Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организация библиотечного обслуживания молодежи




Юношество (молодежь) – социально-демографическая группа населения в возрасте от 14 до 25 лет.Действительная аудитория пользователей юношеских библиотек гораздо шире по возрасту, что отразилось в настоящее время в практике использовании слова«молодежь» вместо «юношество» для наименования этой категории читателей.В качестве пользователей библиотек, как и дети, также требуют учета особых психолого-педагогических, информационных и социальных параметров, что связано, в первую очередь, с выбором профессии, с первичной профадаптацией, военной службой, решением важнейших морально-нравственных проблем и др., приходящимися на этот жизненный период. Этими же факторами определяется повышение значения юношеских библиотек и библиотечного обслуживания юношества в настоящее время. Современные факторы социальной жизни (расширение влияния новых электронных технологий, психологическая напряженность, негативные последствия экономического кризиса и др.) актуализируют значение библиотечного обслуживания молодежи как способа их информационно-культурной стабилизации и социализации.

Миссия библиотек, обслуживающих юношество, состоит в содействии социализации личности молодых читателей, их информационной защите, оказании помощи в решении жизненных задач.

Нормативно-законодательное обеспечение библиотечного обслуживания молодежи реализуется Федеральным и региональными законами о библиотечном деле, Руководством ИФЛА по библиотечному обслуживанию юношества (1996 г.), Модельным стандартом деятельности юношеской библиотеки, разработанным РБА (2004), региональными концепциями обслуживания юношества.

Организационные формы специализированного библиотечного обслуживания молодежи:

1) учебные библиотеки(школьные, профессиональных учебных заведений – училищ, ссузов, вузов).

2) общедоступные библиотеки для взрослых:

      – выделение читательской группы «молодежь» на общем абонементе сельских, районных библиотек (фонд отдельно не выделяется, отдельно планируется работа и ведется ее учет);

– создание кафедры для обслуживания молодежи в общедоступной (публичной): (обслуживание осуществляет отдельный сотрудник);

– создание юношеского абонемента (отделения) в общедоступной (публичной) библиотеке (работают не менее 2 библиотекарей, имеется подсобный фонд, желательно отдельное помещение);

– создание юношеского отдела (филиала) (выделение абонемента с книжным фондом, читального зала с фондом на всех видах носителей и помещения для проведения массовых мероприятий; размещение в отдельном помещении, по возможности недалеко от библиотеки, при которой он был создан).

Специализированные юношеские библиотеки.

Юношеская библиотека (ЮБ) – библиотека универсального профиля, обслуживающая пользователей в возрасте от 14 лет, а также всех интересующихся проблемами молодежи.

 

Специализированная ЮБ – культурно-просветительное и информационное учреждение, способствующее процессу социализации и воспитания молодого человека посредством создания условий для обеспечения его общеобразовательного, культурного развития, организации досуга и межличностного общения.

Всего в стране 54 самостоятельных юношеских библиотек, среди них 9 объединенных библиотек для детей и юношества.

Учредителями специализированных ЮБ выступают Министерство культуры РФ (РГБМ), органы управления субъектов РФ (государственные юношеские библиотеки: республиканские, областные, краевые), органы местного муниципального управления (общедоступные публичные библиотеки).

Структура специализированного библиотечного обслуживания юношества (виды специализированных юношеских/молодежных библиотек)

Федеральный уровень

Российская государственная библиотека для молодежи – РГБМ(до 2009 г. именовалась Российской государственной юношеской библиотекой – РГЮБ):федерального значения (учредитель – Министерство культуры РФ), научный, методический и координационный центр всех юношеских (молодежных) библиотек и библиотек, обслуживающих молодежь, центр информационно-библиографического обслуживания молодежи России. Создана в 1966 г. на базе филиала ГПИБ как ГРЮБ РСФСР. Сегодня: 90 % книговыдачи – учебная литература; наблюдается «взрыв» числа пользователей; в структуре, помимо традиционных отделов, видеозал, компьютерный зал.

Региональный уровень

Областные (республиканские, краевые) юношеские (молодежные) библиотеки (ОЮБ):государственные (учреждены органами власти и управления субъектов РФ), научные, методические и координационные центры всех ЮБ и библиотек, обслуживающих молодежь, данного региона, центры информационно-библиографического обслуживания молодежи региона, центры информационного содействия региональным организациям по вопросам работы с молодежь.

