Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РАЗДЕЛ 2. ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНАЯ МОДЕЛЬ, ВООБРАЖЕНИЕ ДИЗАЙНЕРА.




 

Тема 7. Мифологическое мышление его актуальность.

Мифологемы средового восприятия.

 

План лекции

1. Предметно-пространственная среда специфический объект дизайнерского проектирования.

2. Структурные особенности мифопоэтической модели мира.

3. Эмоциональный потенциал архетипов.

 

Содержание лекции

 

Раскрывая дизайн – его специфическую сферу деятельности по проектированию предметно-пространственной среды. Разработка нового подхода к созданию средового объекта была обусловлена, прежде всего, тем, что переживание его человеком отличается от преимущественно рационального восприятия отдельной вещи, например, рабочего инструмента или даже модного аксессуара, указывающего на принадлежность его владельца к определённой социальной или субкультурой группе. Можно сказать, что восприятие человеком вещи связано с фиксированием на ней внимания, а уже одно это частично выводит его из-под бессознательной в духе «двадцать пятого кадра» подверженности влиянию объекта на его эмоциональный строй. Но для того чтобы в процессе проектирования дизайнер имел возможность соотнести себя с «передовым субъектом», ощутить его ожидания, активно сопереживать ему, необходимо понимать источник своеобразиявосприятия среды. Однако если такое отличие и существует, и мы его определим, всё равно ведь не только переживание любой среды, но и любое переживание среды индивидуально, специфично при всех различиях средового восприятия, при всей его вариативности— нельзя ли найти некий инварианттого, «что остаётся неизменным». Новое понимание объекта проектирования, как уже говорилось, вызрело в отечественном дизайне на основе развивающихся в науке экологических и системных представлений, которые в 70-е - начале 80-х годов уже стали заметным культурным явлением. Однако интеллектуальная питательная среда для утверждения новой проектной парадигмы одним этим не исчерпывалась. Познавательные возможности мифологического мышления (в частности, его особая полнота за счёт включения эмоционально-интуитивного начала) и историческое сосуществование мифологического и научного мышлении не позволяют рассматривать первое исключительно как несовершенного предшественника второго. В это же время, со ссылкой на открытия, сделанные в области психологии З. Фрейдом, К. Г. Юнгом, в общекультурных представлениях устанавливается равноправность рациональных и иррациональных структур сознания, реабилитируются такие бессознательные психические процессы, внимание к которым ещё недавно в понимании большинства людей связывалось с «отсталостью» и «мракобесием». Архаический человек воспринимал мир целостно и не вычленял себя из этого мира, отстранённая позиция наблюдателя - плод более позднего сознания. Эмоционально включённый в среду человек, полностью адаптированный к этой среде, переживает её как естественное продолжение самого себя. Полнейшая «растворенность» его в среде распространяется на все аспекты восприятия, то есть в основе «средового» восприятия лежит мифологический тип сознания,до сегодняшнего дня сохраняющий свою актуальность[6,с.105-106].










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 275.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...