, растерянность); описательные, имеющие смысл в контексте речевого высказывания.

Особенно важны при общении руки и их движения. Знамени­тый оратор древности Демосфен на вопрос «Что нужно для хоро­шего оратора?» ответил: «Жесты, жесты и жесты!», так как они делают речь образной, значительной и эмоциональной, а доводы — более убедительными. Движения рук выполняют при общении следующие функции:

- помогают снять скованность и напряженность;

- направляют внимание собеседника;

- структурируют подачу информации;

- поддерживают ритмику речи;

- побуждают собеседника к действиям;

- выражают сопутствующие эмоции;

- усиливают отдельные высказывания.

Участникам общения следует помнить, что жестовые сигналы кроме поддержки речи и расстановки акцентов свидетельствуют также об уверенности или неуверенности человека. У неуверенно­го человека жесты, как правило, ниже талии, порой на уровне коленок. О неуверенности говорят также сильно прижатые к телу локти (как будто говорящий локтями держит тело), напряженная поза, скованные пальцы, трясущиеся руки и т.п.

Интерактивное упражнение

Группу делят на две команды. Каждая команда придумывает не­сколько слов, записывает их на отдельных листочках бумаги. Затем из противоположной команды выбирают человека, которому дают прочи­тать слово, и он должен жестами объяснить своей команде, что это за слово, а команда должна угадать его. Затем выбирается другой чело­век, который «показывает» новое слово. Сравнивается, какая команда лучше справилась с заданием.

Поза — это статическое положение человеческого тела. Ее из­менение или синхронизация с собеседником может указывать на изменение отношений между ними, например об интересе к дру­гому человеку (наклоняясь к собеседнику, или, наоборот, отвер­нувшись, или даже сидя спиной к говорящему).

Известно около 1000 различных устойчивых положений, кото­рые способно принять человеческое тело. Культурные традиции каждого народа накладывают вето на одни позы и поощряют дру­гие (например, поклоны у японцев или сидение с вытянутыми ногами у американцев). Большинство поз расшифровываются как оборонительные, закрытые для общения (руки, скрещенные на груди) или свидетельствующие о надменности и превосходстве (высоко вздернутая голова, взгляд сверху вниз). Такие позы чаще всего оказывают негативное воздействие на собеседника.

Позитивными позами, например, для публичного выступления считаются те, при которых говорящий стоит прямо, ноги рас­ставлены на 15-30 см. Левая нога чуть выставлена вперед и слег­ка согнута, правая нога опорная. Голова слегка наклонена, повер­нута лицом к аудитории, тело хорошо сбалансировано, устойчи­во, в меру расслаблено, руки готовы к жестикуляции.

 

Интерактивное упражнение

Выберите себе партнера для обсуждения интересующей вас темы (на выбор). Займите фиксированную позу (например, сидя на стуле, руки на коленях) и не меняйте ее в течение 3-5 мин разговора и не используйте никаких жестов. Затем снимите запрет и продолжайте бе­седу в нормальном режиме. Обменяйтесь впечатлениями. Подумайте над вопросами:

- Что вы испытывали во время разговора в режиме запрета на жесты?

- На чем вы больше всего фиксировали внимание: на содержании разговора или на удержании позы?

- Что вам захотелось сделать сразу после отмены запрета? Выделите те жесты, которые, как вам кажется, помогли вам сделать беседу более интересной и привлекательной.

Такесика.Это самые разнообразные прикосновения людей — рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания, объятья. В повседневной жизни прикосновения также возможны в определенных случаях и по разным причинам (поцелуй при встрече долгожданного партнера), разными способами (рукопожатие или объятье) и в разных местах (у вагона поезда, в лицее, на праздни­ке). Интенсивность и частота прикосновения различаются у лю­дей разных этносов и культур, зависят от пола, возраста, статуса и типа личности. Прикосновения дают разнообразную информа­цию: они сообщают об эмоциональном состоянии, о характере взаимодействия.

