Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организация библиотечного обслуживания детей




Дети – социально-демографическая группа населения в возрасте до 14 лет (по документам ИФЛА – до 13 лет).В качестве пользователей библиотек они требуют учета особых психолого-педагогических, информационных и социальных параметров.

Актуальность детских библиотек и библиотечного обслуживания детей определена следующими факторами:

1) падение интереса детей к книге, чтению в условиях конкуренции с телевидением, компьютерами, новыми формами досуга, электронного, как правило (интернет-клубы, игровые автоматы и др.);

2)  обострение морально-нравственных и педагогических проблем воспитания детей.

Следовательно, библиотечное обслуживание детей должно стать привлекательным для них (что должно отразиться в комфортности обслуживания, в создании особой специализированной среды, в наличии персонала с соответствующей подготовкой, в высоком качестве мероприятий и др.).

Нормативно-законодательное обеспечение библиотечного обслуживания детей составляют:

1) Федеральный закон о библиотечном деле и региональные законы о библиотечном деле;

2) Руководство для детских библиотек ИФЛА;

3) Руководство для детских библиотек России (РБА, 2009 г.);роРОР

4) Региональные концепции библиотечного обслуживания детей.

Система библиотек, обслуживающих детей:

В зависимости от уровня физического и интеллектуального развития ребенка, его читательского опыта, детей обслуживают библиотеки трех групп:

1) библиотеки, юридически, территориально и организационно недоступные детям (научные, специальные, вузов): обслуживают через посредников (родители, учителя и др.);

2) общедоступные государственные, муниципальные, профсоюзные библиотеки, юридически, территориально и организационно доступные детям: обслуживают их лично и через посредников;

3) специализированные библиотеки для детей, юридически, территориально и организационно предназначенные им.

Организационные формы специализированного библиотечного обслуживания детей различаются по территориальному фактору. 

В сельской местности:

1) выделение читательской группы «дети», которая обслуживается вместе с взрослыми в сельской библиотеке (для детей – отдельный фонд детской литературы, отдельный план работы с детьми),

2) создание детского отдела в сельской библиотеке или детской библиотеки в большом селе.

3) ЦРДБ (филиал ЦБС).

4) школьные библиотеки.

5) библиотеки музыкальных школ, домов детского творчества.

В городе:

1) детские отделы в «общих» библиотеках (муниципальных и профсоюзных).

2) детские библиотеки-филиалы ЦБС.

3) ЦГДБ – как филиал единой ЦБС или центральная в ЦБС детских библиотек.

4) школьные библиотеки.

5) библиотеки музыкальных школ, домов детского творчества.

6) библиотеки детских санаториев, больниц

7) областные детские библиотеки (ОДБ).

8) Российская государственная детская библиотека (РГДБ).

Детские библиотеки как специализированные библиотечные учреждения

Детская библиотека (ДБ) – библиотека, осуществляющая обслуживание детей (до 14 лет) и воспитателей.

ДБ – это библиотека с доступной для ребенка специализированной информационной средой, т. е. обладающая комплексом библиотечно-библиографических ресурсов специфически детского характера: фонд, МТБ, СПА, игровые атрибуты оформления приближены к интеллектуальным и физическим возможностям детей.

 

Учредителями специализированных ДБ выступают Министерство культуры РФ (РГДБ), органы управления субъектов РФ (государственные детские библиотеки: республиканские, краевые, областные), органы местного муниципального управления (общедоступные (публичные) детские библиотеки), профсоюзные комитеты организаций (профсоюзные детские библиотеки).

Самая большая сеть ДБ – государственные и муниципальные, в их числе: Российская государственная детская библиотека (РГДБ), республиканские, краевые ДБ, центральные детские библиотеки ЦБС, детские библиотеки-филиалы ЦБС.

В соответствии с Руководством РБА для детских библиотек России, доступное размещение специализированных детских библиотек реализуется посредством реализации предлагаемых нормативов:

 – в городах с населением до 50 тыс. жителей – как минимум одна ДБ;

– в городах с населением 50 тыс. жителей и более – одна ДБ на 4-7 тыс. учащихся и дошкольников;

– в городах и городских округах, имеющих районное деление, ДБ должна быть в каждом административном районе;

– в населенных пунктах сельских поселений – одна ДБ на каждую тысячу жителей;

– в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях, регионах Дальневосточного Федерального округа учитывается удаленность населенных пунктов сельских поселений от административного центра до 3 км и более 3 км.

 Пользователи ДБ составляют около 60 % всех детей, 1/3 общего количества пользователей государственных и муниципальных библиотек страны, книговыдача детских библиотек – 37 % общей книговыдачи общедоступных (публичных) библиотек.

Задачи ДБ как особого вида учреждений:

1) привлечение к чтению всех детей;

2) организация системного по содержанию, систематическогопо продолжительности чтения детей;

3) формирование гармонически развитой личности.

Миссия библиотек, обслуживающих детей, состоит в создании среды развития детей, отвечающей их возрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям через чтение, печатные, аудиовизуальные и электронные документы (Из Концепции обслуживания детей и юношества государственными и муниципальными библиотеками Свердловской области, 2003).

Структура отделов обслуживания ДБоснована на возрастных особенностях детей: создаются отделы для детей младшего возраста (0–4 кл.), среднего школьного возраста (5–8 кл.). Наряду с этим, в структуре ДБ присутствуют видеозалы, медиазалы, «комнаты сказок», игротеки и др.; в центральных детских библиотеках – отделы иностранной литературы, нотно-музыкальные.

Среди ДБ имеются специализированные: например, «История и искусство религии» (филиал № 8 г. Челябинск), по обслуживанию детей-инвалидов с доставкой книг на дом, библиотеки семейного чтения, информационно-библиотечные медиацентры (г. Магнитогорск) и др.

Центральные детские библиотеки

Российская государственная детская библиотека (РГДБ):библиотека федерального значения (учредитель – Министерство культуры РФ), научный, методический и координационный центр всех российских ДБ и библиотек, обслуживающих детей, центр информационно-библиотечного обслуживания детей России.

Областные (республиканские) ДБ:государственные (учредители – органы государственной власти и управления субъектов РФ), научные, методические и координационные центры всех ДБ и библиотек, обслуживающих детей данного региона, центры информационно-библиотечного обслуживания детей региона. 

Центральные городские (районные) детские библиотеки (ЦГДБ, ЦРДБ):  муниципальные (учредители – органы местного самоуправления), методические и координационные центры всех ДБ и библиотек, обслуживающих детей данного города (района), центры информационно-библиотечного обслуживания детей города (района).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 342.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...