Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Типология библиотек как проблема библиотечной теории и практики




Высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

 КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Институт документальных коммуникаций

Кафедра библиотечно-информационной деятельности

Л. В. СОКОЛЬСКАЯ

ТИПОЛОГИЯ БИБЛИОТЕК

Учебное пособие

По курсу «Общее библиотековедение»

Для студентов очного и заочного отделений,

Обучающихся по специальности

 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» и

Направлению 071200 «Библиотечно-информационные ресурсы»

 

Челябинск, 2011

УДК 021

ББК 78.3

С82

Утверждено на заседании кафедры библиотечно-информационной деятельности, протокол № 5 от 08.02.11. 

Л. В. Сокольская, канд. пед. наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности

 

С 82 Сокольская, Л. В.Типология библиотек: учеб. пособие по курсу «Общее библиотековедение» для студентов очного и заочного отд., обучающихся по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» и направлению 071200 «Библиотечно-информационные ресурсы»  /Л. В. Сокольская ; ФГОУ ВПО «Челяб. гос. акад. культуры и искусств». – Челябинск, 2011. – 103 с.

 

 

Издание содержит материалы в помощь студентам для изучения темы «Типология библиотек»: теоретического характера для ее более глубокого осмысления и практического в форме руководств для выполнения конкретных заданий; вспомогательное значение имеют типологические таблицы библиотек и обширный список литературы.  

Печатается по решению редакционно-издательского совета ЧГАКИ 

 

© Челябинская государственная академия 

                           культуры и искусств, 2011

                                 © Сокольская Л. В., 2011

Оглавление

Введение ………………………………………………………………............................4

Раздел I. Теоретические аспекты разработки

 проблемы типологии библиотек…………………………………….......6

1. Современная типология библиотек: общие положения………………………………6

2. Универсальные библиотеки: понятие, типологические черты, функции,

 виды…………………………………………………………………………………………….13

3. Универсальные общедоступные (публичные библиотеки: общая

 характеристика вида…………………………………………………………………………17

4. Организация обслуживания населения общедоступными (публичными)

муниципальными библиотеками……………………………………………………………25

5. Организация библиотечного обслуживания детей и молодежи……………………42

6. Универсальные научные библиотеки………………………………............................53

7. Специальные библиотеки…………………………………………………………………65

РазделII. Практические занятия……………………………………….76

Практическая работа № 1.Отражение темы «Типология библиотек»

в учебнике………………………………………………………………………………………76

Практическая работа № 2. Анализ понятия «Типология библиотек» в

«Библиотечной энциклопедии»………………………………………………....................77

Практическая работа № 3. Модельный стандарт деятельности публичной

 библиотеки……………………………………………………………………………………..77

Практическая работа № 4. Типологическая экспертиза общедоступных

 (публичных) библиотек………………………………………………………………………80

Практическая работа № 5. Типологическая характеристика

 библиотеки…………......................................................................................................80

Практическая работа № 6. Современные сельские библиотеки ………….............. 82

Практическая работа № 7. «Руководство для детских библиотек» ИФЛА…………..84

Практическая работа № 8. Устав РГБМ…………………………………………………...87

Практическая работа № 9. Областные универсальные научные библиотеки:

типологическая характеристика (на примере ЧОУНБ): …………………………........90

Приложения…………………………………………………………………………….92

Список сокращений……………………………………………………………....92

Список литературы ……………………………………………………………….95

Таблица 1. Типология современных отечественных библиотек…………...............100

Таблица 2. Типология общедоступных (публичных) библиотек различных

 форм собственности………………………………………………………………………..102

Таблица 3. Типология специальных библиотек…………………………...................103

 

ВВЕДЕНИЕ

«Типология библиотек» – одна из важнейших тем курса «Общее библиотековедение», преподавание которой позволяет реализовать задачу ознакомления студентов с основными типами и видами библиотек.

Сложность изучения данной темы состоит в отсутствии как таковой официальной (единой, абсолютно авторитетной) типологии библиотек, в существенной моральной устарелости варианта, предложенного в соответствующем учебнике (Карташов, Н. С. Общее библиотековедение: учебник: в 2 ч. / Н. С. Карташов, В. В. Скворцов. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1996 – 1997. Ч. 2. Карташов, Н. С. Общая теория библиотечного дела / Н. С. Карташов. – М., 1997. – 256 с.). Наряду с этим, тема привлекает постоянное активное внимание специалистов, что сопровождается значительным количеством публикаций, зачастую отражающих оригинальные авторские подходы.

В этой ситуации студенты не всегда способны глубоко проанализировать и сопоставить позиции разных авторов. Положение усугубляется тем, что дисциплина «Общее библиотековедение» изучается студентами первого-второго курсов дневного отделения и первого – заочного: студентам объективно недостает теоретической подготовки для полноценного изучения темы по первоисточникам.

Соответственно, данное учебное пособие имеет целью оказание студенткам практической помощи в изучении важной и сложной темы курса. Для этого в пособие включены тексты по основным теоретическим направлениям разработки проблемы типологии библиотек. Текст каждой лекции структурирован, акцентируя внимание студентов на важнейшие позиции темы, и сопровожден списком дополнительной литературы для самостоятельного изучения и вопросами для самопроверки, позволяющими студенту оценить степень изучения данного вопроса.

В пособие также включены материалы для практических работ по данной теме. Методика их выполнения позволяет студентам самостоятельно более глубоко проникнуть в содержание темы, увидеть практическое проявление такой теоретической темы, как типология библиотек. Обращение к конкретным документам в ходе выполнения практических работ формирует у студентов умения работы с профессиональной научной и справочной литературой, выполнения типологической идентификации библиотек.

