Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Электродные потенциалы и химическая активность металлов




Опыт 1. Вытеснение одних металлов другими

В четыре пробирки опустить по кусочку цинка и налить по 5 - 10 капель растворов следующих солей: АIСI3, Рb(NОз)2, СuS04, Нg(NОз)2. Наблюдать происходящие явления и сделать вывод о том, какие металлы цинк вытесняет из растворов их солей. Написать уравнения реакций. Указать восстановитель и окислитель.

Опыт 2. Вытеснение водорода из кислот металлами

В четыре пробирки поместить порознь по кусочку магния, алюминия, цинка, меди. Затем в каждую пробирку налить по 5 капель соляной кислоты. Наблюдать, какие из взятых металлов вытесняют водород из кислоты. Написать уравнения реакций. Указать восстановитель и окислитель.

Сделать вывод о том, какие металлы могут вытеснять водород из растворов кислот.

 

Коррозия металлов и способы защиты от коррозии

Опыт 1. Влияние образования гальванической пары на скорость растворения металла в кислоте

1. Налить в пробирку 1 см3 0,1 н. серной кислоты и опустите в нее кусочек цинка. Выделение водорода происходит очень медленно.

2. Коснуться цинка медной проволочкой. Сразу же начинается энергичное выделение водорода у поверхности медной проволочки. Пользуясь рядом напряжений металлов, выписать и сравнить значения стандартных электродных потенциалов меди и цинка. Какой из металлов будет анодом, какой катодом? Составить схему коррозионного гальванического элемента. Написать электронные уравнения реакций, идущих на аноде и катоде. Указать продукт коррозии.

Опыт 2. Защитные свойства металлических покрытий

1. В две пробирки налить по 1 см3 разбавленной серной кислоты. В одну из пробирок опустить полоску луженого (покрытого оловом) железа, в другую — полоску оцинкованного железа. В обе пробирки с луженым и оцинкованным железом добавить по 2-3 капли раствора красной кровяной соли Кз[Fе(СN)6] и подождать несколько минут.

(Примечание: гексацианоферрат (III) калия является качественным реагентом на ионы Fе2+, в присутствии которых происходит образование синего осадка турнбулевой сини:

3Fе2+ +  2[Fе(СN)6]3- = Fе3[Fе(СN)6]2↓)

Какой металл будет разрушаться в том и другом случае?

Сравните величины стандартных электродных потенциалов железа и олова (луженое железо), железа и цинка (оцинкованное железо).

Определите, какой из металлов в каждой паре является более активным.

Определите вид покрытия. Составьте схемы коррозии оцинкованного и луженого железа в кислой среде, электронные уравнения реакций, идущих на аноде и катоде. Каков состав продуктов коррозии?

Электролиз

Опыт 1. Электролиз раствора КI

В U-образную трубку электролизера налить до половины раствор иодида калия, к которому прибавить 2-3 капли раствора фенолфталеина.

Вставить в оба колена трубки угольные электроды и присоединить их к источнику постоянного тока.

Наблюдать окрашивание растворов у электродов. По окраске растворов определить, какой электрод является катодом и какой анодом. Написать уравнения катодного и анодного процессов и суммарное уравнение электролиза.

Опыт 2. Электролиз раствора Na2SO4

В U-образную трубку электролизера налить до половины раствор сульфата натрия, к которому раствора нейтрального лакмуса.

Вставить в оба колена трубки угольные электроды и присоединить их к источнику постоянного тока.

Наблюдать окрашивание растворов у электродов. Объяснить причину окрашивания. Определить, какой электрод является катодом и какой анодом. Написать уравнения катодного и анодного процессов и суммарное уравнение электролиза.

Опыт 3. Электролиз раствора CuSO4 при угольном и медном анодах.

1. Налить в стакан раствор сульфата меди, вставить угольные электроды и пропустить через раствор ток в течение 3 - 4 минут.

Выключить ток, вынуть электроды из стакана и убедиться, что на катоде появился красный налет меди.