Психологи выделяют следующие виды прикосновений:

профессиональные (носят безличностный характер, например в сказке «Репка»: все держатся друг за друга с единственной це­лью — вытащить репку, при этом в процессе прикосновения «бабка за дедку, внучка за бабку...» последний воспринимается как объект деятельности, а не как личность);

протокольные, ритуальные (рукопожатия при встрече и при про­щании, дипломатические поцелуи и т.д.);

дружеские (поцелуй при встрече, похлопывание, легкое объятье).

Подумай и выполни задание

Опишите пять жестов, которые вы чаще всего используете в разго­ворах с людьми. Что это — условные знаки, способы выражения чувств, регуляции чувств или снятия напряжения? Помогают ли они вам эффек­тивно передать сообщение? Отвлекают ли вас эти привычки от смысла самого сообщения?

 

Проксемика(от англ.  — близость). Это коммуникация посредством взаиморасположения собеседников в пространстве, термин, введенный американским антропологом Эдвардом Т. Хол­лом для анализа закономерностей пространственной организации общения, а также влияния территорий, ориентации и дистанций между людьми на характер межличностного общения. Она вклю­чает дистанцирование, позиции за столом, организацию простран­ственной среды при общении.

Дистанцирование это расстояние, которого придерживает­ся один собеседник относительно другого, а также неожидан­ные движения, которые имеют целью изменение этого расстоя­ния (например, резкий шаг назад или вперед). Различают че­тыре типа расстояния, каждый из которых подразумева­ет определенные отношения близости или дистанцирования при взаимодействии:

публичное расстояние — от 3,5 м до пределов видимости и слы­шимости. Коммуникация на публичном расстоянии рассматрива­ется как публичное выступление (речь, доклад, лекция и пр.);

социальное расстояние — от 1,2 до 3,5 м. В этой зоне часто осу­ществляются коммуникации при групповых встречах, практиче­ском занятии, семинаре, тренинге;

личное расстояние — от 0,45 до 1,2 метра. Физический контакт при этом, как правило, отсутствует (за исключением рукопожа­тия). Чаще всего в рамках такого пространства проводятся бесе­ды, консультирование, инструктаж, деловая встреча и перего­воры. В зависимости от цели и особенностей взаимодействия та­кой контакт может демонстрировать и вежливое пребывание в одном пространстве, теплый интерес к собеседнику, и раздраже­ние или сочувствующее проявление интереса. Для того чтобы обо­значить границу стола, люди используют разнообразные предме­ты: письменные принадлежности, папки с бумагами. Для захвата пространства в ход идут локти и руки: руки выставляют вперед, чтобы прикрыть «свой участок», локти расставляют как можно шире, чтобы «оградить» свою интимную зону;

интимное расстояние — от непосредственного физического кон­такта до 40-45 см — подразумевает общение тесное и близкое, но с разной степенью эмоциональной окрашенности (от объятья до драки). Людей, которых мы не подпускаем к границе интимной зоны, мы держим на расстоянии примерно в половину вытянутой от тела руки. На этом расстоянии можно не только видеть партне­ра, но и чувствовать, воспринимать запахи. При взаимодействии вторгаться в чужую интимную зону не принято, так как попытка дотронуться до собеседника иногда вызывает не только отрица­тельные чувства, но и отторжение. Вот почему человек, нарушив­ший интимную зону партнера, причиняет ему не только «психоло­гический», но и физиологический вред. Известные слова Диогена полководцу Александру Македонскому: «Отойди, не заслоняй мне солнца!», — по-видимому, можно интерпретировать как просьбу покинуть его интимную зону, и «великий» Александр был доста­точно уважителен к «малому» Диогену, чтобы тотчас эту просьбу удовлетворить. Специалистами доказано, что чем сильнее человеку мешает чье-то приближение, тем больше в его крови вырабатыва­ется гормонов борьбы. В такой момент человек, как правило, гото­вится к самозащите, потому что так запрограммировано природой; гормоны стресса помогают организму или справиться с внешней опасностью, или убежать от нее. Если нет возможности осуществить то или другое, гормоны отрицательно сказываются на организме.