Иллюстративный материал в виде таблиц, наглядно отображающий типологическое своеобразие и/или однотипность библиотек, позволит студентам визуально наблюдать это сложный процесс, содействует его лучшему осмыслению и запоминанию.

В пособие включен список сокращений, используемых в тексте, основным содержанием которого стали аббревиатуры названий конкретных библиотек и видов библиотечных учреждений.

Завершается пособие развернутым списком литературы, позволяющим студентам увидеть многоаспектность исследования отечественными учеными проблемы типологии библиотек. Представленные материалы могут быть использованы как для самостоятельного более глубокого изучения темы, так и при выполнении курсовых и дипломных работ.

 

Раздел I.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ПРОБЛЕМЫ ТИПОЛОГИИ БИБЛИОТЕК

1. СОВРЕМЕННАЯ ТИПОЛОГИЯ БИБЛИОТЕК:

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Типология библиотек как проблема библиотечной теории и практики

По количеству учреждений, библиотечная отрасль – самая обширная из всех государственных информационных систем (в сравнении с Архивным фондом России, государственной системой статистики и др.). При этом отрасль охватывает чрезвычайно разнообразныебиблиотечные учреждения.

Причины многообразия библиотек:

1) библиотеки призваны удовлетворять разные информационные потребности пользователейв зависимости от их разных личностных факторов (возраст, профессия, самообразовательные цели, состояние здоровья и проч.);

2) учредителями библиотек выступают разные организации;

3) в размещении библиотек используются разные подходы – территориальные, ведомственные.

Причины типологизации библиотек:

1) организация дифференцированного обслуживания пользователей;

2) эффективное управление одновидовыми библиотеками;

3) глубокое научное познание одновидовых библиотек.

4) изучение специфики различных библиотек в процессе профессионального обучения.

5) статистика.

Потребность в типологии библиотек осознана давно. В разные исторические периоды зафиксированы различные научные представления о вариантах классификации библиотек. Так, в конце XIX – начале XX в. по признаку читательского назначения выделяли библиотеки: общедоступные (платные и бесплатные); ограниченного пользования (сословные, коммерческие, общественные служебные); по принадлежности:государственные, общественных организаций, личные; по месту в регионе: сельские, волостные, уездные, губернские; по составу фондов:универсальные, специальные.

В первые годы советской власти К. И. Дерунов выделял народные, общественные академические библиотеки, В. Я. Брюсов – школьные, просветительские, научные библиотеки.

В 1934 г. в ходе первой Всесоюзной переписи населения использовалось деление библиотекнамассовые, детские, учебных заведений, научные и специальные. Однако такая классификация подвергалась идеологической критике, подобно той, что принадлежитМ. А.Потапову «В СССР все библиотеки – массовые, поэтому следует выделять только два их типа: универсальные и специальные».

С конца 1930-х гг. специалисты все чаще солидарно делят все библиотеки страны на две группы:1.массовые библиотеки; 2. научные и специальные библиотеки.

В 1956 г. О. С. Чубарьян в первом учебнике «Общее библиотековедение» зафиксировал, что по читательскому назначению библиотеки делятся на массовые и научные, позже к «научным» добавил «специальные». Данная типология библиотек фактически стала незыблемой на долгие годы в отечественном библиотековедении.Только в 1984 г. Н. С. Карташовым предложена новая типология библиотек,предполагавшая их деление на универсальные и специальные, которая также представала авторитетной на длительный период.

До сих пор в мировом библиотековедении нет единого мнения относительно места проблемы типологии библиотек в теории библиотечного дела. Есть сторонники как только философского осмысления этой проблемы, так и приверженцы мнения о ее сугубо практическом значении.

В отечественном библиотековедении также можно найти разные точки зрения по этому поводу. Так, по мнению И. М. Фрумина, «Типология библиотек – чисто теоретическая проблема, необходимая только для постановки преподавания» (1970-е гг.), с точки зрения А. И. Литинского «Проблема типологии библиотек имеет не только теоретическое, но и практическое значение, ее неразработанность – тормоз в решении других вопросов библиотечной науки», некоторые другие специалисты считали, чтотипология библиотек нужна практически для разделения труда в системе информационного обслуживания специалистов. 

Современные специалисты однозначно признают: типология библиотек – важная научная и практическая проблема, так как она лежит в основе решения всех других задач библиотечного дела.

Типология библиотек – не механический процесс распределения библиотек по разным группам. Отнесение библиотеки к той или иной группе предопределяет всю ее деятельность: функции, задачи; формы работы; принципы комплектования; принципы раскрытия фонда через СПА, размещение, расстановку; требования к архитектуре, оборудованию библиотек; требования к профессиональным компетенциям сотрудников библиотек.

Причины актуализации проблемы типологии библиотек в отечественном библиотековедении:

1) разрушение отечественной библиотечной сети как ранее унифицированной по видам; разнообразие реально существующих в настоящее время библиотек;

2) возрастающая специализация библиотек, выражающаяся либо во внимании к какой-либо сфере деятельности, либо в принятии особых обязанностей (культурно-массовых, музейных, краеведческих и др.);

3) усиление влияния на библиотечную практику высоких информационных технологий (создание сетевых библиотек, сочетание в традиционных библиотеках разных видов информации);

4) отсутствие авторитетной научной типологии библиотек, многочисленность ее научных вариантов;

5) ограниченность официальной (в Федеральном законе о библиотечном деле) типологии библиотек;

6) необходимость учета международной типологии библиотек.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 376.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...