2. Электрод, покрытый медью, присоединить к положительному полюсу источника тока, т.е. сделать его анодом, а другой электрод — к отрицательному полюсу. Снова пропустить ток в течение того же времени, что и в первый раз.

Выключить ток. Вынуть электроды из трубки. Убедиться, что медь, покрывающая анод, растворилась, а катод снова покрылся медью.

Написать уравнения анодного и катодного процессов, протекающих при электролизе сульфата меди с угольным и медным анодом.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Таблица П-1

Растворимость некоторых солей в г на 100 г раствора

(из расчета на безводную соль)

Формула

соли

Температура, оС

0 10 20 30 40 50 60 80 100
CuSO4 12.9 14.8 17.2 20.0 22.8 25.1 28.1 34.9 42.4
K2Cr2O7 4.4 7.5 11.1 15.4 20.6 25.9 31.2 41.1 50.5
KNO3 11.6 17.7 24.1 31.5 39.1 46.2 52.5 62.8 71.1
NaNO3 42,2 44,6 46,8 49,0 51,2 53,3 55,5 59,7 64,5
NaNO2 41,9 43,8 45,8 47,8 49,6 51,0 52,9 57,0 62,0
NH4Cl 23.0 25.0 27.1 29.3 31.4 33.5 35.6 39.6 43.6
NaCl 26.2 26.3 26.4 26.5 26.8 27.0 27.1 27.7 28.4
K2SO4 6.9 8.5 10.0 11.5 13.1 14.2 15.4 17.6 19.4
Al2(SO4)3 23,8 25,1 26,6 28,8 31,4 34,3 37,1 42,2 47,1
(NH4)2C2O4 41,4 42,2 43,0 43,8 44,8 45,8 46,8 48,8 50,8

Таблица П-2

Константы диссоциации слабых электролитов (при 250С)

Название электролита Формула Кдис
Азотистая кислота HNO2 5,1 * 10-4
Борная кислота (орто)   H3BO3 7,1 * 10-10 1,8 * 10-13
Борная кислота (тетра)   H2B4O7 1,8 * 10-4
Муравьиная кислота   HCOOH 1,8 * 10-4
Сернистая кислота   H2SO3 1,4 * 10-2 6,2 * 10-8
Сероводородная кислота   H2S 1,0 * 10-7 2,5 * 10-13
Синильная кислота   HCN 5,0 * 10-10
Угольная кислота   H2CO3 4,5 * 10-7 4,8 * 10-11
Уксусная кислота   CH3COOH 1,74 * 10-5
Фосфорная кислота (орто)   H3PO4 7,1 * 10-3 6,2 * 10-8 5,0 * 10-13
Щавелевая кислота   (COOH)2 5,6 * 10-2 5,4 * 10-5
Гидроксид аммония NH4OH 1,74 * 10-5
Вода   H2O 1,86 * 10-16

 

Таблица П-3

Степень диссоциации электролитов (при 180С)

Название электролита

Формула

Степень диссоциации, %

1 н. 0,1 н.
1. Кислоты: Азотная Соляная Бромистоводородная Йодистоводородная Фтористоводородная Серная Сероводородная Сернистая Угольная Фосфорная Борная (орто) Уксусная Щавелевая   HNO3 HCl HBr HI HF H2SO4 H2S H2SO3 H2CO3 H3PO4 H3BO3 CH3COOH (COOH)2   82 78 - - - 51 - - - - - 0,4 -   92 92 92 92 8,5 58 0,07 34 0,17 27 0,01 1,3 31
2. Основания: Гидроксид калия Гидроксид натрия Гидроксид аммония Гидроксид бария Гидроксид кальция   КОН NaOH NH4OH Ba(OH)2 Ca(OH)2   77 78 0,4 - -   91 91 1,3 80 78
3. Соли: Хлорид натрия Хлорид калия Нитрат калия Сульфат калия Сульфат меди Ацетат натрия Сульфат натрия Хлорид аммония Ацетат калия Нитрат серебра Гидрокарбонат натрия   NaCl KCl KNO3 K2SO4 CuSO4 CH3COONa Na2SO4 NH4Cl CH3COOK AgNO3 NaHCO3   67 75 64 53 - 53 45 74 64 58 52   84 86 83 71 40 79 69 85 - 81 -