Величина интимной зоны в каждый конкретный момент зави­сит от внешних (в транспорте, лифте, купе, каюте) и внутренних (степень близости с человеком) обстоятельств, а именно:

- от статуса того, с кем мы взаимодействуем;

- от собственного настроения в данную минуту (или чувства безопасности).

Зоны интимной дистанции отличаются друг от друга в зависи­мости от той или иной культурной среды. В Западной Европе и в США они составляют 60 см. В Восточной Европе эта зона равна приблизительно 45 см. В странах Средиземноморья это расстояние от кончика пальцев до локтя. И Японии до 30 см, поэтому японцы страдают, например, от давки значительно меньше, чем представители других национальностей, например Северной Америки.

Нарушение границ территории, в особенности интимного пространства человека, сопровождается сигналами тела, а именно:

-беспокойное ерзанье, сигнализирующее о желании удалиться;

- закидывание ноги на ногу, поворот в сторону и подготовка к бегству;

-постукивание пальцами (сигнал внутренней тревоги);

- опора на руки с намерением подняться, что сигнализирует о желании встать и удалиться;

- зажмуривание глаз («Я не хочу видеть, что вы подошли ко мне так близко»);

- опускание подбородка на грудь, защита шеи;

- приподнимание плечей для прикрытия шеи (вторжение рас­сматривается как нападение);

-хватание карандашей, которые затем в большинстве случаев заточенным концом поворачиваются в сторону «оккупанта»;

- вставание — готовность уйти.

Кроме расстояния как такового при организации и анализе взаимодействия имеет значение пространственное расположение партнеров. Очень важно, например, то, как партнеры садятся за стол, обычно это связано или с достижением поставленной цели, или с удобствами.

Различают четыре вида посадки за столом во вре­мя общения.

Угловое расположение. Эта позиция способствует постоянному контакту глаз и создает условия для жестикуляции, не мешающей собеседнику, позволяет наблюдать друг за другом. Угол стола слу­жит частичным барьером: в случае агрессивного поведения собе­седника можно отодвинуться дальше, в ситуации взаимопонима­ния — сблизиться; территориальное разделение стола при этом отсутствует.

Кооперативная позиция, сотрудничество. Кооперативное поведе­ние необходимо для непосредственного взаимодействия. Когда задачи или проблемы решаются собеседниками совместно, им нужно сидеть рядом, чтобы лучше понять действия и намерения друг друга, чтобы видеть анализируемые материалы, чтобы обсу­дить и выработать общие решения.

Конкурирующе-оборонительная позиция. Положение партнеров друг против друга обычно создает атмосферу соперничества, при которой каждый из собеседников жестко ведет свою линию, от­стаивает свою позицию, пытается «обыграть соперника». Стол между ними становится своеобразным барьером. Достичь консенсуса при такой рассадке чрезвычайно сложно, даже компромисс затруднителен, а вот конфронтация, конфликт мнений могут за­вершить коммуникацию. В то же время такая посадка за столом может свидетельствовать и о субординации (преподаватель-сту­дент). Разговор в такой ситуации должен быть коротким и конк­ретным. В то же время на переговорах такая позиция за столом способствует взаимодействию на равных.

Независимая позиция. В определенных ситуациях делового обще­ния целесообразно занимать и независимую позицию, т.е. по диа­гонали через весь стол. Эта позиция в деловом мире характерна для людей, не желающих взаимодействовать. Она свидетельствует об отсутствии заинтересованности или о желании остаться неза­меченным, например, на педсовете, семинаре, совещании.

Кроме занимаемых позиций за столом порой для успеха дело­вого общения имеет определенное значение и сама форма стола. Так, квадратный стол способствует отношениям конкуренции и соперничества между людьми, равными по положению. Такой стол хорош для проведения короткой деловой беседы или пере­говоров. Сотрудничество возникает с тем партнером, который сидит рядом, причем справа. Максимальное сопротивление ока­зывает сидящий собеседник напротив. За прямоугольным столом на встрече партнеров одинакового социального статуса главен­ствующим считается то место, на котором сидит человек, обра­щенный лицом к двери. Круглый стол создает атмосферу неофи­циальности, и за ним лучше всего проводить беседы людям, рав­ным по статусу.

