Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПОНЯТИЕ, ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ




2.1. Понятие «универсальная библиотека»

Универсальная библиотека (УБ) – библиотека, удовлетворяющая универсальные информационные потребности пользователей и имеющая для этого фонд документов(терминологический словарь «Библиотечное дело», 1997).  

УБ – библиотека, удовлетворяющая разнообразные информационные потребности на основе фондов, сформированных без тематических и видовых ограничений (ГОСТ 7.0–99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография: термины и определения»).

 

Обобщая эти определения, в развернутом виде УБ можно охарактеризовать как библиотеку, удовлетворяющую разнообразные информационные потребности пользователей и содействующую их всестороннему развитию, самообразованию, учебно-профессиональной подготовке и научной деятельности, имеющую, как правило, универсальный по составу фонд, являющуюся региональным культурным и информационным центром, центром библиотечного краеведения и региональной библиотечной системы.

УБ представляется наиболее перспективной моделью библиотечного учреждения будущего. Национальная программа поддержки и развития чтения предполагает разработку стандарта многофункциональной библиотеки нового типа – «Российской библиотеки XXI века».

 

Из истории создания универсальных библиотек

Термин «универсальная библиотека» впервые появился в зарубежном библиотековедении в развитие идеи Г. В. Лейбница, Г. Нодэ и других выдающихся библиотечных деятелей эпохи Просвещения по созданию «энциклопедической библиотеки». Первой библиотекой такого рода в Европе в конце XVIII века стала университетская библиотека в Геттингене (Германия). Ее фонды включали всю мировую научную литературу того времени. К созданию универсального по составу и полноте охвата мировой научной литературы стремились и отечественные научные библиотеки – Библиотека Академии наук, библиотека МГУ, Императорская Публичная библиотека в Санкт-Петербурге.

В XIX  в. намечается отход научных библиотек от принципа возможно более полного охвата всей мировой литературы отдельными библиотеками. Сейчас, оставаясь ориентированными в комплектовании на универсальное многоотраслевое знание, даже самые крупные библиотеки руководствуются теми или иными принципами ограничения (региональные – приоритет региону, вузовские – профилю вуза и т. п.).

В России в 1990-е гг. социальная востребованность УБ возросла, что связано с их популярностью у студенчества, а, в свою очередь, на них повлиял образовательный бум и тенденции гуманитаризации технического знания и технизации гуманитарного образования.

 

Типологические черты УБ

Типологическими чертами УБ следует признать следующие:

1) функциональная универсальность – этим библиотекам присущи все основные (типологические) функции;

2) региональностькомплексный типообразующий признак, отражающий такие параметры функционирования УБ, как:

– подчинение деятельности библиотеки интересам региона (региональная направленность деятельности);

– региональный масштаб деятельности;

– создание документно-информационного фонда о регионе и обеспечение доступа к нему;

– функционирование в качестве центров библиотечного обслуживания региона (их фонды – наиболее масштабные, они – организатор координации библиотек региона);

– финансовая и административная принадлежность региону.

3) тематическая универсальность фонда, запросов, СПА.

2.4. Функции УБ

УБ выполняют все или почти все типообразующие функции (т. е. обладают универсальным набором типообразующих функций) с некоторым приоритетом какой-либо из них на базе, как правило, универсального фонда.

Виды УБ

В соответствии с приоритетом типообразующей функции УБ делятся на три вида:

1)универсальные научные библиотеки(по приоритетности функции содействия научно-производственной деятельности);

2) общедоступные (публичные) библиотеки(по приоритетности функции содействия самообразованию и досугу);

3) универсальные служебные библиотеки(по приоритетности функции содействия самообразованию и профессионально-производственной деятельности).

Наглядно типологическая характеристика и видовое многообразие УБ представлено в приложении в таблице 1.

 

Литература

1. Карташов, Н. С. Общее библиотековедение: учебник: в 2 ч. / Н. С. Карташов, В. В. Скворцов. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1996–1997. Ч. 2. Карташов, Н. С. Общая теория библиотечного дела / Н. С. Карташов. – М., 1997. – 256 с.

2. Чуприна, Н. Т. Универсальная библиотека: инновационная деятельность в профессиональной практике / Н. Т. Чуприна. – М. : Либерея, 2004. – 117 с.

 

Вопросы для самопроверки

1. Дайте понятие УБ.

2. Каковы типологические черты УБ?

3. Каково содержание «региональности» как типообразующего признака УБ?

4. Охарактеризуйте функции УБ.

5. Назовите основные виды УБ.

 

3. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ОБЩЕДОСТУПНЫЕ (ПУБЛИЧНЫЕ) БИБЛИОТЕКИ:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДА

3.1. Значение и видовые особенности общедоступных (публичных)

 библиотек, общая характеристика их современного положения

Общедоступные (публичные) библиотеки – элемент государственного механизма социальной защиты населения, что достигается за счет бесплатность обслуживания в условиях дороговизны книг и досуга, доступность размещения и разнообразия предоставляемых услуг.

Федеральный закон о библиотечном деле дает следующее определение понятия «общедоступная библиотека»:библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом и услугами юридическим лицам независимо от их организационных форм и форм собственности и гражданам без ограничений по уровню образования, специальности, отношения к религии.

 

Б. Ф. Володин, автор статьи «Общедоступная библиотека» в«Библиотечной энциклопедии» (М., 2007), говорит о двух трактовках понятия «общедоступная библиотека» – узкой (его распространенность, прежде всего, на бывшие советские массовые библиотеки) и широкой(включает распространение и на научные библиотеки). Внедрение электронных технологий и удаленного доступа к фондам позволяют любую из таких библиотек считать общедоступной. Анализ случаев использования этих трактовок позволяет утверждать, что первая из них более распространена, и именно она принята в данном издании.

В настоящее время в странеболее 46,8 тыс. общедоступных (публичных) библиотек (около 30 % всех библиотек). Наряду со школьными, сеть подобных библиотек самая разветвленная(массово представлена по территории всей страны), по условиям пользования эти библиотеки – самые демократические. Совокупный фонд общедоступных (публичных) библиотек составляет около 1,1 млрд томов, штат около 130 тыс. человек.

Цельобщедоступных (публичных) библиотек – гарантированно обеспечить населению реализацию самообразовательных информационных потребностей.

Видовые особенности общедоступных (публичных) библиотек:

1) социальная доступность:обслуживание всех категорий населения (от детей дошкольного возраста);

2) территориальная доступность:максимальная приближенность к пользователям (к месту жительства и работы за счет использования стационарных и нестационарных форм);

3) коммуникационная доступность:использование активных форм продвижения информации и документов к пользователям.

В последние годы наблюдаются позитивные изменения в положении муниципальных библиотек. В ряде регионов страны реализуются целевые программы развития публичных библиотек. Новые условия финансирования позволяют устанавливать специализированные надбавки к заработной плате библиотечных работников.

В то же время именно муниципальные библиотеки находятся в наиболее сложном положении. Имеются тенденции к снижению их общего количества, к сокращению объемов их фондов. В разных регионах страны зафиксирован различный уровень доступа жителей к информационным ресурсам, в значительном числе сельских населенных пунктов вообще нет библиотек.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 340.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...