Таблица П-4

Произведение растворимости труднорастворимых веществ (при 220С)

Вещество ПР Вещество ПР Вещество ПР
AgBr 5,3 * 10-13 CaSO4 2,5 * 10-5 Ni(OH)2 2,0 * 10-15
AgCN 1,4 * 10-16 CdS 1,6 * 10-28 PbCO3 7,5 * 10-14
AgSCN 1,0 * 10-12 Cr(OH)3 6,3 * 10-31 PbCl2 1,6 * 10-5
AgCl 1,8 * 10-10 Cu(OH)2 2,3 * 10-20 PbCrO4 1,8 * 10-14
Ag2CO3 1,2 * 10-12 CuS 6,3 * 10-36 PbI2 1,1 * 10-9
Ag2CrO4 1,1 * 10-12 FeCO3 3,5 * 10-11 Pb(OH)2 7,9 * 10-16
Ag2Cr2O7 1,0 * 10-10 Fe(OH)2 7,1 * 10-16 PbS 2,5 * 10-27
AgI 8,3 * 10-17 Fe(OH)3 6,3 * 10-38 PbSO4 1,6 * 10-8
Ag3PO4 1,3 * 10-20 FeS 5,0 * 10-18 Sb2S3 1,0 * 10-30
Al(OH)3 3,2 * 10-34 HgS 1,6 * 10-52 H2SiO3 1,0 * 10-10
BaCO3 4,0 * 10-10 Hg2Cl2 1,3 * 10-18 SnS 2,5 * 10-27
BaC2O4 1,1 * 10-7 Mg(OH)2 7,1 * 10-12 SrCO3 1,1 * 10-10
BaCrO4 1,2 * 10-10 MgS 2,0 * 10-15 SrC2O4 1,6 * 10-7
BaSO4 1,1 * 10-10 Mn(OH)2 1,9 * 10-13 SrSO4 3,2 * 10-7
CaCO3 3,8 * 10-9 MnS 2,5 * 10-10 Zn(OH)2 1,4 * 10-17
CaC2O4 2,3 * 10-9 NiCO3 1,3 * 10-7 ZnS 8,0 * 10-26

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

1. Ахметов, Н. С. Общая и неорганическая химия. – М. : Высшая школа, 2003.

2. Коровин, Н. В. Общая химия. – М. : Высшая школа, 2001.

3. Угай, Я. А. Общая и неорганическая химия. – М. : Высшая школа, 2000.

4. Хаускрофт, К., Констебл, Э. Современный курс общей химии. – М. : Мир, 2002.

5. Хьюн, Дж. Неорганическая химия. – М.: Высшая школа, 2001.

6. Кемпбелл, Дж. Современная общая химия: в 3-ех томах. – М. : Мир, 1975.

7. Ахметов, Н. С., Азизова, М. К., Бадыгин, А. И. Лабораторные и семинарские занятия по общей и неорганической химии. – М. : ACADEMIA, 1999.

8. Коровин, Н. В., Мингулина, Э. И., Рыжова, Н. Г. Лабораторные работы по химии. – М. : Высшая школа,1998.

 

Дополнительная:

1. Дей, М., Селбин Д. Теоретическая неорганическая химия. – М. : Мир, 1976.

2. Браун, Т., Лемей, Г. Ю. Химия в основе наук: в 2 томах.– М. : Мир, 1983.

3. Канн, Р.,Дермер, О. Введение в химическую номенклатуру. – М.: Химия, 1983.

4. Павлов, Н. Н. Общая и неорганическая химия. – М. : Дрофа, 2002.

5. Сборник задач и упражнений по общей и неорганической химии / под ред. Н. Н. Павлова. – М. : Дрофа, 2005.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 516.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...