 

Интерактивное упражнение

Сыграйте в группе в игру «Оптимальный вариант». Один из участни­ков находится в кабинете (классе) и сидит за рабочим столом, исполняя роль руководителя. В кабинет входят несколько сотрудников — участни­ков совещания. Каждый из них с кем-то находится в напряженных отно­шениях. Зная это (из полученной инструкции), руководитель должен рассадить подчиненных так, чтобы конфликтующие между собой со­трудники не оказались напротив друг друга. Сделать это необходимо как можно тактичнее и непринужденнее. Сотрудники заходят в разном порядке и стараются занять место.

В роли руководителя может побыть каждый участник игры.

После проведения упражнения необходимо обсудить правильность действий руководителя.

Паралингвистика и экстралингвистика.Они связаны с голо­сом человека. Эта невербальная особенность околоречевой «фор­мы» общения. Акустические невербальные аспекты речи (тембр, темп, дикция, артикуляция, манера говорения), как известно, дают важную информацию, передают сообщения:

- о том, какое значение в данной ситуации мы хотим придать слову или высказыванию, используя для этого такие средства, как ударение, паузы, интонирование;

- о самом говорящем — его биофизических характеристиках (пол, возраст, рост), эмоциональном состоянии, личностных осо­бенностях;

- об уверенности или неуверенности собеседника, о вере в то, что он говорит.

Специалисты по паралингвистике и экстралингвистике выде­ляют главные измерения голоса — громкость, высота, темп (скорость), тембр и пауза.

Громкость голоса указывает на то, как человек произносит сло­во — громко или тихо. Она может меняться в зависимости от цели и темы разговора и от особенностей помещения, его акустики.

Высота голоса — это его тон. Высота голоса, как правило, из­меняется вместе с громкостью. Когда человек нервничает, он по­вышает голос, а если пытается настоять на своем, то, наоборот, говорит тихо.

Темп — это скорость, с которой человек разговаривает. Люди часто говорят быстрее, когда они удовлетворены, испуганы, воз­буждены, переживают, и медленнее, если предлагают вариант ре­шения проблемы или пытаются привлечь внимание к своей ин­формации.

Тембр голоса — это его звучание. Тембр у каждого человека свой: голос дребезжит, звонкий или хриплый. В зависимости от настроения он может быть хнычущим или мягким, фасцинирующим, в гневе — резким и скрипучим. Тембр голоса может вводить собеседника в заблуждение.

Пауза в общении имеет существенное значение. Собеседник может придавать ей каждый раз определенную длительность и значимость — то как речевому эквиваленту запятой, то для отде­ления одной мысли от другой, то для акцентирования внимания на чем-нибудь значительном, то наполняя ее «драматическим» содержанием и, следовательно, актерским мастерством. Пауза уси­ливает запоминание того, что сказано перед ней и после нее. Боль­шое значение может иметь пауза для установления контакта с собеседниками (например, не слушающими).

Таким образом, умение «считывать» и корректно интерпрети­ровать невербальные сигналы наилучшим образом осуществляют те, кто наблюдательны, проявляют искренний интерес и внима­ние к собеседнику. Такое умение относится к коммуникативной компетентности.

 

Подумай и выполни задание

Если вам нужно привлечь внимание собеседника и произнести клю­чевые высказывания, то сделайте следующее:

- установите зрительный контакт с собеседником;

- снижайте скорость речи;

- между блоками слов вставляйте микропаузы;

- варьируйте темп, высоту и громкость — это подчеркнет основные моменты;

- добавляйте своему голосу приятный тембр, интонации;

- избегайте озвученных пауз («А...», «Хм...»): тишина предпочтитель­нее ненужных слов-паразитов;

- добавляйте доверительные или авторитарные интонации;

- сократите дистанцию между собой и слушателями.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 395.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...