На примере Челябинской ОЮБ, созданной в 1968 г., структура библиотек этого вида: директор, заместитель по общим вопросам, заместитель по хозяйственной части, абонемент с сектором массовой работы, читальный зал с сектором периодики, отдел литературы по искусству с видеосектором, информационно-библиографический отдел с сектором правовой информации, отдел новых библиотечных технологий с сектором мультимедийных технологий и интернет-сектором, организационно-методический отдел, отдел комплектования и обработки документов. 

Если в регионе отсутствует специализированная юношеская или детско-юношеская библиотека, то желательны юношеские отделы в универсальных научных библиотеках или методист-координатор в методической структуре подобной библиотеки.

Муниципальный уровень

1) городские юношеские (молодежные) библиотеки – библиотеки-филиалы ЦБС.

2) юношеские отделы (отделения), кафедры, абонементы в библиотеках-филиалах городских ЦБС.

Актуальные направления работы юношеских (молодежных) библиотек

1) деятельность как информационных центров по проблемам молодежи;

2) пропаганда литературы (особенного внимания требует художественная классика, история, экономика, страноведение; естественные науки; граждановедение);

3) изучение информационных потребностей молодежи;

4) создание в библиотеках условий для духовного роста, самообразования и самовоспитания;

5) сотрудничество со школьными библиотеками;

6) координация и кооперация работы с молодежными организациями (экологическими, правоохранительными, политическими, спортивными; учебными заведениями; военными частями; краеведческими, музыкальными, писательскими организациями);

7) получение грантов в реализации программ по работе с социально-незащищенными группами молодежи, с инвалидами;

8) создание психологических, социологических служб и «телефонов доверия»;

9) создание специализированных молодежных филиалов ЦБС;

10) повышение престижа библиотек с помощью рекламы, посредством СМИ.

Литература

1. Голубева, Н. Л. Функции детской библиотеки как института инкультурации личности / Н. Л. Голубенка // Библиотековедение. – 2007. – № 1. – С. 24–28.

2. Ивашина, М. В. Актуальная библиотека для нового поколения / М. В. Ивашина // Юношеские б-ки России: информ. вып. / Рос. гос. юношеск. б-ка. – М., 2006. – Вып. 4 (№ 39). – С. 55–58.

3. Кисловская, Г. А. Дети ждать не могут : об особенностях обслуживания юных читателей / Г. А. Кисловская, Н. В. Бубекина // Библ. дело. – 2010. – № 16. – С. 2–6.

4. Кузнецова, Т. Я. Смена культурной парадигмы / Т. Я. Кузнецова // Библ. дело. – 2008. – № 5. – С. 30–32.

5. Модельный стандарт деятельности юношеской библиотеки // Информ. бюллетень РБА. – 2004. – № 36. – С. 7–25.

6. Овчинникова, Ю. В. Перспективы развития библиотечного обслуживания юношества / Ю. В. Овчинникова // Юношеские б-ки России: информ. вып. / Рос. гос. юношеск. б-ка. – М., 2006. – Вып. 1 (№ 36). – С. 9– 22.

7. Панова, Т. Д. Экономим на детях, или кто заступится за самых маленьких / Т. Д. Панова // Библ. дело. – 2007. – № 2. – С. 41–42.

8. Проблемы юных читателей и пути их решения // Библ. дело. – 2004. – № 1. – С. 29–31.

9. Руководство для детских библиотек [ИФЛА] // Библиотека. – 2005. – № 5. – С. 71–73.

10. Руководство для детских библиотек России // Информ. бюллетень РБА. – 2010. – № 54. – С. 7–25.

11. Руководство ИФЛА по библиотечному обслуживанию юношества (1996 г.).

 

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте систему библиотек, обслуживающих детей.

2. Дайте характеристику детской библиотеки как вида библиотечного учреждения.

3. Охарактеризуйте центральные детские библиотеки.

4. Охарактеризуйте систему библиотек, обслуживающих молодежь.

5. Проанализируйте миссию библиотек, обслуживающих молодежь.

6. Охарактеризуйте центральные юношеские (молодежные) библиотеки.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1423.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...